Американская и африканская системы защиты прав и свобод человека
Роль американского и африканского континентов в истории человечества несколько иная, нежели роль Европы. Сложившиеся здесь древние цивилизации и культуры испытали на себе длительное деструктивное влияние со стороны выходцев из Европы. Европейские «цивилизаторы», превратив народы Африки и Америки в колониально-зависимые и навязывая им чуждые для них системы ценностей в течение многих веков, обрекли их на экономическую отсталость и низкий уровень развития. Они породили политические общества нового, квазиевропейского типа, которые начали складываться в Америке в XVIII—XIX вв., а в Африке - лишь в 60-х годах XX в. Народы Азии, Америки и Африки играют важную роль в складывании и развитии философии прав и свобод человека.
Первая международная конвенция в защиту прав женщин - Конвенция о гражданстве женщины - была принята на 7-й конференции представителей американских государств в г. Монтевидео (Уругвай) 26 декабря 1933 г. Подписавшие ее страны согласились с тем, что в вопросах гражданства, законодательства и в практике не должно быть различий, основанных на признаке пола. Декларация в пользу прав женщин и Декларация в защиту прав человека были приняты на конференции в Лиме в 1938 г. На конференции по вопросам войны и мира, проходившей в феврале-марте 1945 г. в Мехико, были приняты резолюции «Свобода информации» и «Международная защита основных прав человека».
«Мир базируется на справедливости и моральном порядке, а потому - на признании и международной защите прав и свобод человеческой личности», - провозглашает Межамериканский договор о взаимной помощи, подписанный в Рио-де-Жанейро в 1947 г. Фундаментальным правам и обязанностям государств посвящена отдельная глава (ст. 10-23) в одобренном в 1948 г. Уставе Организации американских государств. В нем предусмотрен и механизм контроля за соблюдением прав и свобод человека на континенте - Межамериканская комиссия по правам человека. Это первый в мире континентальный институт подобного типа. Континентальная концепция прав, свобод и обязанностей человека, сообществ и государств в систематизированном виде изложена в Американской декларации прав и обязанностей человека, которая разрабатывалась почти одновременно с Всеобщей декларацией прав человека и Уставом ОАГ. Она была принята в апреле 1948 г., т. е. почти на восемь месяцев раньше Всеобщей декларации прав человека.
Американская декларация и по своему содержанию, и по форме, и по объему отличается от ВДПЧ. Здесь права человека в большем количестве, нежели во ВДПЧ, связываются с его обязанностями. Выполнение обязанностей каждым человеком названо требованием прав человека. «Если права возвышают свободу индивида, то обязанности выражают достоинство этой свободы», — говорится в преамбуле. Заметна и американская специфика понимания фундаментальных прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопасность и целостность личности», - гласит первая статья. Провозглашая право на образование, американская декларация уточняет, что оно должно основываться на принципах свободы, морали и человеческой солидарности (ст. XII). Во второй главе декларации (ст. XXIX-XXXVIII) перечислены основные обязанности человека.
Хотя государства американского континента признают обязательность положений этой декларации для себя, было принято решение разработать также и континентальный договор о правах человека, который учел бы исторические и культурные традиции Западного полушария. Принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также учреждение Европейского суда по правам человека определенным образом сориентировали страны ОАГ в этом вопросе.
Американская конвенция о правах человека, работа над которой началась в 1959 г., была подписана представителями государств -членов ОАГ на специализированной международной конференции по правам человека в г. Сан-Хосе (Коста-Рика) 22 ноября 1969 г. Естественно, что в распоряжении составителей проекта Американской конвенции имелись тексты обоих международных пактов по правам человека и ЕКЗПЧОС. Еще девять лет ушли на ратификацию конвенции. Она вступила в силу в июле 1978 г.
