Предмет философии и ее место в современной культуре 3 страница
«...вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим» (К. Маркс).
История предстает как «естественно-исторический процесс», где действуют объективные «законы-тенденции» в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверхчувственной» природе «социальной материи», о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).
Однако в данной концепции есть ряд положений, в частности о базисе и надстройке, о частной собственности, о примате классового подхода и исторической миссии пролетариата, о неизбежности мировой революции, которые не получили подтверждения в реальной общественно-исторической практике.
В XX в. продолжается развитие натуралистических подходов к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), либо эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек - как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества и определяет потенциальную возможность перехода в иные «космические» формы бытия (К. Циолковский).
В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества.
Мировые религии, равно как и национальные, имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом. В наибольшей степени эта идея выражена в христианстве, где земная жизнь - только предисловие к жизни вечной. В исламском обществе главное - следование шариату, кодексу норм мусульманского права и морали на основе воли Аллаха. Буддийская община с ее идеей сансары является основой устройства общества и государства в странах, где распространена эта религия.
Идеалистический подход к обществу и истории наиболее сильно выражен в философской системе Гегеля, где Абсолютный дух выражает себя в «сознании свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.
В западной философской мысли XX в. трудно выделить какой-то один доминирующий подход к понимаю общества, хотя многие из них связаны с системным подходом, структурно-функциональным анализом.
Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество - это реальность особого рода, несводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма. Все названные модели общества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определенные грани той сложнейшей реальности, которая определяется термином «общество».
Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», несводимых друг к другу.
Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, объективный и подчиненный физическим законам.
Во-вторых, мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, и, прежде всего труда.
Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.
Следовательно, первый источник находится в природных основаниях существования общества, во взаимодействии общества и природы. Можно сослаться на то, что еще Ш. Монтескье в XVIII в. прямо связывал климат и почвы с политическим устройством общества, а Т. Мальтус в XIX в. считал, что непрерывное стремление населения к размножению является основной причиной социальных бедствий. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Необходимо то, что называют антропологической революцией, изменением сознания и поведения миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше.
Второй источник связан с технологическими детерминантами развития общества, с ролью техники и процесса разделения труда в общественном устройстве. Можно привести мнение Т. Адорно, который полагал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоминает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же самое относится и к характеру и типу труда человека, который во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технического общества. Основное противоречие в этом случае возникает между гуманными целями человеческого существования и «бездушным» миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.
Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т.е. управления обществом и государством высшими духовными авторитетами была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека - воплотить ее. В концепциях истории А. Тойнби, П. Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному совершенствованию общества, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей.
В реальном общественном развитии нужно учитывать все источники саморазвития общества, приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво и процесс разрешения данных противоречий подчинен определенной ритмике.
В конце XX в. выдвинута идея о «конце истории» как следствии ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств (Ф. Фукуяма). Другие исследователи полагают, что мировая история сейчас находится в точке бифуркации, где соотношение порядка и хаоса меняется и наступает ситуация непредсказуемости. Представители синергетики придают основное значение в реализации идеи самоорганизации общества фактору случайности, при учете нелинейного характера этого процесса.
Одним из аспектов философского исследования общества является проблема направленности общественного развития.
В древности развитие общества понималось в основном как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «финале» мировой истории и «новом небе и новой земле». У Гегеля понятие прогресса обрело форму саморазвития мирового духа с центральной идеей теодицеи, т.е. оправданием Бога за существование зла в мире. Ряд мыслителей (Ж. Кондорсе, А.К. Сен-Симон, Г. Спенсер и др.) были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в развитии науки и разума, в улучшении нравов. Другие (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров) делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с утверждением идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса (Ф. Ницше, С.Л. Франк).
Многие философы связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, с ростом веры в каждом человеке, с гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций истины, добра и красоты в мире. Соответственно, регресс понимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то внешней силе.
В марксистской концепции общества прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком.
