ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Введение в проблему и определение культуры
Успешные предприятия отличаются тем, что они ориентируют свои действия на требования их окружения и гибко меняют свою деятельность в соответствии со спецификой ситуации. Это является основной мыслью ситуационного подхода, который исходит из того, что нет «оптимального», а есть лишь подходящий для соответствующей ситуации путь. Для предприятия важно вести себя так, чтобы обеспечить реализацию преследуемых целей предприятия в соответствующей ситуации наилучшим образом. Культура является самостоятельной проблемной сферой для международного менеджмента, т.к. сфера проблем становится очевидной лишь при интернационализации деловой активности.
Особое влияние оказывает культура на межличностные отношения, которые имеют значение, прежде всего, в оперативной сфере предпринимательской деятельности.
Феномен культуры с трудом поддаётся определению. Это обосновывается тем, что самые различные исследовательские области втягивают культуру в своё рассмотрение. В зависимости от области исследования варьируются постановки целей и поэтому также и трактовки. Антропологи Крёбер и Клакхон уже в начале 50–х гг. дали в объёмном литературном анализе 164 различных по содержанию формулировок понятия культуры.
Хофштеде представляет культуру как группово-специфический, коллективный феномен совместно разделённых ценностных значений. «Культура существует для человеческого общества, а личность – это индивидуальное явление» Он определяет: «культура – это коллективное программирование человеческого мышления, которая отличает членов одной группы людей от другой группы».
Феномен культуры часто сравнивается с айсбергом, бо́льшая часть которого спрятана под водой. Явная, видимая, определенная и проявляющаяся часть содержит культурные артефакты, такие как символы, ритуалы, язык, одежда, пища, архитектура, искусство и т.д. Это отражает, однако, лишь только глубоко лежащие слои культуры, то есть основополагающие, зачастую неосознанные представления о ценностях, нормы, способы мышления и установки.
Индивидуум |
Личность |
Культура |
Общество |
Рисунок 9.1 – Культура, общество и индивидуум
Процесс погружения в культуру отдельной личности происходит посредством энкультурации, то есть изучения специфических образцов и ценностей культуры. Культурные, биологические и социальные факторы, как и влияния окружающей среды, при этом тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга (рисунок 9.1).
Существуют различные подходык пониманию феномена культуры. В науке имеется понятия культурных различий, получивших название культурные масштабы или величины. Так, Тромпенаарс в своём исследовании различает в целом 6 культурных масштабов (для международного менеджмента имеет отношение пять). Его эмпирическое исследование культурных различий базируется на опросе 15 тысяч менеджеров из 47 стран.
Он различает следующие культурные величины:
1. Универсальность в противоположность к частности.
2. Индивидуализм в противоположность к коллективизму.
3. Нейтральные отношения в противоположность к аффективным отношениям.
4. Специфичные отношения в противоположность к типичным.
5. Работа в противоположность респектабельности.
Второй подход. Авторитетное исследование по этой тематике принадлежит Хофштеде, который проанализировал в своём исследовании 117 тысяч анкет из 67 стран и описывает 9 культурных масштабов:
Дистанция власти.
Она определяется Хофштеде как «Степень, в которой менее сильные члены учреждений и организаций в пределах страны ожидают и принимают, что власть распределена неравноценно». На основе средних ценностей стран, исходя из различных отдельных заданий опроса (например, воспринимаемый или предпочитаемый стиль управления, возможности возражения по отношению к руководителю) Хофштеде был составлен указатель дистанции власти. Так, страны с низким значением индекса имеют незначительную дистанцию власти, и наоборот. Большинство африканских, азиатских и латиноамериканских стран показывают, также как и Франция, Бельгия, Италия и Испания, высокие значения индекса дистанции власти; низкие показатели выдаются, напротив, для США, Великобритании, Германии и скандинавских стран.
2. Индивидуализм в противовес коллективизму.
Показатель индивидуализма или коллективизма измеряет, насколько люди определённого общества раньше дефинируются, чем отдельные независимые индивидуумы или члены какой-либо группы. Различные степени выражения индивидуализма варьируются соответственно от культуры к культуре и могут измеряться так называемым индексом индивидуализма. Число баллов показывает соотносительную позицию соответствующих стран. Правило: чем ниже число баллов, тем коллективизм больше выражен; чем выше, тем более индивидуалистична данная страна. Почти все благополучные страны достигают высоких показателей индекса индивидуалистичности, в то время как почти все более бедные страны имеют низкие показатели.
3. Преобладание мужского начала в противовес феминизму.
Двойственность полов является фундаментальным и универсальным фактом, с которым различные культуры обходятся разными способами. Хофштеде определяет общество мужским,если оно ориентировано на достижение успеха, индивидуумы (независимо от пола) обладают ориентацией на успех и самоуверенностью, конфликты побеждаются, и члены с отклоняющимся от норм поведением игнорируются или презираются. Феминистская культура следует скорее за межчеловеческими отношениями, за сохранением окружающей среды, за качеством жизни, заключает компромиссы и ценит сотрудничество.
Высокое количество баллов означает, что мужское преобладание в такой стране сильнее выражено относительно стран с более низким количеством баллов. Крепкие феминистские страны имеют более низкие значения индекса мужского начала.