В первой части Американской конвенции рассматриваются обязанности государств и охраняемые ею права человека, во второй части предусмотрены средства защиты этих прав. В отличие от Европейской конвенции о защите прав человека, в Американской конвенции провозглашаются как гражданские и политические, так и экономические, социальные и культурные права человека. Правда, основной акцент и здесь сделан на гражданских и политических правах, а социальные, экономические и культурные права лишь названы. Статья 5 конвенции провозглашает право человека на физическую, психическую и моральную целостность личности, а ст. 11 - уважение чести и признание достоинства личности. Ст. 21 озаглавлена «Право на частную собственность», но в тексте статьи слово «частная» не употребляется. Она гласит:
1. Все люди имеют право пользоваться и наслаждаться своим имуществом. Закон может подчинить такое пользование общественному интересу.
2. Никто не может быть лишен своего имущества, за исключением случаев, когда это делается посредством выплаты справедливой компенсации, по соображениям общественной значимости и в интересах общества в формах, установленных законом.
В случаях войны, нестабильности общества и других, угрожающих независимости и безопасности государства, в установленном законом порядке временно могут быть ограничены некоторые права человека. Однако ни в коем случае не допускается приостановление или ограничение таких прав, как право на жизнь, право на признание человека юридическим лицом, право на целостность личности, запрещение рабства и крепостной зависимости, свобода совести и религии, право на охрану семьи, право на имя, права детей, право на гражданство, политические права. Не могут быть отменены также и юридические гарантии этих прав. А в случаях вынужденного ограничения прав человека соответствующее государство обязано немедленно через Генерального секретаря ОАГ информировать об этом другие государства. Конвенция исходит из того, что каждый человек имеет обязанности перед семьей, обществом и человечеством. Права каждого человека ограничены правами остальных, безопасностью всех, справедливыми требованиями сообщества и демократического общества.
Позже к Американской конвенции о правах человека были приняты дополнительные протоколы. Первый (Протокол Сан-Сальвадора) формулирует экономические, социальные и культурные права человека. Второй протокол отменил смертную казнь. В соответствии со ст. 34 Американской конвенции по правам человека принят также «Пакт Сан-Хосе» (22 ноября 1969 г.), учредивший Межамериканский суд по правам человека, решения которого обязательны для всех стран, подписавших пакт.
Американская система прав и свобод человека по своей широте и количеству соглашений о правах человека и институтов по их защите не уступает европейской системе. Организацией американских государств приняты и реализуются (возможно, с разной степенью успеха) специальные межамериканские конвенции о защите прав женщин и ребенка: конвенция «О предоставлении женщинам гражданских и политических прав» (Богота, Колумбия, 1948 г.), конвенция «О предупреждении, наказании и искоренении насилия против женщин» (Белен, Бразилия, 1994 г.), конвенция «О предупреждении и наказании пыток» и конвенция «О насильственно исчезнувших людях».
Важное место в американской системе прав человека занимает Межамериканская демократическая хартия, принятая на специальной сессии Генеральной ассамблеи ОАГ в Лиме (Перу) 11 сентября 2001 г. Она провозглашает право народов континента на демократию и обязанность правительств обеспечивать ее. Представительная демократия рассматривается как основа правления закона и конституционных режимов государств - членов Организации американских государств. Хартия не только постулирует демократию, но и устанавливает ее основные критерии. Согласно ст. 3 ими являются уважение прав человека и фундаментальных свобод; осуществление власти в соответствии с принципом правления закона; проведение периодических свободных и справедливых выборов при всеобщем и тайном голосовании как способ выражения суверенитета народов; плюралистическая система политических партий и организаций и разделение власти на независимые друг от друга ветви. Говорится также и о том, каким образом каждый из этих критериев должен реализоваться.
