Современная концепция прав и свобод человека
Практическая реализация прав и свобод человека в абсолютном большинстве стран мира, по существу, началась только в XX в. Этому во многом содействовали социальные революции, происходившие под лозунгами свободы, равенства, независимости, равноправия. В этом ряду особое место занимают мексиканская, Великая Октябрьская и глобальная народно-демократическая революция 1939-1947 гг. Последняя революция осталась незамеченной аналитиками, поскольку происходила на фоне ВМВ как альтернатива нацизму и милитаризму. Однако именно она стала действительно поворотной вехой в судьбах всего человечества. В ходе этих грандиозных революций получили безусловное признание такие фундаментальные права человека, как право на равенство, справедливость, труд, жилище, образование, здоровье, социальную безопасность и др., постепенно закрепляемые в международных соглашениях. Учреждение Лиги Наций в 1919 г. перевело решение наиболее острых проблем прав и свобод человека на практические рельсы. Ее Устав провозглашал права каждого человека на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и др. В 1926 г. была подписана Конвенция о запрете рабства. Страны - участницы этой конвенции осуждали рабство как социальное явление, а также систему отношений между людьми, основанную на рабстве, и обязались бороться с ними. Качественно новый толчок процессу международной кодификации прав и свобод человека дала ВМВ, в которой погибло более 50 млн. человек. Расистские теории правителей «Третьего рейха», трагические последствия их практической реализации и многое другое заставили международное сообщество по-новому взглянуть на проблему прав и свобод человека.
26 января 1941 г. президент США Ф. Д. Рузвельт провозгласил декларацию «О четырех свободах» (о свободе мнения и выражения, свободе вероисповедания, свободе быть свободным от материальной нужды и гарантии жизни без страха). Атлантическая хартия, подписанная Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У.Черчиллем в Оттаве 14 августа 1941 г., прибавила к этим свободам право на экономический прогресс.
Декларация Объединенных Наций, с которой выступили 26 стран антигитлеровской коалиции 1 января 1942 г., подтверждая приверженность идеям Атлантической хартии, провозглашала целью подписавших ее стран в войне с Германией и ее союзниками защиту жизни, свободы, независимости, религиозных свобод, охрану прав человека и справедливости как в своих собственных странах, так и в остальных. Проблема прав и свобод человека многократно обсуждалась в период войны и нашла свое отражение в Уставе ООН, подписанном 25 июня 1945 г. в Сан-Франциско представителями 51 страны. Поддержание уважения прав человека и фундаментальных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии провозглашается одной из главных целей международного сообщества.
В преамбуле Устава ООН ставятся задачи «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права».
Согласно ст. 1 Устава, организация призвана осуществлять сотрудничество народов в разрешении мировых проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Всеобщее уважение и соблюдение прав и основных свобод всех людей на Земле, наряду с повышением уровня их жизни и полной занятостью населения, необходимо ст. 55 Устава ООН для обеспечения условий стабильности и благополучия, важных для сохранения мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов. Act. 73 обязывает все государства-мандатарии руководствоваться в своей деятельности принципом уважения прав и свобод человека на подмандатных территориях.
Цели Устава ООН, как видно, действительно были благородными. Но, к сожалению, ООН не удалось стать действенным институтом международного мира и сотрудничества. Однако в области разработки и принятия международных деклараций, пактов и конвенций по правам человека и в деле формирования международных институтов (комитетов, комиссий и судов по правам человека) ее заслуги несомненны. Без преувеличения можно сказать, что поле прав и свобод человека - одно из немногих, если не единственное, где ООН добилась весьма ощутимых результатов.
