Тема 2. Значение исполнительских традиций для становления и развития методики обучения игре на инструменте.
Предмет методики. Важнейшие предпосылки становления музыканта-исполнителя.
Тема 1. Содержание и задачи курса методики обучения игре на домре, балалайке, гитаре.
Роль и место исполнительства на народных инструментах в современной музыкальной культуре. Каждый музыкальный инструмент проходит исторический путь своего развития и занимает определённое место в музыкальной культуре. Фортепиано и инструменты симфонического оркестра, пройдя многовековой путь своего развития, прочно заняли своё место в мировой музыкальной культуре. Изучаемые нами инструменты (домра, балалайка, гитара), прошли не одинаковый путь развития. Гитара в течение нескольких веков бытовала во многих странах мира, она развивалась как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент, ее можно отнести к классическим инструментам. Домра и балалайка достаточно «молодые» инструменты. Несмотря на то, что первое упоминание о домре относится к 10 веку, а о балалайке - к 17 веку, профессиональное исполнительство и обучение игре на них началось лишь в конце 19 века и только в России. Это определило их особое место в музыкальной культуре. Пройдя путь профессионального развития, домра и балалайка прочно заняли место на концертной эстраде как сольные, ансамблевые и оркестровые инструменты. Это стало возможным благодаря тому, что, начиная с 20-х годов ХХ-го века, началось профессиональное обучение игре на русских народных инструментах в специальных музыкальных заведениях от музыкальной школы до ВУЗа, (первая кафедра народных инструментов была создана в Киевской государственной консерватории в 1928 году, в государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных – в1948 году, в Ленинградской государственной консерватории – в 1960году, в остальных консерваториях кафедры народных инструментов стали открываться, начиная с 60-х годов).
За многовековой путь своего развития мировая музыкальная педагогика накопила огромный опыт в методике обучения игре на различных музыкальных инструментах. В настоящее время методика обучения игре на народных инструментах продолжает развиваться и совершенствоваться, опираясь на достижения мировой музыкальной педагогики.
Методика – система научно обоснованных закономерностей воспитания и обучения.
Цель методики – дать теоретическую основу обучения, а задача – на основе современных достижений теории, исполнительской и педагогической практики научить ученика игре на музыкальном инструменте.
Методика - живой, динамичный предмет: с течением времени некоторые её положения меняются иногда на прямо противоположные. Это происходит по причине новых открытий в области психологии, общей педагогики, роста исполнительского мастерства и ряду других причин, что даёт нам право говорить лишь о методике преподавания сегодняшнего дня, сознавая, что с течением времени она обязательно претерпит изменения. Низменным всегда останется лишь Личность педагога и ученика, их добрые и уважительные взаимоотношения.
Главный принцип методики: последовательность обучения, движение от простого к сложному, разделение решаемых задач. Безусловно, каждый педагог воплощает этот принцип на основе своего индивидуального опыта.
Методика обучения игре на инструменте является звеном единого комплекса специальных дисциплин и должна находиться в неразрывной связи с предметами музыкально-теоретического цикла.
Тема 2. Значение исполнительских традиций для становления и развития методики обучения игре на инструменте.
Связь методики с историей народно-инструментального исполнительства.
Значение деятельности В.В.Андреева в становлении профессионального исполнительства на народных инструментах.
Реконструкция балалайки. Появление 3-х струнной домры квартового строя. Создание Любимовым семейства 4-х струнных домр квинтового строя.
Развитие домровой исполнительской культуры при параллельном существовании 2-х видов инструментов.
Связь домрового сольного исполнительства с развитием оркестрового народно-инструментального искусства.
Значение структуры оркестра, разработанной Н.П.Фоминым при ведущей роли групп 3-х струнных домр.
Создание в 30-х годах центров по подготовке музыкантов-профессионалов, исполнителей на народных инструментах в РСФСР, на Украине, в Белоруссии (создание музыкальных техникумов).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2734;