Африка - древнейший континент планеты и колыбель политического общества - остается самым молодым регионом в плане своей политической организации. В 1960-1970-х годах молодые государства континента приняли несколько уникальных соглашений о правах человека и народов: Фитосанитарную конвенцию (1967); Африканскую конвенцию о сохранении природы и природных ресурсов (1968 г. Пересмотрена в 2003 г.); конвенцию «О специфических аспектах проблемы беженцев в Африке» (1969), «Об устранении наемников в Африке» (1976); Культурную хартию Африки (1977). Фундаментальные положения этих соглашений были объединены в Африканской хартии но правам человека и народов. Решение о подготовке предварительного проекта Хартии прав человека и народов для Африки было принято на 16-й сессии глав государств и правительств стран континента в Монровии (Либерия) в июле 1979 г. Учрежденная здесь комиссия составила проект документа, который был одобрен 18-й сессией глав государств и правительств в Найроби 27 июня 1981 г. Он вступил в силу 21 октября 1986 г.
Государства Африки не стали копировать идеи и формулировки уже действовавших международных договоров, а изложили свое собственное видение и понимание философии прав и свобод человека. В основе его лежат «свобода, равенство, справедливость и достоинство», традиционно рассматриваемые африканцами как основные цели своих жизненных устремлений. То есть рядом с западной классической триадой прав и свобод человека африканцы, как и латиноамериканцы, поставили свой квартет прав. Права и обязанности человека рассматриваются Африканской хартией в тесном единстве. Хартия перечисляет все «права, обязанности и свободы» не только отдельного человека, но и целых народов. Гражданские и политические права не отделяются от экономических, социальных и культурных прав. Осуществление последних является гарантией пользования гражданскими и политическими правами, говорится в ее преамбуле.
Каждый человек равен перед законом и должен пользоваться равной защитой закона, провозглашает хартия. Человек неприкосновенен, он имеет право на жизнь и целостность личности. Никто не может произвольно лишать его этого права. Согласно ст. 5 каждый человек имеет право на уважение достоинства его личности и признание его легального статуса. Все формы эксплуатации и деградации человека, особенно рабство, работорговля, пытки, жестокость, нечеловеческие и унижающие наказания и обращение, должны быть запрещены. Каждый индивид имеет право на свободу и безопасность личности, свободу совести и исповедания своей веры, свободу выбора профессии, и никто не должен произвольно нарушать эти права. Провозглашается право людей получать информацию, а также выражать, распространять свое мнение в рамках закона. За каждым человеком признается право на свободу перемещения и выбора места жительства в пределах своей страны. Он может покидать страну и возвращаться в нее. Это право может быть ограничено законом в целях защиты национальной безопасности, закона и порядка, общественного здоровья и морали. Каждый человек имеет право свободно участвовать (прямо или через выборных представителей) в управлении своей страной.
За каждым индивидом признается право доступа к общественной собственности и услугам (ст. 13, п. 3). Право на собственность гарантируется. Оно может быть нарушено в интересах общественных нужд или общих интересов сообщества и в соответствии с законом. Признаются право на труд, права на равное вознаграждение за одинаковый труд, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни.
Продвижение и защита морали и традиционных ценностей сообщества должны стать обязанностью государства (ст. 17). Семья -природная ячейка и основа общества, она должна находиться под защитой государства. Долг государства - помогать семье, являющейся хранительницей морали и традиционных ценностей, признаваемых обществом. Государство должно стремиться устранять дискриминацию женщин и охранять провозглашенные в международных соглашениях права женщин и детей. За престарелыми и немощными гражданами признается право на особые меры защиты с учетом их физических и моральных нужд.
Африканская хартия содержит положения, которых не было в других международных соглашениях о правах человека. «Все народы равны, - говорится в ст. 19. - Все они должны пользоваться одинаковым уважением и одними и теми же правами. Ничто не должно оправдывать господство одного народа над другим». Все народы должны иметь право на существование, они имеют безусловное и неотъемлемое право на самоопределение. Они сами могут свободно определять свой политический статус и следовать по пути экономического и социального развития в соответствии с этим выбором. Признавая права народов, находящихся под колониальной или полуколониальной зависимостью, на освобождение, хартия провозглашает право каждого такого народа на помощь (экономическую, политическую или культурную) со стороны государств - участников хартии в их освободительной борьбе.