В конце XX в., с возникновением кризиса современной культуры и цивилизации, появлением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом, критерии общественного прогресса начинают изменяться. По мнению К. Ясперса, прогресс науки, техники и производства не ведет к прогрессу самого человека и «все великое гибнет, все незначительное продолжает жить». Поэтому понятие прогресса общества и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как средняя продолжительность жизни, уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворенности жизнью, и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за все происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. Очевидно, что это связано с понятием смысла жизни и смысла истории.
В трактовке проблемы смысла истории возможны два подхода.
Первый стремится вывести понятие человека из общих характеристик общества, понять его сущность как «совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс). В этом случае ход истории и ее смысл понимаются как движение к закономерному будущему, где «свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех». Смысл жизни человека сводится к работе во имя этого светлого будущего и к борьбе с его противниками.
Второй подход, напротив, стремится «вывести» смысл жизни общества из смысла жизни отдельного человека, его свойств и качеств, по-видимому, жизнь человека и общества не должна рассматриваться только как средство достижения блага для будущих поколений Человек и его нынешняя история - подлинная и единственная цель общества, придающая смысл нашему существованию и определяющая, в конечном итоге, понятие прогресса.
Рекомендованная литература:
1. Бичко А.К., Бичко 1.В., Табачковский В.Г. 1стор1я фглософй: Шдручник. - К., 2001.
2. Философ1я: Шдручник / Бичко 1.В., Бойченко 1.В., Табачковский В.Г. та ш. - К., 2001.
3. Фглософ1я. Курс лекций. - К., 1995.
4. История философии в кратком изложении. - М., 1991.
5. Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991.
6. Философский энциклопедический словарь. - М.. 1989.
7. Фглософський словник / За ред. В.1. Шинкарука. - 2-е вид. - К., 1986.
8. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.
9. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. - М.,1991, С. 51-191.
Контрольные вопросы:
1. Что является предметом философии?
2. Чем философское мировоззрение отличается от мифа и религии?
3. В чем состоит значение философии для человека и общества, какие функции выполняет философия?
4. Определите особенности философских позиций - материализма, идеализма, дуализма.
5. Чем обусловленное существование исторических типов философии и какое место в системе философского знания занимает история философии?
6. Назовите круг философских проблем.
7. Какая структура философского знания?
8. Как понимает бытие философия? Какова структура бытия?
9. Что такое философская антропология и какие проблемы она рассматривает?
10. 10. Какие проблемы бытия социума рассматривает философия?
Раздел 2.
Познание как предмет
философского анализа
Источники познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: основные формы и способы взаимодействия. Сенсуализм и рационализм
Возможности и границы познания. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм
Сущность процесса познания: созерцательный и деятель-ностный подходы к познанию. Познание как отражение действительности, конструирование объекта познания, единство отражения и конструирования, интерпретация
Субъект и объект познания. Человек как субъект познания: проблема интерсубъективности. Объект как «данность» и объект как «конструкция»
Истина, и заблуждение. Концепции истины: классическая, корреспондентская (истина как соответствие), когерентная, конвенциалистская, прагматическая. Критерии истины
Познание является необходимой стороной отношения человека к миру. «Познаваем ли мир»? «что есть знание?»- таков один из традиционных вопросов, над которым философы размышляют более 2,5 тысяч лет. При дальнейшем анализе он разветвляется на множество других.
Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания или источники знания? Если такие основания есть, то можно ли на них, как на фундаменте, строить системы истинного знания? Если же таких оснований нет, то как мы можем получить достоверное знание? Каковы основные формы человеческого знания? Можно ли найти критерии, позволяющие четко отграничить знание и спекулятивные построения? Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях сознания другого человека? Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании? Эти и подобные им вопросы не допускают тривиального, раз навсегда данного ответа и являются предметом обсуждения в гносеологии3 .
Гносеология (теория познания — от греческих слов — «gnosis» — знание и «logos» — учение) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа и источники познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.