4. Преодоление неуверенности.
Величина преодоления неуверенности определяется как «степень, при которой члены одной культуры чувствуют себя в опасности в неизвестных или незнакомых ситуациях». Каждая культура развила методы объективного или субъективного преодоления этой неуверенности, однако здесь есть значительные различия.
Общество с сильной тенденцией к преодолению неуверенности старается контролировать будущее и, по крайней мере, влиять на определённые правила, законы, предписания для поведения и меры защиты и обороны. Напротив, культуры со слабо выраженным преодолением неуверенности воспитывают у своих членов больше терпимости к другим мнениям и к неординарному. Кроме того, для них характерна более сильная учитываемость риска.
5. Представления о времени.
Культуры различаются относительно их ориентировки в настоящем, прошлом и будущем времени. Под линейным представлением времени понимают строгое упорядочение друг за другом месяцев и лет. Что было вчера, навсегда ушло. Время значит измеряемое и делимое количество, календарь моношкальный (рисунок 9.2). Это определение времени распространено, прежде всего, в индустриальных обществах.
Настоящее
Прошлое Будущее
Рисунок 9.2 – Линейная направленность времени
Будущее
Настоящее
Прошлое
Рисунок 9.3 – Циклическая направленность времени
При цикличном рассмотрении времени время выражается посредством постоянного чередования дня и ночи, месяцев, пор года и приёма пищи.
Достигнутые различия в количестве и качестве с течением времени опять могут выровняться. При использовании времени не возникают никакие потери. Время, потраченное сегодня, придёт завтра снова.
Цикличное рассмотрение времени распространено, прежде всего, в азиатских культурах и в аграрных обществах.
При монохронном(или меняющемся) рассмотрении времени событияследуют друг за другом. В культурах с полихронным(или синхронным рассмотрением) времени бытует мнение, что многие дела могут быть сделаны одновременно. На рисунке 9.3 отчётливо видно, насколько разной может быть в разных культурах ориентация на настоящее, прошлое или будущее. Величина кружочков представляет соответствующее значение. Очевидны также связи прошлого, настоящего и будущего.
6. Пространственные представления.
Пространство имеет как психическое, так и социальное значение. Скоординированное культурное поведение требует совместно распределённых акцептов о значении размещения физических предметов в пространстве и о том, как следует ориентироваться в пространстве относительно других индивидуумов. Сигнализируется социальная дистанция или замкнутость.
Контекстуальность
Здесь делается ссылка особенно на значение для коммуникации контекстуальной рамки. Различают высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные культуры. Общение в высококонтекстуальных культурах (восточные культуры) сильно зависит от контекста или от бессловесной спецификации общения (необходимо читать между строк), напротив, в низкоконтекстуальных культурах (США, Центральная Европа) общение больше определяется чётким вербальным общением.
8. Когнитивные процессы
Мыслительные образы, способ мышления, оценивания и подведения итогов, как и неосознанное восприятие реальности и причинности могут отличаться от культуры к культуре. Здесь следует представить экземпляры различных проблеморазрешающих стилей западных и восточных культур на основании некоторых признаков (таблица 9.1).
9. Религиозные представления
В зависимости от религиозного восприятия соответствующие приверженцы склоняются к тому, чтобы рассматривать свою судьбу контролируемой как изнутри, так и извне.
Таблица 9.1 – Мыслительные и проблеморазрешающие стили западных и восточных культур
Запад АНАЛИТИЧЕСКИЙ Распределённые мыслительные процессы. Целое логически делится на его составные части. ДЕДУКТИВНЫЙ Общие принципы. Независимость от вещизма. Абстрактность. Теории и модели отделение особого от общего. РАЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ Последовательное, на основании выводов, и консистентное продвижение вперёд, порядок и разделение проблемных полей. Выделение конвергентного мышления и причина выводов. СУБОРДИНАЦИЯ Подчинение, классификация, иерархия. «ПИРАМИДНОЕ МЫШЛЕНИЕ» Целенаправленная, прямолинейная и структурированная стратегия разрешения проблем. Мышление во взаимосвязях «причина-следствие» | Восток СИНТЕТИЧЕСКИЙ Обобщающий стиль мышления. Соединение отдельных частей в целое. Объединяющее, целостное видение проблем. ИНДУКТИВНЫЙ Исходящий из единичного случая. Наглядно-конкретный. Подключение особого единичного случая к общему. ИНТУИТИВНО-АНАЛОГИЗИРОВАННЫЙ Аналогизированные выводы. Ассоциативный и разделительный образ мышления. Интуитивные процессы познания, т.е. познание, возникшее без рефлексии. Непосредственное целостное восприятие. КООРДИНАЦИЯ Обсуждение отдельных частей между собой. Интеграция и позиция равного уровня вместо подчинения. ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ Целостная проблеморазрешающая стратегия. Вовлекающее и охватывающее мышление. |
Влияние религии на производительное экономическое мышление подробнее истолковал Вебер на примере протестантской этики.
Итак, описанные критерии или масштабы дают понять, как может быть описан и частично стандартизирован феномен культуры.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 734;