Статья 21 хартии провозглашает право всех народов свободно распоряжаться своими богатствами и природными ресурсами. Это право должно использоваться исключительно в интересах народа. Ни в коем случае народы не должны быть лишены их, а в случае лишения они имеют право бороться за их возвращение и претендовать на соответствующую компенсацию. Африканские страны должны индивидуально или коллективно реализовать свое право пользоваться богатствами и природными ресурсами континента для укрепления единства и солидарности Африки. Они обязуются предпринимать необходимые меры для ликвидации всех форм иностранной экономической эксплуатации, применяемых международными монополиями, и использования национальных ресурсов в интересах коренных народов.
Провозглашается право всех народов на экономическое, социальное и культурное развитие с учетом своей самобытности и общего наследия человечества. Долгом и обязанностью государств провозглашается обеспечение, индивидуально или коллективно, реализации своего права на развитие. За народами признается право на международный мир и безопасность, а также на удовлетворительную окружающую среду. Все они должны благоприятствовать их развитию. Отношения между народами должны управляться солидарностью и дружбой. Признается право человека на убежище. Но в целях укрепления мира, солидарности и дружественных отношений, говорится в хартии, подписавшие ее государства должны отвечать за то, чтобы любой индивид, пользующийся правом на убежище на его территории, не участвовал в подрывных действиях против страны своего происхождения или любой другой страны, подписавшей хартию. Их территория не должна использоваться как база для подготовки подрывных или террористических акций против других государств.
Вторая глава части первой Африканской хартии прав человека и народов (ст. 7-28) посвящена обязанностям человека и народов, о чем речь подробнее пойдет в соответствующей главе. Это также является новым моментом в международных документах подобного рода. Контроль за реализацией провозглашенных в хартии прав возлагается на Комиссию по правам человека и народов, которая будет рассматривать обращения как отдельных людей, так и государств. Эта комиссия должна примирять стороны, давать им советы и рекомендации. Первоначально исходили из того, что африканская традиция, основанная на уважении самостоятельности каждого народа и государства, исключает возможности вынесения обязательных постановлений. Соответственно, учреждение суда по правам человека и народов считалось нецелесообразным. Но реальная жизнь внесла свои коррективы, и протоколом к хартии в 1998 г. африканские страны решили создать в континентальной системе защиты прав человека и Африканский суд по правам человека. Протокол вступил в силу 15 января 2004 г. В июле 2003 г. был принят еще один протокол к хартии под названием «О правах женщин в Африке». Он предусматривает конкретные пути реализации положений конвенций ООН о правах женщин в странах Африки.
Африканская хартия о правах и благосостоянии ребенка вступила в силу в ноябре 1999 г. Она подтверждает международно признанные нормы прав и свобод ребенка и подчеркивает ответственность семьи и общества за социализацию подрастающего человека. Конвенция запрещает вербовку людей моложе 18 лет или прямое участие лиц такого возраста в военных действиях или внутренней борьбе африканских стран. Важное значение имеют также Африканский договор о свободной от ядерного оружия зоне (апрель 1996 г.) и конвенция «О предупреждении терроризма и борьбе с ним» (июль 1999 г.). В конце XX - начале XXI в. человечество утвердилось в убеждении, что одним из серьезных источников угрозы правам человека является коррупция во всех ее проявлениях. Учитывая это, Африканский союз, ставший в 2002 г. правопреемником ОАЕ, принял конвенцию «О предупреждении коррупции и борьбе с ней» (11 июля 2003 г.).
