Классификация споров.

По своей цели споры делятся на преследующие истину и преследующие победу над противоположной стороной. По своим средствам они подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие разнообразные некорректные приемы.

Можно выделить четыре их разновидности:

-дискуссию — спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора;

-полемику — спор, направленный на победу над противопо­ложной стороной и использующий только корректные приемы;

-эклектику —спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы;

-софистику — спор, имеющий своей целью достижение побе­ды над противоположной стороной с использованием как кор­ректных, так и некорректных приемов.

Дискуссия — одна из важнейших форм коммуникации, ме­тод решения спорных проблем й своеобразный способ позна­ния. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они, определенно достигают лучшего взаимопонимания. Непосредственная задача дискуссий — достижение определенной степени согласия ее участников относитель­но дискутируемого тезиса. Используемые в дискуссии средства должны быть корректными и, как правило, признаваться все­ми, кто принимает в ней участие. Употребление средств другого рода ведет обычно к обрыву дискуссии.

Полемика, во многом подобная дискуссии, существенно отличается от последней в отношении, как своей цели, так и применяемых средств. Цель полемики — не достижение согла­сия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, должны быть корректными, но они не обязательно должны быть на­столько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Хотя полемика и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, й не спо­собна принести моральное удовлетворение.

В самом общем смысле эклектика — это соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых идей, концепций, стилей и другие В качестве методологическо­го принципа эклектика появилась впервые в древней филосо­фии как выражение упадка и интеллектуального бессилия по­следней, Широко использовалась эклектика и в средневековой схоластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» некоторого по­ложения. Спор об истине, использующий и некорректные при­емы, уместно назвать эклектикой на том основании, что такие приемы плохо согласуются с самой природой истины. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при споре, или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 — простое число. Но выиграет ли сама истина при та­ком способе ее утверждения? Вряд ли. Тем не менее, эклекти­ческие споры, в которых истина поддерживается чужеродными ей средствами, существуют, и они не столь редки,, как может показаться. Они встречаются даже в науке, особенно в период формирования новых научных теорий, когда осваивается новая проблематика и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему.

Известно, что Галилей, отстаивавший когда-то гелиоцен­трическую систему Коперника, победил благодаря, не в по­следнюю очередь, блестящей технике убеждения: он писал на итальянском, а не на быстро устаревавшем латинском языке, и обращался напрямую к людям, пылко протестовавшим против старых идей и связанных с ними канонов обучения.

Истина рождается в споре, и утверждается она, в конечном счете, с помощью корректных средств. Но наука делается живы­ми людьми, на которых оказывают воздействие и некорректные приемы. Неудивительно поэтому, что в спорах об истине иногда возникает искушение воспользоваться какими-то мягкими фор­мами таких приемов. Отношение к эклектике как разновидно­сти спора должно быть взвешенным и учитывающим ситуацию, в которой для защиты еще не для всех очевидной истины были использованы не вполне корректные средства.

Что заслуживает безусловного осуждения, так этософистика — спор, в котором для достижения победы над противником используются любые средства, включая и заведомо некоррект­ные. В споре, как и в других делах, нельзя быть неразборчивым в применяемых средствах. Не следует вступать в спор с единственной целью — победить в нем любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и добром.

 

Убедительность речи с точки зрения иных, внелогических оснований рассматривает другая наука — риторика.

Рассмотрим особенности риторической аргументации.

 








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 957;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.