Рассмотрим принципы выполнения основной задачи.

Если проанализировать мелодические линии в музыкальных произведениях, то мы увидим, что они направлены: вверх, вниз, прямолинейно или ломано.

Исходя из этого анализа, мы и должны строить свою работу по постановке рук и о способах выполнения левой рукой своих функций.

Постановка должна обеспечивать руке свободу: 1.Левая рука не участвует в удержании инструмента. 2. Не «захватывает» гриф. 3. Плечо опущено, и локоть свободно висит.

Существует два способа прижатия пальцем струны:

1.Прижатие с использованием веса руки (в дальнейшем условно будем называть «игра на весе»).

2. Прижатие без веса руки (в дальнейшем условно будем называть «игра на мышце»).

Прежде чем перейти к описанию этих двух способов прижатия струны, необходимо познакомиться с работой мышц.

Мышцы делятся на сгибатели и разгибатели. Если опустить руку свободно вниз, то мы увидим, что пальцы согнуты в сторону ладони, а рука слегка согнута в локте. Так действуют мышцы-сгибатели. Они сильнее мышц-разгибателей, если бы было не так, то пальцы и рука находились бы в выпрямленном состоянии. Это подчеркивает то, что в человеке сильно развит хватательный рефлекс, который в некоторых случаях помогает музыканту-исполнителю, а иногда сильно мешает и с ним приходится активно бороться.

Еще одна особенность мышц: если активно включить сгибатель и быстро расслабить руку, то рефлекторно откликается и разгибатель, то же самое происходит и в обратном порядке, для примера проделаем следующие упражнения:

1. Опустите руку вниз так, чтобы она свободно висела. Медленно сожмите пальцы в кулак, а затем расслабьте, кулак разожмется так же медленно, как и сжимался.

2. Рука свободно висит. Теперь резко сожмите пальцы в кулак, но не удерживайте кулак в напряженном состоянии, а сразу же расслабьте. Кулак разожмется так же резко, как и сжимался.

3. Рука свободно висит. Медленно раскройте пальцы наружу от ладони и расслабьте, пальцы медленно придут в первоначальное полусогнутое состояние.

4. Рука свободно висит. Теперь резко раскройте пальцы наружу и расслабьте, пальцы так же резко придут в первоначальное полусогнутое состояние.

Рассмотрим, как знание этого механизма может помочь нам в работе. Для этого вернемся к двум способам прижатия струны (подробно о том, как работать над ними будет сказано ниже, пока же ограничимся общим описанием).

«Игра на мышце» характерна тем, что после активного нажима пальца на струну или удара по ней (участвует сгибатель), следует активный отскок (участвует разгибатель). Чем активнее удар, тем быстрее отскок. Здесь мы видим подтверждение наших утверждений о том, что чем активнее работает сгибатель, тем быстрее откликается разгибатель. Работа в этом направлении поможет воспитать «реактивность» пальцев, что в дальнейшем будет способствовать развитию техники.

Для «игры на весе» характерен перенос веса руки с одного пальца на другой. Здесь практически отсутствует удар по струне, соответственно и отскок минимальный. Теперь рассмотрим каждый способ прижатия струны подробнее.

Игра при помощи веса («на весе»).В основе этого способа лежит принцип «висящей» на пальце руки. Для наглядности проделаем следующее упражнение: поднимите правую руку на уровне лица ладонью вниз, на нее со стороны мизинца повесьте левую руку на согнутые пальцы 1,2,3,4, локоть свободно висит. Почувствуйте, что левая рука висит на правой, зацепившись пальцами. Сохраняя ощущение веса, и опираясь на правую руку, постепенно опускайте локоть левой руки вниз и, переводите ее в положение как бы «на грифе» (правая рука движется вместе с левой рукой). Это же упражнение можно проделать с инструментом, который заменит правую руку: Поднимите инструмент на уровень лица струнами вверх, повесьте левую руку пальцами на гриф – далее как в предыдущем упражнении. Теперь перейдем непосредственно к постановке левой руки и освоению способа игры «на весе».