В силу объективных причин государствам Азии еще не удалось создать континентальной системы защиты прав и свобод человека. Однако существующие здесь региональные и конфессиональные институты пытаются сформулировать философию прав человека и решить проблему в конкретных сообществах. Так, в Уставе Лиги арабских стран обязывает государства - члены этого института «уважать системы государственного устройства других государств и оценивать их как исключительно собственные интересы этих стран». Они должны воздерживаться от любого действия, имеющего целью изменение государственного устройства любой арабской страны. Члены ЛАС могут заключать между собой и с другими государствами соглашения, которые установят между ними более прочные связи и отношения, нежели те, которые предусмотрены уставом лиги. В то же время подобные соглашения «не должны связывать и ограничивать других членов». В задачи руководящего совета ЛАС входит регулирование сотрудничества между лигой и другими международными институтами в вопросах мира, безопасности, экономических и социальных отношений, в том числе и защиты прав человека. Заметна роль ЛАС в совершенствовании школьного образования в арабских странах, в борьбе с неграмотностью, в распространении науки и научных открытий, в борьбе с преступностью и распространением наркотиков, а также в культурном сотрудничестве арабских стран.
Более активна в защите прав человека с учетом своей специфики Организация исламской конференции (ОИК). В 1980 г. на международной конференции в Лондоне, посвященной пророку Мухаммеду и его посланию мусульманам, была принята Всеобщая исламская декларация с изложением исламской философии жизни. Через год конференция ОИК одобрила Всеобщую исламскую декларацию прав человека. В ней излагаются 14 принципов исламского миропорядка, каждый из которых гарантирует определенные права человека. Все люди равны, свободны. Рабство и каторжный труд запрещаются. Уважается и сохраняется институт семьи. Любая земная власть рассматривается как священная и временная, ограниченная установленным законом сроком. Собственность божественна, и все пользуются ею согласно законам Корана и Сунны. Все общественные дела ведутся после совета с верующими (Шуры). Должны приниматься усилия для устранения эксплуатации, несправедливости и угнетения. Декларация пронизана идеей о том, что только Аллах является творцом закона, по которому живут люди, а также источником всех прав человека. Ввиду их божественного происхождения никакой руководитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом. В их число входят права на жизнь, на свободу, на семью, на собственность, на образование, на жилье, на свободу перемещения в пределах исламского сообщества и многие другие. В совокупности они охватывают почти все права человека, содержащиеся во ВДПЧ, но в интерпретации корана.
В 1990 г. на своей конференции в Каире ОИК приняла Каирскую декларацию но правам человека, в 25 статьях которой провозглашаются фундаментальные права человека на жизнь, свободу, равенство, труд, семью, собственность, безопасность и т. д.28
Непосредственное отношение к защите прав человека имеет и деятельность АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии). Цели ассоциации определены в Бангкокской декларации 5 государств региона (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд)29 8 августа 1967 г. Ими являются:
- ускорение экономического роста, прогресса и культурного развития региона;
- содействие укреплению мира и стабильности в регионе путем уважения законности и справедливости во взаимоотношениях между странами;
- усиление сотрудничества и взаимной помощи в общих для всех стран вопросах;
- оказание помощи друг другу в областях образования, техники и управления;
- сотрудничество для лучшего использования с/хозяйства, промышленности, торговли в целях повышения жизненного уровня народов;
- совместные исследования проблем региона; поддержание и развитие связей с другими международными институтами.
Активно действующей на азиатском континенте организацией по защите прав человека с конца 1990-х годов становится Азиатско-Тихоокеанский форум национальных институтов по правам человека (АТФ). Учреждаемые им консультативные советы юристов тщательно изучают положение дел с правами человека в различных областях жизни и предоставляют свои выводы и рекомендации годичным конференциям форума, по решению которых они публикуются с целью мобилизации общественности на борьбу с нарушениями прав человека. Таким образом, усилиями международного сообщества на планете создана многоуровневая система защиты прав и свобод человека. Очень важно, чтобы все люди Земли знали об этой системе и научились участвовать в ней для продвижения как своих собственных прав и свобод, так и прав и свобод всех людей.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 4197;