О духовном просвещении после Петра в 18 веке. 8 страница

Увлечение шестидесятников нигилизмом, корни от западничества. Разночинцы. Ниги — ничто, отрицание того что нельзя пощупать.

С.Соловьев об оттепели 55 года — пахнуло оттепелью, головокружение, начали оттаивать нечистоты и появились в воздухе миазмы, появилась привычка к отрицанию...

60-е годы это время воздушной революции, чад молодости, состояние влюбленных перед свадьбой, метались в любовном чаду. Порыв ничем не удерживаемый.

Время когда всякий захотел думать, читать и учиться, всякий у кого было что сказать хотел высказать это громко.

Безобразное и безнравственное учение отвергающее все что нельзя ощутить. Всеобщее отрицание. Заговорили о роли семинаристов, которые были абсолютными нигилистами, Добролюбовых и Чернышевских были легионы. Роль кряжевого бурсака. Их ломали и гнули в семинарии и академии, и вот вырвались из неволи, в то время появилось выражение строиться в пустыни — все уничтожить, все на слом. Отцы и дети. Базаров который отрицал все — сапоги выше Шекспира.

Трубецкой писал как они с братом пережили пору отчуждения от троицкого и подчиненного ему охтырского мира — они воспитывались в МДС. Сережа развязно отвечал матери — амм, сердце есть полый мускул разгоняющий кровь вверх-вниз по телу, мама огорчилась и чтобы ее утешить, я тут же заявил, что я глубоко уважаю Иисуса Христа. Тут совершенно неожиланно она горько заплакала — она могла примириться с чем угодно, с пламенным отрицанием, с бунтом, с враждой против веры, но уважения к Христу она не могла перенести.

В.Срловьев все иконы вынес, но через год вернул на место и после МГУ пошел в МДА.

В 60-х годах появляется теория разумного эгоизма, если Бога нет то все позволено, еше крестьянская реформа, крестьяне переселяются в города, неустроенность, нищета, отказ от религии, распространялось пьянство, идеалистическая философия запада.

Льюис пишет философия потеряла кредит, увлекаются естествознанием, биологией, Бюхнер, вульгарный материализм. Что такое сознание? — как почки выделяют мочу так головной мозг выделяет мысли...

Епископ Никанор Боровкович. Библиографические записки. В крестьянском сословии обнаружилось стремление освободиться от всякого обязательного труда в отношении помещиков, от всяких обязательств в отношении к попу, от обязательств брака.

В университетах — борьба студентов из-за формы, мундиры хотели сбросить кители, из-за права судить начальствующих, из-за платы за учебу, из-за матрикул (печатных правил) обязаны были брать, отказывались. в СПб вся крепость была заполнена студентами, "Императорский университет".

Черный люд ненавидел студентов, штурмовали вместе с полицией. Студенты — исчадие ада. Не без основания студентам приписывают громадные пожарища в Симбирской, Самарской губерниях с расчетом произыести восстание."Бесы". Каракозвщина — покушения,

В гимназиях — открытые восстания против религии. Гимназисты сидели на прстоле и пили из потира. Гимназастки вошли в алтарь через царские врата и благословляли. Овации преподавателям-либералам и битье начальников-консерваторов.

В академиях — в СПб из-за студентческого самосуда и расправы над начальником молва. В КДА история с Израилем и Валерьяном — история с чаем "ЧАЮ воскресения мертвых". Помяловский, Щапов — один сгнил, другой сгнивал его отправили домой и от скоротечной чахотки и винопития скончался.

Нигилисты и нигилистки дошли до абсурда. Попечитель учебного округа распорядился выдать девочкам жившим в гражданском браке желтые билеты.

Семинарии превратились в фабрики нигилистов. Воронежская семинария 1879-1881-1890 взрывали квартиру ректора. В Тифлисе ислюченный семинарист ударил инспектора палкой, другой избил ректора, в 1886 зарезал ректора исключенный, в 1890-м нанес помошнику инспектора оскорбление действием.