Составители Устава ООН, многократно повторяя в ней формулу «права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии», еще не вполне четко представляли себе, о каких конкретных правах и свободах человека идет речь, а также о том, какие из них будут гарантироваться, уважаться и реализовываться под международным контролем. Поэтому почти сразу же была сформирована комиссия для разработки проекта документа, который стал бы своего рода каталогом признаваемых всеми странами и народами и охраняемых ООН прав и свобод человека, а также содержал бы их формулировки в первом приближении. В распоряжении этой комиссии, состоявшей из известных ученых мира под председательством супруги покойного президента США Элеоноры Рузвельт, имелись 18 официальных документов и полуофициальных проектов. По каждой формулировке происходили жаркие дебаты.
Международное сообщество, дифференцированное экономически, социально, политически и идеологически, впервые сообща обсуждало важнейшую проблему жизни всей планеты. Согласование различных, порой полярно противоположных интересов, взглядов и точек зрения на системы человеческих ценностей не могло быть легким. Декларация была ответом гуманистов на человеконенавистнические доктрины фашизма. Победная эйфория и царивший на большей части планеты дух торжества прогресса над реакцией, сотрудничества государств мира, с одной стороны, и такт, сдержанность и упорство авторов проекта декларации - с другой, способствовали выработке согласованного мнения о круге основополагающих прав и свобод человека, признаваемых всем сообществом того времени. Были согласованы их формулировки, выраженные в лаконичных и не вызывающих споров дефинициях. Из 56 государств - членов ООН за проект декларации проголосовали 48, против - ноль, и лишь 8 государств воздержались, выразив частичное согласие с документом. После оглашения результатов голосования 10 декабря 1948 г. участники третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН (она проходила в Париже) долгой овацией приветствовали принятие декларации. Этому событию придавалось такое огромное значение, что с тех пор мировое сообщество ежегодно отмечает 10 декабря как День прав человека.
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) - это лаконичный документ, состоящий из 30 статей, где перечислены основные права и свободы человека, нарушение которых считается недопустимым. Она не проводит различий между правами человека и правами гражданина. Все провозглашаемые в ней права и свободы представлены как права человека. В декларации изложено общечеловеческое понимание концепции прав и свобод человека, характерное для середины XX в. ВДПЧ говорит о необходимости охраны прав человека властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения. Всеобщее понимание характера этих прав и свобод провозглашается важным условием содействия социальному прогрессу в мире.
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, - гласит ст.1 декларации. - Все они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В этих формулировках нетрудно увидеть влияние американской Декларации независимости и Декларации прав человека и гражданина французской революции. В проекте ВДПЧ говорилось даже о Боге и природе, наделивших людей «одинаковыми неотъемлемыми правами», но в последний момент эти слова были исключены из текста. Статья 2 ВДПЧ провозглашает, что «каждый человек обладает всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия между людьми на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо ограниченной в своем суверенитете».
В последующих 27 статьях перечислены основные, признававшиеся в то время всем мировым сообществом права и свободы человека без ранжирования их по степени важности: на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность; на признание его правосубъектности; на равенство перед законом; на рассмотрение уголовного обвинения гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Признаются права человека на невмешательство в личную и семейную жизнь, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее, искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, права на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выражение их, на свободу мирных собраний и ассоциаций. Впервые провозглашены права человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, равного доступа к государственной службе в своей стране; на социальное обеспечение; на свободное развитие личности; на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на отдых и досуг; на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи; право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам; право на образование; право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены. Заключительная, 30-я статья ВДПЧ содержит особенно важное заявление: «Ничто в настоящей декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей декларации».
Преамбула Всеобщей декларации представляет реализацию провозглашенных в ней прав как задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый институт общества стремились содействовать уважению этих прав и свобод, обеспечению всеобщего признания и пропаганде их среди народов мира.
О степени практической реализации каждого из провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека судить трудно, почти невозможно. Но легко заметить, что многие из них включены в принятые за последующие полвека конституции государств и рассматриваются ныне большей частью человечества как само собою разумеющиеся. Последующие международные конференции по правам человека квалифицируют положения этого документа как «торжественные обязательства государств», как «общая задача всех народов и всех государств», как «нормы обычного права»5. Всеобщая декларация прав человека стала важным шагом на пути к разработке Международного кодекса о правах человека. Ее идеи были развиты и конкретизированы в десятках деклараций о конкретных правах человека, принятых разными международными институтами в последующие десятилетия.