Логично начинать постановку левой руки со 2-го пальца как центрального и наиболее сильного. Поставьте палец на струну «молоточком» (подушечка прижимает струну, палец согнут в суставах), локоть свободно висит (для проверки свободы педагог может покачать локоть ученика к корпусу - от корпуса). Должно появиться ощущение, что вся рука висит на пальце. Для усиления этого ощущения можно повибрировать пальцем на ладу. Отработку этого способа лучше начинать со второго пальца (как центрального и самого сильного), затем, в такой последовательности: 1,3,4.

Следующий этап: перемещение веса с одного пальца на другой. Поставить палец на лад, повибрировать, перенести вес руки на другой палец, повибрировать. Отрабатывать лучше в такой последовательности: смежные пальцы - 2-1-2, 2-3-2, 3-4-3, 1-2-3-4-3-2-1, не смежные пальцы – 1-3-1, 2-4-2, 1-4-1. Для того чтобы не было скованности руки, упражнения лучше выполнять в пределах хроматического тетрахорда. В дальнейшем можно показать ученику «с рук» упражнения из нотного приложения: №№ 1,5 (для домристов и балалаечников) и упражнения №№ 3,6 (для гитаристов).

При отработке игры «на весе» у домристов и балалаечников левая рука будет принимать не совсем верное положение (ладонь – параллельно грифу). После приобретения определенного навыка, руку следует привести в «скошенное» состояние (ладонь направлена в сторону корпуса инструмента). Здесь важно не упустить момент иначе неправильное положение превратится в устойчивый навык.

Игра без веса («на мышце»)применяется для исполнения штриха staccato, при чередовании прижатых на ладах звуков с открытой струной, при исполнении ломаных построений и др.

Для отработки этого способа надо проделать следующие упражнения: 1. активно ударить пальцем по струне и зафиксировать палец на ладу так, чтобы оставался звук от удара (фактически для гитаристов это освоение приема восходящее легато, а для балалаечников – пиццикато пальцами левой руки), 2. Удар пальцем по струне с последующим его отскоком от струны.

В дальнейшем можно показать ученику «с рук» упражнения из нотного приложения, для домристов и балалаечников № 2, для гитаристов - № 4.

Еще один важный вопрос в формировании левой руки – это развитие боковой растяжки между пальцами. Можно порекомендовать два способа развития растяжки: 1). Без инструмента. Пальцами правой руки раздвигаем смежные пальцы левой руки в боковой растяжке (Пальцы левой руки расслаблены). 2). На инструменте. Играть упражнения №№7.8.9. из нотного приложения. Следует обратить внимание на то, что в этих упражнениях кроме боковой растяжки присутствует принцип распрямления пальцев в фаланговых суставах.

Особое внимание надо уделять большому пальцу левой руки. Мы говорили о том, что у человека сильно развит хватательный рефлекс. В работе левой руки в одних случаях он может помочь, а в других – с ним необходимо активно бороться.

Почти во всех «Школах» для домры и балалайки говорится о том, что большой палец должен находиться между первым и вторым пальцами, правда в некоторых добавляется, что со временем, когда окрепнут пальцы левой руки, большой палец можно сдвинуть чуть выше первого. Принципиальным в этом вопросе является то, чтобы не укоренился навык «захвата» грифа большим пальцем, в этом случае левая рука будет закрепощена и ее подвижность ограничится.

Работа «на весе», при слегка отведенном в сторону большом пальце, помогает ослабить хватательный рефлекс. Однако слабому мизинцу на первых порах хватательный рефлекс помогает.

Для формирования постановки левой руки в качестве художественного и инструктивного материала домристам и балалаечникам можно рекомендовать обратиться внотное приложение «Формирование основ двигательной техники левой руки по В.А.Рябову». Материал автором изложен последовательно, но из-за большого количества случайных знаков, изучать его с учеником надо «с рук» педагога. В дополнение можно рекомендовать Упражнение №10 из нотного приложения.

 

 

Раздел 3.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 955;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.