Тема 4. Подбор учеников. Определение музыкальных способностей.
От правильного подбора учеников во многом зависит результат обучения. Для автора курса показательным и неожиданным явился метод отбора учеников педагогом-новатором по классу домры Л.И Демченко. На начальном этапе она «просеивает» детские сады и отбирает учеников в подготовительный класс (примерно 10 человек). После 1 года занятий в подготовительном классе, оставляет 1-2 учеников для дальнейшего обучения.
Когда ей задали вопрос: «А что делать с остальными?», она ответила: «Домра слишком трудный в профессиональном обучении инструмент, поэтому на нем профессионально должны обучаться высоко одаренные дети, а остальным, для общего музыкального образования, я рекомендую идти учиться на менее сложные в освоении музыкальные инструменты – фортепиано, баян». Помню, это вызвало в зале всплеск эмоций, оно и понятно, ведь мы, домристы и балалаечники привыкли получать учеников по «остаточному принципу», а потом самим мучаться и мучить учеников. Гитара в настоящее время пользуется большой популярностью (по истории развития гитары мы знаем, что у нее были периоды взлета и падения). Тем не менее, этот инструмент в профессиональном освоении не менее сложен, чем домра и балалайка. У балалайки, гитары и особенно домры общие сложности –1) это достаточно большая натяжка струн, которая затрудняет работу правой руки, 2) – синхронность действий правой и левой руки. Правда, если гитаристы и балалаечники извлекают звук непосредственно при помощи пальцев, то домристы – при помощи посредника – медиатора (это еще сложнее). Проанализировав все это, приходишь к выводу, что Л.И.Демченко очень даже права.
Каков же критерий в подборе учеников?
1. Ребенок должен быть физически и психически здоров (известный педагог-скрипач П.С.Столярский (1871- 1944г.г.) отбирал себе учеников следующим образом: в послереволюционное время ходил по дворам Одессы и наблюдал за играми детей и отбирал самых подвижных, смышленых и физически сильных детей, затем подходил к ним, знакомился и шел на беседу с родителями и говорил родителям: «Вашему сыну надо заниматься на скрипке»). Ложно представление о том, что музыкой надо заниматься «хилым» детям. Для занятий музыкой необходимо хорошее физическое и психическое здоровье.
2. Для занятия музыкой нужны чисто музыкальные способности и в первую очередь чувство сопереживания музыки. Безусловно, любые задатки поддаются развитию, но если нет отклика души на музыку, то все остальное теряет смысл. Современная музыкальная педагогика достигла тех вершин, когда ученик настолько оснащен не только «технологически», но и в области логики музыкального языка, что исполнение кажется совершенным, но присутствует ощущение, что чего-то не хватает, а не хватает того первоначального «чувствования» музыки, яркого индивидуального переживания, это не разовьешь, это природный дар.
3. Недостаточно просто «чувствовать» музыку необходимо еще иметь комплекс чисто музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальную память.
Как же проверить музыкальные данные ученика?
1. Необходимо сделать вступительный экзамен более «музыкальным». Не надо ограничиваться тем, чтобы попросить ребенка повторить голосом несколько звуков, исполненных на инструменте или простучать предложенную ритмическую фигуру, надо попросить ребенка «исполнить» какую-нибудь песенку (правда, современные дети зачастую это делать не умеют). В идеале пение обнаруживает слух и ритмическое чувство, а главное – это уже исполнительский процесс, в котором проявляются все способности поющего в действии.
2. Можно предложить дополнительное задание на воспроизведение голосом интервалов, разложенных аккордов и небольших мелодических отрывков. Если развитость ребенка не позволяет этого сделать, то можно предложить ему услышать количество звуков в аккорде.
3. Исполнить несколько ритмически-характерных мелодических отрывков и попросить повторить ритм сыгранного эпизода. Это лучше чем простое отстукивание ритмических рисунков.
Для того, чтобы поступающий чувствовал себя спокойно, надо сделать обстановку экзамена менее официальной. Пусть с первой встречи с музыкальной школой ребенок чувствует, что он пришел заниматься интересным делом, что к нему относятся приветливо, доброжелательно.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1125;