Международные пакты о правах человека. Государства - члены ООН осознали необходимость закрепления декларированных фундаментальных прав и свобод человека в международных пактах, в которых была бы установлена ответственность государств за их реализацию, а также согласованы формы всеобщего контроля над выполнением каждым государством взятых на себя обязательств. Практическое решение этой задачи оказалось достаточно трудным делом. Во-первых, потому, что государства всегда крайне ревниво относятся к своему суверенитету и болезненно реагируют на малейшие попытки ограничить его. Каждое из них, будучи готовым охотно исполнять роль судьи в отношении других государств и народов, считает совершенно недопустимой любую критику в свой собственный адрес и решительно отвергает ее как «вмешательство в свои внутренние дела».
И в самом деле, как согласовать провозглашенные в Уставе ООН суверенное равенство государств и их обязательство не вмешиваться в дела друг друга с международным контролем над их политикой в области прав и свобод человека? Этот непростой вопрос урегулирован признанием принципа солидарности всех государств в обеспечении эффективной защиты прав человека во всем мире. Международный институт права, обсудив проблемы охраны прав человека и принципы невмешательства во внутренние дела других государств, пришел к выводу о том, что права человека, которым дана международная протекция, не являются делом только внутренней юрисдикции государств. Все вопросы, связанные с правами человека, образуют предмет международной заботы, и, соответственно, выражение беспокойства одних государств по этому поводу никогда не представляет собой вмешательство во внутренние дела других государств. Поэтому положение § 6 ст. 2 Устава ООН6 неприменимо к нарушениям прав человека.
Шли горячие споры и о том, что следует понимать под правами и свободами человека, какие из них первичные, а какие - производные, как ранжировать их по степени важности, а также о том, какие формы взаимного контроля здесь возможны и допустимы. Изменившиеся отношения между народами и государствами не благоприятствовали поиску консенсуса в этих вопросах. Атмосфера взаимного доверия и согласия, характерная для периода работы над Хартией ООН и ВДПЧ, сменилась атмосферой холодной войны и соперничества прежних союзников. На характере споров не могло не сказаться и разное понимание проблемы прав и свобод государствами Востока и Запада. Каждое из них идеализировало свои достижения и отвергало системы ценностей обществ-оппонентов.
Как уже отмечалось нами в гл. 1, страны с разными экономическими, политическими и социальными системами по-разному смотрят на одни и те же социальные явления (общество, коллектив, индивид, собственность, труд, свобода, справедливость, права человека) и по-разному оценивают их. Это закономерно. Недаром говорят: «Что полезно для одних - смертельно для других». Это в равной мере относится к политическим и духовным ценностям.
Западная политическая традиция, особенно либеральная, считала, что права человека - это права только индивидов, в то время как восточная традиция всегда отдавала приоритет целому, коллективу и обществу, элементами которых индивиды являются. Первая признавала только те права и свободы, которые поддаются точному измерению, оценке и контролю, а вторая ставила на первое место социальные, экономические и духовные права и свободы. «Права человека начинаются с полицейского участка», - заявляли сторонники западной традиции. «Права человека начинаются с повседневных завтраков», - отвечали им представители восточной политической традиции.
Второй аргумент сводился к разной степени верификации этих прав, отсутствию единых критериев оценки и возможности проверки их реализации. Некоторые полагают, что только гражданские и политические права - это права индивидов против государства, против его незаконных действий. Они, дескать, могут быть определены с точностью. Нарушение каждого из этих прав может быть рассмотрено в суде и устранено немедленно. Экономические, соци альные и культурные права якобы незримы и не поддаются оценке. Это справедливо, но лишь отчасти.