3 Так, еще в античности центральной в теории познания выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Античные философы исходили из того, что знание есть своеобразная копия предмета. И поэтому они изучали процесс, посредством которого предмет превращается в состояние знания. Демокрит исходил из предположения, что от материальных тел истекают «идолы», образы, которые проникают в душу и вызывают ощущения. Чувственное восприятие - источник познания, но оно дает лишь «темное» знание. «Светлое», более глубокое знание человек получает посредством разума, способного проникать даже в сущность мира, которую составляет единство атомов и пустоты. Платон считал, что знание возникает в процессе припоминания человеческой душой сверхчувственного мира идей. Чувственные восприятия, считал он, доставляют только недостоверные знания, изменчивое мнение. Лишь понятия, отражающие сверхчувственный мир идей, дают достоверное знание.
Начиная с XVII в. учение о познании начали рассматривать как исходную философскую дисциплину4. Часто это называют эпистемологическим поворотом5, произошедшим в философии в эпоху Нового времени.
Почему выдающиеся философы этого времени столь единодушно стали размышлять о человеческом разуме и человеческой природе, а не о вселенной и о Боге, как это делали их предшественники? Ими руководила простая, но далеко идущая идея. Мир, в котором существует человек, бесконечен и очень разнообразен. Человечеству не хватит ни времени, ни сил, чтобы познать его в этом многообразии. Однако тот инструмент, с помощью которого люди познают мир, человеческие чувства и разум - конечны, обозримы и, как полагали эти мыслители, у всех людей практически одинаковы. Так, может быть, проще и целесообразнее начать именно с них - узнать, каковы познавательные способности человека, каковы возможности и пределы его чувств и разума?
Если бы философия смогла разобраться в человеческой природе, понять, как мы познаем - преимущественно с помощью наших чувств (зрения, слуха, осязания), или же путем чистого размышления, или как-то объединяя данные чувств с идеями разума, то нам было бы проще понять и познать все остальное. Впервые этот ход мысли можно найти у Р. Декарта. Но, возможно, ярче всех эту новую стратегию выразил во введении к «Трактату о человеческой природе» Д. Юм.
«Несомненно, что все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе и что, сколь бы удаленными от последней ни казались некоторые из них, они все же возвращаются к ней тем или иным путем. Даже математика, естественная философия и естественная религия в известной мере зависят от науки о человеке, поскольку они являются предметом познания людей и последние судят о них с помощью своих сил и способностей. Невозможно сказать, какие изменения и улучшения мы могли бы произвести в этих науках, если бы были в совершенстве знакомы с объемом и силой человеческого познания, а также могли объяснить природу как применяемых нами идей, так и операции, производимые нами в наших рассуждениях... Итак, единственный способ, с помощью которого мы можем надеяться достичь успеха в наших философских исследованиях, состоит в следующем: оставим тот тягостный, утомительный метод, которому до сих пор следовали, и, вместо того, чтобы время от времени занимать пограничные замки и деревни, будем прямо брать приступом столицу или центр этих наук - саму человеческую природу; став, наконец, господами последней, мы сможем надеяться на легкую победу и надо всем остальным»6.
Теория познания традиционно тесно связана с такими разделами философского знания, как
онтология - учение о бытие как таковом,
диалектика - учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с
логикой (в ее различных модификациях) и
методологией.
Поскольку объектом познания, «центром» всей гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины.
4 Об этом свидетельствуют названия наиболее известных книг философов XVII-XVIII веков: «Правила для руководства ума» Декарта, «Опыт о человеческом разумении» Локка, «Новый опыт о человеческом разуме» Лейбница, «Трактат о началах человеческого знания» Беркли, «Трактат о человеческой природе» Юма, «Критика чистого разума» Канта.
5 Эпистемология - раздел философии, изучающий особенности научного познания.
6 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. - М.: Канон, 1995. - С. 49-50.
Большой и разнообразный материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др. Опора теории познания на эти области человеческой деятельности тем более необходима потому, что познавательный процесс всегда происходит в определенном социокультурном контексте7. Расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных наук о познании и сознании, социальных и культурологических дисциплин.
2.1. Источники познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Сенсуализм и рационализм
2.1.1. Источники познания
Органы чувств - зрение, слух, осязание и др. - это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире.
