Тема 25. Урок - основная форма учебно-воспитательной работы с учащимися.

1).Планирование педагогического процесса.

Одним из важнейших принципов методики является твердое и систематическое руководство всем процессом обучения со стороны педагога.

В музыкальных учебных заведениях оно осуществляется на основе определенного плана, предусматривающего те сочинения, которые должны быть пройдены учеником.

Для каждого ученика составляется индивидуальный план. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика, и наоборот, ошибки в составлении плана могут вызвать нежелательные последствия. Поэтому составлять планы надо очень продуманно. Педагог обязан подготовить его заранее.

План должен быть действительно индивидуальным и отвечать задаче воспитания данного ученика. Необходимо выбрать такие произведения, которые нравились бы ученику и в то же время способствовали его развитию.

Нельзя завышать программу, так как в этом случае ученик теряет веру в свои силы. При занижении же программы – нет роста и движения вперед.

Необходимо поощрять самостоятельность ученика в выборе программы, но относиться к программе выбранной учеником надо внимательно. Поощрение самостоятельности ученика пробуждает белее живое отношение к занятиям музыкой и работе над избранным произведением.

Программа должна быть разнообразной и включать в себя произведения различных композиторов, стилей и эпох.

При составлении индивидуального плана надо продумать, что будет исполнено на академическом концерте, на экзамене, в концертной практике. Знание сроков концертов способствует более качественной подготовке произведений к выступлению.

Планы представляются к началу каждого полугодия. К весеннему экзамену педагог составляет характеристику учеников, где отмечает успеваемость за прошедший учебный год, отношение к работе и степень выполнения плана, сделанные успехи и имеющиеся недостатки. В характеристике следует так же сказать о музыкальных способностях ученика и их развитии.

2). Задачи и содержание урока. Реализация всего плана воспитания и обучения ученика протекает в значительной мере во время занятий в классе. Задачами урока являются:

1. проверка домашнего задания.

2. работа над произведением

3. задание на дом.

Очень важно проверять домашнее задание. В противном случае ученик начинает меньше уделять внимания пьесе, которая была задана, но не проверена.

Работа над произведением в классе – это не только прослушивание их и высказывание замечаний. Педагог должен детально поработать над произведением вцелом или отдельными местами и убедиться в том, что ученик понял задание и может самостоятельно работать. Для закрепления знаний целесообразно записать принцип работы над произведением в специальную тетрадь (в дневнике может не хватить места для подробной записи). Задание на дом должно быть по силам ученика: завышение приведет к не выполнению, занижение - лишит стимула к занятиям.

Помимо прохождения репертуара, на уроке необходимо заниматься чтением с листа, работать над упражнениями, гаммами и этюдами.

3). Подготовка педагога к уроку. В целях рационального использования времени урока педагогу необходимо готовиться к нему, особенно вначале при разборе программы.

Надо тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его хорошо играть, продумать аппликатуру, наметить пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения, способы работы над трудными местами в произведениях.

Конечно, всего предусмотреть заранее невозможно, от педагога потребуется элемент импровизационности, но это и будет творчество педагога во время урока.

4). Последовательность работы с учеником.

Для успешной работы на уроке большую роль играет психологическая обстановка, которую должен создать педагог.

**) «…начало, как правило, во многом определяет дальнейший ход урока, Например, начав свои замечания примерно так: « Мне очень понравилось, как у тебя прозвучала эта фраза, А ну-ка, сыграй это место еще раз», - педагог создает условия для более плодотворной работы, чем, если он скажет, «Опять ты не выполнил задание. Ты просто лентяй и бездельник». Конечно, констатировать отрицательные моменты зачастую легче, чем найти положительные. Но исправлять плохое, не найдя в ученике ничего хорошего, значительно труднее. Поэтому найти правильный тон, создать соответствующую атмосферу – это, значит, обеспечить успешное проведение урока».

Несколько слов о том, как лучше распланировать время урока. В начале полезно поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар – целесообразно на одном уроке детальнее заняться частью произведений, а на следующем – остальными, ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашней работы и несколькими самыми существенными замечаниями.

Чтению нот и игре инструктивного материала лучше уделить время в середине урока, чтобы освежить внимание ученика. Если оставить эту работу на конец, то можно не успеть ее выполнить (некоторые педагоги начинают урок с работы над инструктивным материалом с тем, чтобы ученик «разыгрался», целесообразнее приучить ученика приходить на урок «разыгранным»).

5). Исполнение педагогом произведения.

Очень важно, чтобы педагог мог сыграть произведение, разучиваемое учеником. Исполнять произведение целиком полезно либо в начальной стадии его изучения с тем, чтобы заинтересовать ученика, либо в конце, когда это поможет «собрать» пьесу, лучше почувствовать форму, глубже проникнуть в образ. Конечно, проигрывать произведение целиком педагог должен в том случае, если уверен, что исполнит лучше ученика. В противном случае следует ограничиться показом небольших эпизодов по преодолению трудных мест.

Если говорить об учениках младших классов и особенно начинающих, то для них показ педагога очень важен. Если учесть, что многие упражнения для постановки левой руки написаны с использованием хроматизмов, то показ педагога на инструменте и обучение «с рук» просто необходимо.

6). Словесные пояснения и другие формы работы с учениками.

Большую роль в раскрытиисодержания играют словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее.

Словесные пояснения и образные сравнения должны быть близки и понятны ученику. Если ученик не понимает произведение, то полезно изложить ему какую-нибудь программу.

При работе над произведением очень важно рассказать ученику о стиле композитора, об эпохе, в которую было создано произведение.

Очень большое значение имеет эмоциональное воздействие на ученика. Дирижирование исполняемым произведением, пропевание его и т.д. Здесь тоже должна быть соблюдена мера, иначе можно заглушить инициативу ученика.

Органичное сочетание и использование всех этих методов в педагогической работе создает предпосылки для наиболее успешного решения поставленных задач.

Тема 26. Личность педагога-музыканта, основные направления его деятельности.

Личность педагога и его контакт с учеником играют важную роль в воспитании и обучении ученика.

**) «…Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который бывает решающим для успехов ученика не только в младшем, но и старшем возрасте.

Потянув эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны, педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, т.е. для работы над художественным образом, что способствует появлению инициативы у ученика.

Разговаривая и рассуждая с ребенком на равных, в то же время нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретноемышление.Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. В начальном периоде все, чему мы хотим научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать.

Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. С и с т е м а, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. М е т о д и к а же, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. Чем опытнее педагог, тем больше он видит путей для различных индивидуальностей.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1164;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.