Явления не перестают существовать оттого, что они не видны и не поддаются точному измерению, отвечали сторонники признания экономических, социальных и культурных прав человека. Есть права абсолютные, неотъемлемые и безотлагательные, есть права относительные, прогрессивные, без которых нет свободного человека. Эти права реализуются постепенно и при активнейшем участии государства. Гражданские и политические права являются абсолютными и безотлагательными, а экономические, социальные и культурные права - относительными и прогрессивными, которые в разных странах реализуются в разных объемах или будут все полнее реализовываться по мере создания необходимых для этого условий. Долгое время считалось, что гражданские и политические права имеют отрицательный характер, поскольку требуют невмешательства государства в сферу прав и свобод граждан. А экономические права, напротив, требуют активного участия государства, поскольку степень их реализации зависит от имеющихся средств и ресурсов, создаваемых деятельностью государства. Однако при внимательном рассмотрении прав и свобод человека оказывается, что в реальной жизни многое обстоит иначе. Выясняется, что некоторые гражданские и политические права требуют позитивных действий и активного участия государства, могут быть реализованы только после создания некоторых предварительных условий. И в то же время отдельные экономические, социальные и культурные права требуют невмешательства государства, а соответственно, имеют отрицательный характер. Стало быть, жесткое различение прав и свобод человека в двух международных пактах лишено всяких четких оснований.
Некоторые права и свободы человека многоплановы, охватывают множество сфер жизни, являясь одновременно и гражданско-политическими, и социально-экономическими, и культурными. Действительно, к какой группе прав относятся право человека на жизнь или право на самоуправление? А свобода совести и вероисповедания - к политической, социальной, духовной (культурной) или ко всем одновременно? Религия возникла как фактор социальной и духовной жизни и только после своего возникновения превратилась в важный фактор политической жизни. Право на образование, относимое преимущественно к культурным правам, на самом деле является одновременно и социальным, и экономическим, и политическим, и культурным, а соответственно, и гражданским правом. После длительных споров договорились разработать проекты двух пактов: один из них назвать Пактом о гражданских и политических правах, а другой - Пактом об экономических, социальных и культурных правах. Как ни парадоксально, деление мира на две противоположные системы в области прав человека сыграло огромную положительную роль. Соревнуясь друг с другом и подталкивая друг друга, каждая сторона выступала с новыми и новыми «инициативами», призванными доказывать «демократичность», «народность», «гуманность» каждой из них. Предложение одной стороны, если оно казалось бесспорным, тут же дополнялось другим, не менее бесспорным. Поэтому не случайно, что период самого острого соперничества двух систем - 50-80~е годы XX столетия - оказался самым продуктивным и в области международной кодификации прав и свобод человека. В эти годы ООН, ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ), континентальными и региональными организациями были приняты сотни деклараций и соглашений в этой области. Многие из них обеспечены в настоящее время эффективными контрольными механизмами и дают хорошие результаты.
Проекты двух пактов о правах человека были обсуждены и приняты на 21-й пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и подписаны 16 и 19 декабря 1966 г. Еще 10 лет ушли на процедуру ратификации9. Вступили в силу они 3 января (ПЭСКП) и 23 марта 1976 г. (ПГПП). Ст. 48 Пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и ст. 26 Пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) объявляли их открытыми для подписания любым государством - членом ООН, ее специализированных учреждений, а также любым государством - участником статута Международного суда или любым другим государством. Эти два пакта имеют не только отличия, но и немало общего, что обусловлено логикой самой жизни. В некоторых статьях обоих пактов провозглашены одни и те же права (право на образование, право на брак и создание семьи и т. д.), но в одном случае они отнесены к гражданским и политическим, в другом - к экономическим, социальным и культурным правам.
Оба пакта объединены общей преамбулой. В ней провозглашается, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, а эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Государства, подписавшие пакты, признают, что идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой, а также свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только в том случае, если будут созданы условия, при которых каждый человек может пользоваться своими как экономическими, социальными и культурными, так и гражданскими и политическими правами. Общей для обоих пактов является их первая часть, состоящая из одной статьи, в которой признается право индивидуума и народов на самоопределение и содержится обязательство подписавших их государств «поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право». В обоих документах провозглашено также право на равенство и свободу от дискриминации.