Чувственное познание (или созерцание) осуществляется в трех основных и взаимосвязанных формах - ощущения, восприятия и представления.
Элементарной формой чувственного познания является ощущение - чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений действительности. Это результат отдельных воздействий реальности на органы чувств. Взаимодействуя в сознании человека, разнообразные ощущения формируют целостный чувственный образ действительности - восприятие. Основные особенности восприятия - предметный характер, константность и осмысленность. Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, который сохраняется и воспроизводится в сознании посредством памяти.
Для чувственного (перцептивного) познания характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, отражение преимущественно внешних сторон и связей. Значение чувственного отражения в развитии познания исключительно велико, даже если учитывать тенденцию значительного возрастания роли мышления, абстрактно-идеализированных объектов в современной науке8.
Другим важным источником нашего знания является разум. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
7 Так, развитие гносеологических представлений конца XX в. определяется тем, что оно происходит в условиях информационного общества и, в частности, опирается на данные так называемой «постнеклассической» науки. Для этого этапа развития характерны:
• изменения объектов исследования (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся «человеко-размерные» системы),
• широкое распространение идей и методов синергетики - науки о таких системах;
• методологический плюрализм; преодоление разрыва между субъектом и объектом познания;
• соединение объективного мира и мира человека;
• внедрение времени во все науки;
• их глубокая диалектизация и историзация (в частности, приоритет «становления» над «бытием» у И. Пригожина) и
• ряд других. (Подробнее об этом - в следующих разделах).
8 См. об особенностях перцептивного знания: Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. -Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 1998. - 432с. - Ч.1 - Гл. 2.
Мышление - активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).
Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.). Вне языка мышление как способность оперировать знаниями, осмысливать их значение не может функционировать.
Мышление человека - не чисто природное его свойство, а исторически выработанная функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обусловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей на каждом из ее этапов.
Исходя из философской традиции, восходящей к античности, выделяют два основных уровня мышления - рассудок и разум.
Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание. Рассудок - это и обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом.
Разум - такой уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся готовой системы знания, на основе выдвижения новых - диалектических по своей сути - фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан, прежде всего, с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления).
Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.
Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Суждение - такая форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких либо связей и отношений между предметами. Умозаключение - форма мышления, посредством которого из ранее установленного знания (одного или нескольких суждений) выводится новое знание (тоже в виде суждения)9. Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, обоснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушения законов и принципов логики.
На основе этих форм рационального познания строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., которые будут рассмотрены ниже.
Большое значение в процессе познания имеют такие внерациональные формы познания как интуиция, вера, воображение, фантазия, эмоции и др.
Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали разные мыслители.
Так, Р. Декарт считал, что для реализации правил его рационалистического метода необходима интеллектуальная интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы), и дедукция, позволяющая получить следствия с этих начал. Единственно достоверным средством познания считали интуицию сторонники такого философского течения ХХ в., как интуитивизм. А. Бергсон, противопоставляя интеллекту интуицию, называл последнюю подлинным философским методом, в процессе применения которого происходит непосредственное слияние объекта с субъектом. Связывая интуицию с инстинктом, он отмечал, что она характерна для художественной модели познания, тогда как в науке господствует интеллект, логика, анализ. В феноменологии Э. Гуссерля интуиция есть прежде всего «сущностное видение», «идеация», непосредственное созерцание общего, у З. Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.
Значительное влияние на процесс познания оказывает вера10. И. Кант справедливо отмечал, что вера не сводится к деятельности разума. Это субъективный, личностный акт принятия в качестве истинного тезиса, не доказанного с абсолютной достоверностью11 или принципиально недоказуемого, вера как belief, а не faith (религиозная вера).
Без веры не обходится ни одно научное исследование. Любой познавательный процесс начинается с субъективного сенсорного опыта, чьи корреляции с объектом имеют проблемный статус, поскольку достоверность опыта выступает предметом веры (belief). Вера обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятия тех или иных положений, норм, истин.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 632;