Костомаров поднялся на этой волне отрицания, у него была слава революционера, ему по требованию студентов дали кафедру истории. Но и он потерпел фиаско. В 1861 году после Святой недели к нему явилась депутация студентов с требованием объяснить что значит что они видели меня прикладывающимся к плащанице и причащающимся, неужели я поступал с верой. они были разочарованы когда услышали что я не из таких людей которые без веры притворяются для каких-то посторонних целей. И студенты от него отвернулись, он был вынужден покинуть кафедру. Перед этим он экзаменовал сидевших в Петропаловской крепости студентов, их знания были удручающими.

Святитель Игнатий Брянчанинов — дух времени таков и отступление от православной веры начало распространяться в таком сильном размере, безнравтсвенность так всеобща и так укоренилась что возвращение христианства представляется вряд ли возможным, Макарий оптинский пишет подобное.

 

Славянофильство же было тесно связано с православием, оно говорило о достоинствах. Европейский путь приводит в тупик этот путь начинается с отпадения западной церкви от православия. Россия сбилась с пути со времен Петра. Петр онемечил русских, обрядил в немецкий кафтан, приучил курить а главное уничтожил патриаршество. Но славянофилы были недовольны и современностью.

Они были недовольны крепостной системой, бюрократизмом Николаевской системы. В допетровской Руси они видели воплощение своих идеалов государственных и политических. Константин Аксаков идеализировал русскую историю сверх всякой меры. Он гвоорил что русская история является всеобщей исповедью, и что ее модно читать также как жития святых.

Шеф 3 отделения жандармерии Бенкельдорф советовал историку — вот с какой точки зрения следует понимать и оценивать историю России — "Прошлое России было блестяще, ее настоящее более чем великолепно, а что касается ее будущего то оно превосходит все что может представить себе самое смелое воображение".

В определенной степени систему славянофильства создал А.С.Хомяков 1804-1860 умер от холеры. Богослов философ, историк, поэт. (Ключевский о нем — занимался своими собаками больше чем богословием).

Пишет о нем Соловьев бывший славянофил, теперь западник: "Хомяков низенький, сутоловатый, черный человечек, с длинными черными косматыми волосами, с цыганской физиономией. С дарованиями блестящими, самоучка, способный говорить без умолку с утра д вечера и в споре не робевший ни перед какой уверткой, ни перед какой ложью. Выдумать факт, процитировать известного писателя которого никогда не было, Хомяков и на это был готов. Скалозуб, он готов был всегда подшутить и над собственными убеждениями. В нашем зеленом обществе не имевшем средств оценить его знания, добросовестности и скромности Хомяков прослыл гением, это вздуло его самолюбие, сделало его раздражительным, неуступчивым, злым, зависливым".

Бердяев говорит — это рыцарь православной церкви.

Герцен — как средневековый рыцарь он спал вооруженный готовый в любой миг защищать истину как даму своего сердца. Ум сильный, богатый средствами и не разборчивый в них, богатый памятью и быстрым соображением он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь. Боец без устали и отдыха он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал остротами и цытатами, пугал и заводил в лес откуда без молитвы не выйдешь" Он не проходил через сомнения и кризисы.

Бердяев — Хомяков родился на свет божий религиозно готовым церковно твердым.

Юрий Саналин единомышленник вспоминал о Хомякове — это было сразу после смерти супруги, жизнь его сразу раздвоилась. Днем он читал, занимался своими делами, работал, говорил. Но когда наступала ночь и все улегалось и умолкало начиналась для него другая жизнь. Раз я жил у него, к нему съехались гости, все комнаты были заняты и он перенес мою постель к себе в комнату. После ужина, после долгих разговоров оживленных его неистощимой веселостью, мы улеглись, погасили свечи, я заснул. Далеко за полночь проснулся от какого-то говора, утренняя заря едва-едва освещала комнату. Не подавая голоса и не шевелясь я начал всматриваться, хозяин стоял на коленях перед походной своей иконой руки были сложены крестом на подушке стула, до слуха моего доходили сдержанные рыдания, разумеется я притворился спящим. На другое утро он вышел к нам веселый, бодрый. От слуги я слышал что это повторялось почти каждую ночь.

Хомяков хорошо знал святых отцов, историю церкви, есть основания предполагать особое внимание Хомякова к творениям Блаженного Августина хотя считал его истинным отцом схоластики.