Участвующие в Пакте о гражданских и политических правах государства обязуются уважать и обеспечивать всем находящимся под их юрисдикцией лицам признаваемые в пакте права «без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Они должны принять такие законодательные акты или меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления признаваемых пактом прав. Число этих прав в пакте больше, чем во ВД ПЧ, причем в пакте они более детализированы. Пункт 3 ст. 2 пакта налагает на каждое участвующее в нем государство следующие обязательства:
а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой
системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
в) обеспечить применение компетентными властями правовой защиты, когда она предоставляется.
Пакт перечисляет права и свободы, которые не могут быть нарушены или ограничены ни при каких условиях - даже во время чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой. Это право на жизнь (ст. 6); свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 7); свобода от рабства и подневольного состояния (ст. 8, п. 1 и 2); запрет лишения свободы на том лишь основании, что человек не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. 11); право оценки действий человека в соответствии с законом, действовавшим в момент совершения деяния (ст. 15); право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 16); право на свободу мысли, совести и религии (ст.18).
Допускаются ограничения, предусмотренные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Согласно ст. 27 МПГПП в странах, где проживают этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к ним, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. В части IV (ст. 28-47) говорится о механизме контроля над осуществлением провозглашенных в пакте прав и свобод. В частности, определены процедура формирования, формы деятельности и руководства Комитетом по правам человека со стороны ООН.
В дополнение к МПГПП был принят и вступил в силу Факультативный протокол об учреждении Комитета по правам человека с правом принимать и рассматривать заявления от отдельных лиц, считающих, что они стали жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в пакте. В 14 статьях этого протокола определены условия, при наличии которых индивиды могут апеллировать к комитету, а также действия самого комитета и государств, против которых направлены заявления отдельных граждан.
15 декабря 1989 г. ГА ООН приняла Второй дополнительный протокол к МПГПП. Государства — участники данного протокола, полагая, что отмена смертной казни будет способствовать возвышению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека (в первую очередь права на жизнь), провозгласили, что в пределах их юрисдикции не должен быть казнен ни один человек. Никакие оговорки к протоколу не допускаются, за исключением тех, которые будут сделаны в период ратификации или присоединения к нему, а также применения смертной казни за серьезные преступления военного характера в период войны. О таких оговорках государства должны сообщить Генеральному секретарю ООН, а их доклады, представляемые Комитету ООН по правам человека в соответствии со ст. 40 ПГПП, должны содержать раздел об усилиях государств по реализации данного протокола.
Пакт об экономических, социальных и культурных правах гарантирует право на труд (работу) и право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее как минимум справедливую зарплату, т. е. одинаковое вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Зарплата работников должна обеспечивать удовлетворительное существование для них самих и их семей. Условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, создавать одинаковые для всех возможности продвижения в работе на более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации. Гарантируются права на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, а также на оплачиваемый периодический отпуск, равно как и на вознаграждение за работу в праздничные дни.
Подписавшие пакт государства обязаны обеспечивать право каждого человека создавать профессиональные союзы для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов. Признается право на образование национальных федераций или конфедераций, а также право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к существующим. Провозглашается право на забастовки при условии их организации в соответствии с законами страны. Пакт гарантирует каждому человеку право на социальное обеспечение, право на охрану семьи, право на оплачиваемый отпуск работающим матерям до и после родов или отпуск с достаточными для проживания пособиями по социальному обеспечению. Все эти права должны быть осуществлены без какой-либо дискриминации.
Все ратифицировавшие пакт государства обязаны принимать особые меры охраны и помощи в отношении детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства должны установить возрастные пределы, ниже которых использование детского труда запрещается и карается законом.
