Афоризмы и истории. & Если природа была до человека, то человек был до науки.
& Если природа была до человека, то человек был до науки.
J Два буддийских монаха переходили реку. Они встретили молодую женщину, которая хотела перейти реку, но боялась. Тогда один монах взял ее на плечи и перенес на другой берег. Дорога осталась позади, монахи подошли к монастырю. Вдруг один монах обратился к другому: «Как ты мог такое сделать?». «О чем ты?» – ответил другой. «Но ты ведь перенес женщину как сосуд греха на своих плечах!». Другой монах рассмеялся и сказал: «Да, я перенес женщину и уже забыл про это. А ты до сих пор несешь ее в себе».
& На одной из своих лекций немецкий математик Давид Гильберт сказал: «Каждый человек имеет определенный горизонт мысли. Когда он резко сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: Это моя точка зрения».
J Моисей сказал – все от Бога. Соломон – все от головы. Христос – все от сердца. Маркс – все от живота. Фрейд – все от секса. Эйнштейн сказал- все относительно. Сколько гениальных евреев – столько и замечательных мнений.
& В начале XX века встретились немецкий химик В. Оствальд, английский биолог Э. Геккель и американский педагог К. Уорд. В их беседе возникло предложение выразить суть науки одним словом. Возникли следующие варианты: В. Оствальд – «анализ», Э. Геккель – «эволюция», К. Уорд – «синтез». Предложите свой вариант.
J Разносторонний ученый Альберт Швейцер имел три докторские степени по различным отраслям знания. Один из его случайных знакомых, подвизавшихся в науке, но без особых успехов, спросил однажды с плохо скрываемой завистью:
— Как вам удалось получить три докторские степени?
— Ах, — ответил ученый таким тоном, словно речь шла о пустяке, о котором не стоило даже говорить, — все делается очень просто. Третью степень я получил потому, что имел до этого уже две. Вторую получил за то, что имел уже звание доктора наук, а первую степень мне присвоили потому, что я к тому времени не имел ни одной.
& У каждого типа познания есть свои накладные расходы.
J Однажды, находясь в Нюрнберге, немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) узнал, что в городе существует общество алхимиков. Шутки ради он направил в адрес общества огромное послание, представлявшее бессмысленный набор научных терминов. Каково же было удивление Лейбница, когда через некоторое время он получил пространный ответ, в котором давалась высокая оценка мыслям, высказанным в его письме. Общество с почтением сообщало, что на последнем собрании великий ученый избран почетным членом общества, ему назначен солидный оклад.
& У научной истины, как и у лекарства, есть свой срок годности.
J Начинающему ученому есть чему поучиться у речных водорослей. Одним концом они закрепляются ко дну, а другой у них свободен и они отдаются воле течения. Такая двойственность должна быть присуща и юному исследователю. С одной стороны, он обязан подчиняться своему научному руководителю, прислушиваться к его советам, а с другой, он должен вырабатывать свой стиль мысли и быть независимым в поиске.
& Академик М. А. Леонтович сформулировал «закон становления с головы на ноги». Суть его состоит в том многократно наблюдаемом явлении, что те авторы, перу которых принадлежат иногда нелепейшие статьи, обычно дают глубоко обоснованные и глубоко продуманные критические рецензии на статьи других авторов.
J Как-то вечером английский физик Э. Резерфорд (1871-1937) заглянул в лабораторию и увидел одного из своих учеников. На вопрос о том, что он делает так поздно, тот ответил, что работает. Ученый спросил, что тот делает днем в лаборатории и получил ответ «Работаю». А как насчет утра? Ответ тот же «Работаю». Тогда Резерфорд выразил недоумение: «А когда же Вы думаете?»
& Если теория не сходится с практикой у ученого, то он изменяет теорию; если же теория не сходится с практикой у инженера, то он изменяет практику (М. Минский, США).
J Академик П. С. Александров (1896-1982), будучи крупным специалистом по математике, устраивал вечера с прослушиванием класической музыки и к каждому музыкальному произведению находил оригинальные словесные описания.
& Офтальмолог, даже если он близорук, все же лучше разбирается в практике зрения.
J Три пути ведут к знанию: подражание – путь самый легкий, размышление – путь самый благородный и опыт – путь самый горький (Конфуций, 551-479 до н. э.).
& Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю (китайская поговорка).
Литература.
- Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
- Паскаль, Б. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать // Вопр. философии, 1994, № 6.
- Владимиров, Ю. С. Фундаментальная физика, философия и религия (размышления физика-теоретика) // Наука – философия – религия: в поисках общего знаменателя. М., 2003.
- Ивин, А. А. Современная философия науки. М., 2005.
- Кохановский, В. П. Философия для аспирантов. М., 2003.
- Микешина, Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М., 2005.
- Никифоров, А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
- Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005.
- Пружинин, Б. И. Псевдонаука сегодня // Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 2.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 942;