 

 

ПОДГОТОВКА К СОБОРУ

Упразднение патриаршества вызывало недовольство в обществе еще со времени кончины Петра. Верховники, Мациевич, Юшкевич обращались к Елизавете Петровне. Эта мысль не была чужда и ряду церковных иерархов 20 века — Антонию Храповицкому, Илариону Троицкому, ряду богословов и религиозных философов 19-20 века. Народное шествие под руководством Гапона 1905 года требовало реформ и отделения церкви от госуларства.

Руководителем движения за соборность и патриаршество в начале нашего века стал м-т Антоний Батковский. Но в правительственных кругах на нужды церкви не сразу обратили внимание. И только после 9 января 1905 года при правительстве было создано Особое совещание.

В апреле 1904 года был принят первый закон о свободе совести. Второй — в апреле 1905 он развивал первый. Согласно этому закону 1904 все инославные — старообрядцы, сектанты, оказывались в большей независимости от государства чем православные, поэтому православные подняли голос протеста. В особое совещание был введен м-т Антоний Ботковский. Он просил устранить или несколько ослабить постоянную опеку и слишком бдительный контроль светской власти над церковью.

Витте — глава правительства подал записку о современном положении православной церкви с резкой критикой обер-прокурорского произвола. Витте предложил озыв собора и восстановление патриаршества. Предполагают что автором этой записки был Сергий Страгородсткий.

Победоносцев был против, он добился 13 марта перевода этого вопроса в ведение Синода, потому что синодалы были ему подвластны. Он иронизировал что самостоятельность синодалов сводится к тому что каждый из них подписывается своим почерком. Гарнак — состоящие в синоде пастыри ведут себя как овцы. М-т Антоний Храповицкий говорил: если захотят власти мы и черного борова поставим во епископы.

Хотел спустить на тормозах, но овцы внезапно восстали — дух времени, революция, все шаталось. 22 марта синод подает царю документ с предложением созвать собор для избрания патриарха. 31 марта царь пишет: когда наступит благоприятное для сего время.

Вопрос об отношении царя к восстановлению патриаршества неоднозначен. Известно его письмо Победоносцеву 1904. "Тут сама собой возникает мысль о всероссийском церковном соборе мысль о котором уже давно таится в моей душе, мне кажется что только собор может разрешить этот вопрос и по другим вопросам обсуждение их поместным собором внесло бы мир и успокоение". се ждали что собор будет созван в начале мая или не позже осени 1905 года.

17 октября 1905 ушел в отставку главный противник собора и соборности обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев всвязи с царским манифестом о свободах. Октябрь прошел а собора нет, время когда все бастовали, всеобщая политическая стачка охватившая всю страну, в декабре 1905 в Москве началось вооруженное восстание. И тогда когда 30 тыс вооруженных москвичей сражались на баррикадах с артиллерией, тогда Николай 2 принимает трех столичных митрополитов СПб — Антоний, Московский Владимир Богоявленский, Киевский Флавиан Городецкий. О чем говорили об этом стало ясно через 10 дней, новая аудиенция на которой царь сказал — ныне я признаю вполне благовременным произвести некоторые преобразования в строе нашей отечественной церкви, предлагаю вам определить время созыва этого собора.

16 января 1906 года для подготовки собора высочайше был утвержден сам состав предсоборного присутствия во главе с Антонием Бабковским СПб в составе: сначала 10 иерархов, 8 иереев, 23 профессоров и 8 мирян. Оно заседало в Александро-невской лавре с 8 марта по 15 декабря и неожиданно было распущенно царем. Вопрос о восстановлении патриаршества обсуждался с 3 по 6 мая и большинством голосов был решен положительно результаты были предложены государю. 25 апреля 1907 Николай наложил резолюцию — нахожу созыв собора неблаговременным.

Тогда была распущенна первая и вторая думы, потому что состав не был угоден государю крестьяне в большинстве требовали помещичей земли.

Из проекта Столыпина о преобразовании государственного управления России: существовавшее положение в церкви возглавляемое обер-прокурором Столыпин считал неудовлетворительным, необходимо создание министерства исповеданий, восстанвление патриаршества могло этому помочь.

