Тема 5. Развитие общемузыкальных способностей в процессе обучения музыканта-исполнителя.
Музыкальность. Не всегда у ученика ярко выражена музыкальность. Музыкальным считают человека, чувствующего красоту и выразительность музыки, умеющего воспринимать и передавать художественное содержание музыки.
В первых классах ДМШ у учеников, как правило, музыкальность слабо выражена, поэтому для ее развития необходимо проводить урок более музыкально. Важно привить у детей любовь к слушанию и слышанию музыки. Для этого необходимо строить урок в духе постоянного вслушивания в свое исполнение. Для воспитания музыкального вкуса надо привить ученику потребность прослушивать аудиозаписи выдающихся мастеров музыкально-исполнительского искусства (не обязательно только на своем инструменте). Слушать на начальном этапе лучше вместе с педагогом и параллельно делать анализ исполнения, заостряя особое внимание на характерных моментах исполнения. Необходимо убедиться в том, что ученик «слышит» и «различает» оттенки исполнения.
Музыкальный слух – сложное понятие, включающее в себя ряд компонентов.
Абсолютный слух – способность узнавать или воспроизводить высоту отдельного звука (не сравнивая его с другим воспроизведенным звуком, высота которого известна).
Относительный слух – способность определять высоту звука путем сравнения его с другим звуком (высотное положение которого известно), узнавать или воспроизводить музыкальные интервалы.
Ладовый слух – способность различать ладовые функции отдельных звуков мелодии.
Гармонический слух – способность воспринимать многоголосную музыку, качество созвучий и характер их связи, консонантность и диссонантность их.
Звуковысотный или интонационный слух – способность различать и воспроизводить небольшие звуковысотные отклонения-интонации внутри одной музыкальной ступени.
Динамический слух – способность различать громкость звучания.
Тембровый слух – умение услышать различную окраску звука на одном инструменте, а также различать по тембру инструменты оркестра.
Внутренний слух – способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, не исполняя и реально не слушая ее (воспроизводя музыку в памяти, читая ноты или создавая ее в процессе творчества).
Хорошо если гармонично развиваются все виды слуха. В развитии слуха не надо полагаться только на предметы музыкально-теоретического цикла. Педагог по специальности в неменьшей степени может участвовать в развитии всех видов слуха, для этого необходим комплексный подход к обучению. Очень часто ученик увлечен технологической работой: следит за аппликатурой, старается прочитать нотный текст, совершенно забывая при этом о музыке. Надо строить свою работу не по принципу сначала технология, а потом музыка, а наоборот,характер музыки определяет технологию. Для этого ученика необходимо постоянно заставлять «вслушиваться» в свое исполнение, учить умению, анализировать свое исполнение. Как можно чаще надо просить его пропевать свое произведение голосом (в большей степени это относится к мелодии), при этом следить за выразительностью исполнения.
Полезно задавать ученику, выучивать небольшое и несложное произведение без инструмента.
Музыкальная память.Огромное значение в развитии музыканта-исполнителя имеет хорошая музыкальная память. Ученик с хорошей памятью обладает многими преимуществами. Он значительно скорее разучивает произведение и накапливает музыкальные впечатления, что дает ему возможность быстро двигаться вперед.
Музыкальная память – понятие синтетическое, включающее в себя слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти.
Как и все способности, она поддается развитию. Педагог должен следить за развитием памяти у ученика, стремиться к тому, чтобы было возможно меньше срывов на эстраде, так как они могут нанести психологическую травму ученику и подорвать у него уверенность в себе.
Пианист Гальстон сказал, что музыкальная память должна уподобляться лифту, подвешенному на нескольких тросах – если какой-нибудь из них оборвется, то останутся в запасе несколько других.
Очень важно, чтобы у музыканта-исполнителя были развиты, по крайней мере, три вида памяти – слуховая, логическая и двигательная.
Слуховая память – когда запоминание музыкального произведения происходит путем закрепления на слух всех элементов музыки и основывается на музыкальности воспринимающего, на ощущении им логики музыкального развития. Музыку можно запоминать как непосредственно в самом процессе слушания ее, так и при чтении нот, без инструмента (внутренним слухом).
Логическая память – в ее основе лежит комплекс знаний по предметам музыкально-теоретического цикла: форма (синтаксис и композиция произведения), гармония, фактура.
Двигательная (моторная) память – основана на автоматизации движений пальцев, рук; та или иная последовательность звуков при многократном повторении закрепляется в соответствующих мышечных ощущениях. У инструменталистов двигательная память связана с аппликатурой; рациональная аппликатура облегчает во многом мышечное «запоминание» исполняемой музыки.
Зрительная музыкальная память – запоминание нот, текста зрительным путем, как бы «фотографируя» его. При исполнении «наизусть», с помощью зрительной музыкальной памяти, играющий мысленно «видит» перед собой страницы нотного текста или движение пальцев на грифе.
Средства для развития музыкальной памяти различны: многократное повторение на инструменте музыкального отрывка или произведения в целом; изучение произведения без инструмента, внутренним слухом, пока оно не раскроется мысленно как законченная картина. Очень важно, чтобы в запоминании участвовали все виды памяти, и чтобы внимание было направлено на запоминание, воля выучить наизусть способствует успеху дела.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 5644;