Слаборазвитые страны могут сами определять, с учетом состояния своего народного хозяйства, в какой мере они будут гарантировать эти права лицам, не являющимся их гражданами. Однако они вправе устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и лишь постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию (ст. 4). Государства - участники пакта обязаны принять, в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, меры для обеспечения постепенной реализации признаваемых в документе прав.
Пакт исходит из того, что для реализации закрепляемых прав необходимо сотрудничество всех государств. Следует осуществлять конкретные программы улучшения методов производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, реформирования аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов и обеспечения справедливого распределения мировых запасов продовольствия.
Провозгласив права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, МПЭСКП определяет и меры, которые должны быть приняты государствами для их полного осуществления. В установленные сроки государства обязаны представить на имя Генерального секретаря ООН доклады о том, как предусмотренные пактом права реализуются в соответствующих странах. Эти доклады подлежат изучению Экономическим и социальным советом ООН, являющимся главным контрольным органом по данному пакту, а его выводы оглашаются на Генеральной Ассамблее.
Принято считать, что Устав ООН, ВДПЧ и два пакта ООН о правах человека образуют Международный билль о правах человека. Правильнее было бы сказать, что они образуют смысловое ядро этого кодекса, ибо почти каждое упомянутое в них право детализировано еще несколькими международными конвенциями и соглашениями. ООН приняты многочисленные конвенции, закрепляющие права конкретных групп людей и в конкретных областях жизни. Наиболее важными из них, образующими своего рода крону дерева прав человека, являются:
Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним;
Конвенция по предотвращению и наказанию преступления геноцида (вст. в 1951 г.);
Конвенция по устранению всех форм расовой дискриминации (1969);
Конвенция против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или деградирующего обращения или наказания (1987);
Конвенция об устранении всех форм дискриминации против женщин (1981);
Конвенция о правах ребенка (1990);
Международное соглашение о защите прав всех мигрантов и членов их семей (1990).
В число международных договоров о правах и свободах человека с определенными оговорками, следует включить и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.). Хотя Европейское совещание по безопасности и сотрудничеству стало своеобразной формой закрепления межгосударственных отношений в Европе, сложившихся после Второй мировой войны, важное место в его решениях заняла проблема прав и свобод человека. Поэтому Заключительный акт Хельсинки получил название Договора о правах человека. Он провозглашает десять принципов международной политики, один из которых (седьмой) обязывает государства «уважать человеческие права и фундаментальные свободы». В последующих документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) эта цель была конкретизирована. Речь идет об обсуждении и согласовании человеческих измерений на конференциях ОБСЕ в Париже (1990), Хельсинки (9-10 июля 1992 г.), Копенгагене (1990 и 1992 гг.), Будапеште (1994), Лиссабоне (1996), Стамбуле (1999). К ним относятся:
- признание плюралистической демократии и правления закона в качестве условий обеспечения уважительного отношения ко всем правам человека и фундаментальным свободам;
- согласие с тем, что правление закона не сводится только лишь к обеспечению формальной законности, но и справедливости, основанной на признании и полном принятии человеческой индивидуальности как высшей ценности;
- подтверждение обязательства уважать право каждого государства свободно выбирать и развивать, в соответствии с международными стандартами прав человека, их политические, социальные, экономические и культурные системы.
Многочисленные конвенции и соглашения о развитии прав человека на труд, вознаграждение за труд, приемлемые условия труда, на образование, здоровье и культуру приняты по линии МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и других международных организаций. В специальном документе подчеркивается необходимость более строгого и ответственного соблюдения международных стандартов в области прав человека правительствами стран. Пример в этом должны показывать государства - постоянные члены Совета Безопасности, которые несут особую ответственность за положение в мире с правами человека.
Важно также отметить, что на каждом из континентов планеты параллельно действуют еще и континентальные декларации, конвенции и хартии прав и свобод человека с присущими им контрольными механизмами. Таким образом, наряду с универсальной системой защиты прав и свобод человека существуют также и континентальные системы защиты прав и свобод человека.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1587;