В книге Нилуса говорится о слухе что Николай сам хотел стать Патриархом.

В 1907 закончился первый этап борьбы за патриаршество.

Второй начался с назначения обер-прокурором САБЛЕРА Владимира Карловича ближайшего помошника Победоносцева. После революции Саблер переменивший свою фамилию на Десятовского жил беспрепятственно в Твери, с ним встречалась старушкакнягиня Гейден, когда он ослабел от старости она водила его в собор, а когда ее выпустили за границу она читала в Париже его дневник — Саблер смиренно принял новую советскую власть и подкрепялл это ссылками на священное писание и своими размышлениями.

28 февраля 1912 для подготовки собора был создан новый орган который нащывается Предсоборное совещание из 7 человек. Из них три иерарха — председатель Сергий Страгородский, Антоний Храповицкий и Евлогий Георгиевский. Предсоборное совещание работало до 3 апреля 1913 (?) совещание пересматривало, изучало материалы присутствия 1906 и будто бы даже накануне 300-летней годовщины Романовых обратилось к царю с просьбой созвать собор в 1913 году но государь снова отложил якобы из-за начала первой мировой войны (конспект) но война началась почти через полтора года. Наоборот это время экономического роста.

Началась война 1 августа 1914. Синод в это время (А.Храповицкий) обсуждал вопрос о том кому будет принадлежать Константинополь, м.б. потому что старец Григорий Распутин предсказал освобождение Царьграда и назвал даже полк который первым войдет в город. Если он войдет в состав России то что делать с Конст.П-хом. Высказывались мнения что следует ему оставить титул экзарха с подчинением синоду, а м-т Антоний предлагал восстановить византийскую империю под властью василевса, а Палестину и Сирию передать России, не пройдет и 10 лет как Палестина и Сирия обратятся во Владимирскую или Харьковскую губернию, народ наш так и ринется населять страну где жил Спаситель...

Но война затягивалась, она вызвала недовольство народа, убитые, раненые, большой ущерб авторитету царя нанес старец. Григория судьба заносит в СПб в первый раз в 1902. С рекомендацией викарного епискпа казанской епархии Хрисанфа он является к ректору СПбДА Сергию Страгородскому и смиренно просит обратить на себя внимание вообще и выдать денежное воспомоществование в частности.

Во время войны на занятой немцами территории развернул бизнесс Митька Рубенштейн — еврей торговавший украинским сахаром и хлебом, снабжал немецкую армию. Был арестован его ожидал трибунал Брусилов. Но благодаря Александре Федорвне и Распутину он избежал суда. Распутин стал временщиком, им смещены многие министры, он влиял на церковные дела — Владимир Богоявленский был переведен в Киев. Изгнал обер-прокурора Самарина известного церковного деятеля, уволил из синода Гермогена Саратовского и отправил его в ссылку в Жировицкий монастырь до 1917 года.

 

Февральская революция 1917

Бытует мнение что церковь в целом придерживалась монархических идей, но обратимся к фактам. Царь отрекся от престола в ночь со 2 на 3 марта, а 9 марта синод в послании всем верным чадам церкви объявил февральскую революцию божьим делом, верующие призывались довериться временному правительству. Уже 6 марта синод признал временное правительство. Синод отказался от предложения Раева выступить с воззванием к народу поддержать монархию.

Синод постановил прекратить молитвы за Романовых и установить еженедельные моления о богохранимой державе Российской и петь многая лета временному правительству. (Церковные ведомости 1917 № 9-15). Синод в составе — м-т Владимир Богоявленский, архиеп. Новгородский Арсений Стадницкий, архиеп. Литовский Тихон Белабин, Сергий Страгородский Финляндский и Гродненский Михаил Ермаков.

Во многих городах проходят епархиальные съезды духовенства выдвигавшие антимонархические требования.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

В 1917 было две революции — сначала Керенский объявил широкую амнистию и множество преступников вышли на свободу, начались беспорядки. Потом пришли большевики. В стране нет ни царской полиции ни милиции ни своих органов охраны правопорядка. Была ограблена патриаршая ризница.

В первом послании от 19 января 1917 п-х объявил анафему советской власти. Позже он изменил свое отношение, смягчился.

Существовала реальная опасность за его жизнь. Время было военное, враг был силен. Была создана охрана которая постояно дежурила у п-ха. Ему предлагали скрыться за границей.

Ему устраивают допрос. 12 июля 1919 при выходе п-ха из храма Христа Спасителя некая женщина ударила его ножем в бок. Суд признал ее психически больной.

Второе покушение 9 декабря 1923 по выходе из тюрьмы.

Церковь в гражданскую войну. Царь в марте во Пскове отрекся от престола. После этого империя стала разделяться, стали отделяться Грузия, Украина. В 1918 была образована Грузинская демократическая республика. Советсвкая власть была установленна в 1921.

13 марта 1917 в древней столице Грузии в Мансхе состоялся собор епископов, клириков и миря без благословения экзарха который объявил автокефалию.

Тихон приглашал грузинских архиереев на поместный собор. Но они отвергли. Каноническое общение было восстановлено в 1943.

3-4 марта 1917 на Украине пришла к власти Центральная Рада. Она стала поощрять церковный сепаратизм. Мин.исповеданий назначен Никола Бессонов бывший Никон который сложил сан и венчался. Евлогий просил сместить его но безуспешно.

В Раду вошел бывший архиепископ Алексий Городницкий.

Тихон разрешил Всеукраинский церковный собор который открылся 7 января и работал всего 10 дней а затем к Киеву подступили полки красной армии, собор разошелся.

26 января Красная Армия вступила в Киев, власть перешла генералу Скоропатскому это потомок гетмана.

Скоропатский пал, к власти пришел Петлюра. Сын извозчика, принят в Полтавскую семинарию, однако он ее не окончил, был исключен за националистические убеждения. Он пошел в артисты, стал членом бродячей украинской труппы, потом на бухгалтерские курсы, затем его с повышением отправляют в Москву, он организует встречи, конференции, его приглашают редактором журнала "Украинская жизнь на русском языке. Во время войны вступает в армию князя Ленкова.

При Петлюре синод возглавил Агапит Екатеринославский, было запрещено поминать Тихона, Антония, а в апреле 1919 вновь пришла Красная армия, синод разогнан, Агапит бежал к Деникину, там был лишен сана, потому что деникин придерживался идеи единой России.

В 1920 Украина Киев оккупирована поляками.

 

Письмо Ленина к Молотову. В нем говорится о необходимости использования народной беды всенародного бедствия в своих политических целях (голод в поволжье) — нанести удар по церкви, такой удар чтобы церковники на десятилетия запомнили это. "Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять тем лучше. Надо именно теперь проучить жту публику так чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать... Процесс против шуйских мятежников сопротивляющихся помощи голодающим должен быть проведен с максимальной быстротой и закончиться не иначе как расстрелом большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г.Шуи а по возможности также и не только этого города а и Москвы и нескольких других духовных центров...

В Москве с 26 апреля по 7 мая 1920 состоялся процесс. Судили группу духовных лиц обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии духовных ценностей. В качестве свидетелей был привлечен и Патриарх. 8 священников и 3 прихожан приговорили к смертной казни, других к разным срокам заключения. 6 смертную казнь заменили на тюремное заключение, пятерых расстреляли из 11 приговоренных. Суд привлек Патриарха в качестве обвиняемого, был пересажен на скамью подсудимых.

Когда П-х был взят под стражу для следствия 8 мая никем не уполномоченная группа петроградских клириков в составе священников Александра Введенского, Александра Боярского, Белкова и псаломщика Стадника выехала в Москву.

По словам Введенского они побывади а разных правительственных инстанциях. Письменно засвидетельствовали свою лояльность и в сопровождении агентов ГПУ были направленны к П-ху который находился на домашнем аресте. 12 мая 1922 н.с. началась церковная революция. Группа вышеназванная явилась в Троицкое подворье и потребовали от Святейшего оставить престол, дескадь необходим созыв нового поместного собора, он в заключении не может вести дела. П-х им отвечал — я никогда не хотел быть п-хом, п-шество меня тяготит как крест, я с радостью приму если собор снимет с меня вообще патриаршество, а сейчас я передаю власть одному из старейших иерархов и отойду от управления.

П-х написал м-ту Ростовскому Агафангелу Преображенскому чтобы он принял дела управления. Агафангел подчинился но выехать в Москву не мог — находился в заключении.

15 мая 1922 обновленцев принял председатель ВЦИК М.И.Калинин — глава государства указавший что правительсво принимает к сведению заявление п-ха о его временном самоустранении, а 16 мая последовало письмо обновленцев Калинину о создании ими ВЦУ Высшего церковного управления. 18 мая группа обновленцев была еще раз пропущена к п-ху и передала ему прошение об открытии канцелярии для разбора текущих дел церковного управления. Тихон разрешил во главе с еп.Клинским Иннокентием. А до прибытия его еп.Верненским Леонидом Скобеевым который поручил принять а затем передать Агафангелу синодские и патриаршие дела. Фактически работа канцелярии была разрешена лишь до приезда Агафангела а обновленцы превратили указанный документ в акт переачи им церковной власти из законного источника. Т.о. обновленцы узурпировали власть.

19 мая последовал вывоз п-ха из Троицкого подворья где он до этого жил и заключило его в Донской монастырь под домашний арест.

Из мемуаров сотрудницы охранявшей Тихона "Для него был отведен небольшой двухэтажный дом расположенный к западу от Надвратной Тихвинской церкви. Ему отвели 3 комнаты на 2 этаже по инструкции данной охране об условиях его содержания п-х не имел права покидать дом и даже спускаться на 1 этаж. Раз в день ему разрешалось выходить на болкон над северными вратами и прогуливаться вокруг Тихвинской церкви верующие знали время этих прогулок и собирались у храма. Святитель молча благословлял своих духовных чад.

Посещать п-ха разрешалось только священнику приносившему Святые Дары а также монахине готовившей ему пищу. В конце года он был увезен на Лубянку в центральную тюрьму где в течении 38 дней он томился.

В июне 1923 года он освобожден и жил там же в Донском монастыре. У него очень строгий режим. Просыпается в 6 выходит на площадку и обнаженный по пояс делает гимнастику. Тщательно умывается, долго молится, завтракает. Всегда по утрам пишет. За час до обеда тепло одетый выходит на стену. Прогуливается до башни и обратно. К этому времени двор наполняется народом — это верующие ожидают его благословения. Он время от времени подходит к краю стены и молча благословляет всех крестным знамением. Разговаривать не положено. Многие становятся на колени, матери поднимают своих детей. В час обедает, до трех отдыхает. В 4 кушает чай, после чая садится за стол, пишет или читает. В 5 обычно топим печи. П-х прогуливается по всем комнатам с кочергой и помешивает. Иногда мы сидим перед печкой все втроем — п-х, красноармеец и я, иногда печем картошку и тут же едим, дружелюбно разговариваем. Меня поражает его такт он разговаривает свободно и живо не касаюсь никаких скользких тем. Однажды красноармеец спросил у него — скажи отец, а Бог то есть? П-х спокойно но туманно ответил ему что Бог есть у каждого в душе своей. В 7 ужин и после этого п-х к нам никогда не выходит. Я в комнату к нему никогда не захожу, а ребята подсматривают и говорят что он долго стоит на коленях и иногда будто-бы всю ночь. Вид у него представительный, про таких говорят дородный, лицо некрасивое, простоватое, мужицкое. Очень интересны глаза — глубоко посаженные, умные серые говорящие. Однажды он спросил читала ли я жития, я ответила что нет, тогда он сказал что жто не лишено интереса, принес и сам отметил с чего начать и на что обратить внимание, а когда я спросила почему он рекомендует именно это он сказал что это самое яркое, а остальное однообразно. В среду прихдит монашка, она немолодая, интеллегентная, одета во все черное но не монашеское. начинается обсуждение меню с четверга до следующей среды. П-х совершенно не есть мяса но стол у него разнообразный, питательный и очень изысканный. Меню красноармейцев не обсуждается, им дают мясные щи, кашу или картошку, нам с п-хом кофе с миндальным молоком а ребятам с простым. Я никак не могу увидеть в п-хе классового врага. Умом я понимаю что он враг и вероятно очень опасный, но общаясь с ним ничего вражеского не чувствую, он обрщается с нами идеально. П-х часто причащается.

Возят каждый день на Лубянку в роскошном лимузине."

19 мая 1922 состоялся переезд подврья и начало функционирования ВЦУ к участию в работе которого удалось склонить еп.Леонида Скобеева. Сразу же послали письма в епархии порвать с Тихоновщиной и перейти в живую церковь.

29 мая в Москве состоялось учредительное собрание этой органицазии на котором в качестве ВЦУ была признана группа священнослужителей входисшая в него с 19 мая а именно — председатель Антонин Грановский, заместитель — прот. Красницкий, управ.делами священник Белков Евгений и 4 члена. На учредительном собрании было решено подготовить созыв поместного собора. Здесь же приняты так наз. "основные положения Живой церкви":

1.Пересмотр церковной догматики с целью выделения тех особенностей которые были внесены в нее бывщим в России строем — феодальной системой, против симбиоза церкви и государства.

2.Пересмотр церковной литургии с целью выяснения и устранения тех наслоений которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза церкви и государства, т.е. тот же синодальный период.

3.Обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения без нарушения совершительных обрядов таинств.

 

Они стали издавать журнал "Живая церковь" под редакцией сначала священника Калиновского, а затем Евгения Белкова.

О личности Антонина Грановского: в миру Александр Андреевич Грановский род в 1860 году на Украине в семье псаломщика, учился в Полтавской семинарии, много странствовал, изучил древне восточные языки, занимался археологией и в 27 поступил в Киевскую ДА на последнем курсе принял монашество.

В Москве выдрессировал медведя. Высоченный, широкий в плечах с медведем.

Книга пророка Варуха была переведена им на древнееврейский по многим источникам.

После собора его избрали руковолителем ВЦУ. К обновленцам принадлежал церковный историк Борис Титлинов, бывший обер-прокурор синода Владимир Львов.

Обновленцы издавали газету Живая церковь в которой печатались статьи против монашества, монастыри назывались гнезда бездельников. Белое духовенство должно получить доступ к епископскому сану, архиереев они обвиняли в контрреволюционной дедятельности и добились высылке из епархий Арсения Стадницкого, Кирилла Казанского и других. Они пытались склонить на свою сторону м-та Петроградского Венниамина. надеялись на его переход потому что он допускал некие новшества. К нему явился близкий к нему Александр Введенский но на его уговоры м-т ответил — нет, на это я не пойду. Затем Владыка в пслании к Петроградской пастве отлучил Введанского, Красницкого и Белкова от церкви, в ответ ВЦУ уволило м-та Венниамина с его поста. Затем к м-ту вновь явился Введенский в сопровождении Бакаева — ответственного за церковные дела в губернском комитете. Введенский предьявил ультиматум — отмена отлучения или создание против него и других священнослужителей судебного процесса на почве изъятия церковных ценностей. М-т ответил категорическим отказом.

Обыск, арест. С 10 июня по 5 июля 1022 судебный процесс м-та Венниамина. Руководство перешло Алексию Симанскому. На скамье подсудимых 86 человек. Кроме м-та привлечены большинство членов правления православных приходов, настоятели соборов и просто случайные люди. После ареста м-та встал вопрос об адвокате. Гуревич Я.С. — он сказал что я же еврей и в случае неуспеха меня могут обвинить в недобросовестности, но м-т не колебаясь ему доверился.

М-та обвиняли в том, что во время переговоров с советской властью он добивался аннулирования — смягчения декрета об изъятии церковных ценностей принятого 23 февраля.

Во-вторых он находился в сговоре с мировой буржуазией.

Во время допроса обвинитель пытался держаться издевательского тона. Гуревич заявил — мы знаем что вы можете расстрелять м-та, но вы не можете оскорблять его и всякий раз как это случится защита будет неустанно протестовать. Это заявление было поддержано аплодисментами публики.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 444;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.