О духовном просвещении после Петра в 18 веке. 3 страница

При Николае строгая цензура. Указ Александра от 22 года о запрещении массонства оказался нэффективным. Николай по завершении следствия над декабристами снова потребовал подпску от гос.служащих с указанием где в каких ложах ранее состоял.

При Николае усиливается власть обер-прокурора. В 1833-36 годах обер-прокурором был Нечаев который решал дела самовластно, не спрашивая синода, к иерархии относился презрительно, синодалов называл «старички мои»под надзором оказался и Филарет Дроздов. Под подозрение он попал еще в 1830 году когда свирепствовала холера. Во время холеры м-т слишком много говорил о грехах царей и о казнях божиих. Затем Филарет старался ограждать церковь от вмешатеотства в ее дела. Говорил что государь всю законность свою получает от церковного помазания, и помазуется затем только государь а не государство, потому органы гос.власти не имеют власти в делах церковных, и в третьих был сторонником перевода библии на русский язык, поэтому он казался опасным либералом.

Но Нечаев вскоре был снят, синодалы объединились и свергли, к ним присоединился Андрей Муравьев.

Нечаев был уволен, его заменил граф Протасов.

Рассказывали, что в день назначения Протасов приехал к другу и сказал «поздравь меня, я — министр, я архиерей, я черт знает что» узнав об этом митрополит Киевский Филарет сказал — справедливо только последнее.

Желчный — возможно из-за больной печени он хорошо усвоил гусарскую выучку и деспотические манеры николаевского служаки, как говорил современник — все делалось по его мановению и стук его гусарской сабли был страшен для членов синода. Он оказался еще более властен чем Нечаев. При нем завершается государственная организация церковного управления как особого ведомства в ряду других ведомств. Церковь стала называться ведомством православного исповедания. Сперанский в своде законов записал — император есть верховный защитник и охранитель догматов господствующей веры, блюститель правоверия и всякого в церкви благочиния. Следовательно церковь д.б. защитницей государственных интересов и только.

Протасов подверг сомнению катехизис Филарета. Он требовал внести в катехизис 9 т.н. церковных заповедей из православного исповедания Петра Могилы. Филарет отказался. Из положения вышли тем, что вместо того были введены заповеди блаженства.

Филарет устал бороться с обер-прокурором и в 1842 годуоставил Спб и синод чтобы никогда не возвращаться. Покинул синод и Муравьев. При отправке вещей в Москву произвели обыск — не заперта ли в сундуках ересь. Тесное время, которое заставляет зорко смотреть за каждым шагом. Церковь в осаде, а кажется что хлопочую о деле православия.

В 1842 году Герасим Павский который занимался попольным переводом писания на русский язык попал под следствие, был удален, уволен, хотя был до того законоучителем царский детей.

Энергичный Протасов провел реформу аппарата обер-прокурора значительно расширив егосозданием хозяйственного комитета путем изъятия из синода всех хозяйственных дел под предлогом экономии и строгой отчетности (подозревал синодалов) затем он упразднил комиссию духовных училищ, подчинявшуюся синоду и создал под своим началом духовно-учебное управление чтобы провести реформу духовного образования, ему не нравился устав 1814 года Филарета Дроздова, хотел приблизить устав к сельскому быту — зачем студенту физика, высшая математика, лучше ему пение, пение, пение, катехизис 3 раза, начала медицины, агрономию.

Раньше в консисторию входили только духовные, теперь и светские чиновники во главе со светским секретарем, которого назначал обер, и рещение архиерея могло быть опротестовано секретарем, и секретарю вменялось в обязанность доносить обо всем оберу. При Протасове страх и трепет объяли всех, сами синодалы говорили — протасов забрал нас в руки по-военному, и сонмом архиерейским командовал как эскадроном на учении. Его мощь держалась на праве личных докладов императору.

15 января 1855 года протасов вдруг обратился к царю с просьбой передать дела заместителю, а на следующий день помер. 20 лет он служил не пропустив ни одного дня. Император выразил соболезнование — искренне и душевно скорблю о потере этого достойного и верного слуги которого столь давно знал и уважал.

А о том как его уважали синодалы говорит шутка, которая родилась в похоронной процессии Протасова — в толпе шутили «мыши кота хоронят». А через месяц скончался и сам император 18 января в разгар Севастопольского сражения во время 350-ти дневной осады Севастополя. Россия тогда воевала с Турцией, Англией, Сардинским королевством, Францией, она оказалась в изоляции. Император был самонадеен. Поводом к войне послужил спор о святых местах в Палестине. Султан турецкий отобрал ключи у греческого духовенства в Вифлееме и передал католикам. А Николай вступился за православных. Султан же отказал заручившись западной поддержкой. Император ввел войска в Молдавию, подчиненную султану до тех пор пока турция не удовлетворит требований России. Тогда Турция в 1853 году объявляет войну России, а корабли Англии и Франции вошли в мраморное море, потом появились в Босфоре, затем в Черном море.

Война велась на Крымской территории. Для императора это было полной неожиданностью — русские терпели поражение за поражением, еще бы — у союзников был флот паровой — у нас парусный, винтовки у нас были образца каменного века, дороги очень скверные, на волах по чернозему осенью. А союзники успели построить ж\д даже в Севастополе — от портов провели для подвоза б\припасов.

Война показала нашу отсталость, и Николай не вынес позора, говорят что он принял яд, но это не так. В состоянии большой депрессии заболел гриппом, отек легких и скончался не выдержав позора.

Проф. Заинчуковский — слухи о самоубийстве царя лишены всяких оснований, в дневнике Александра 2 — сына николая подробные записи о болезни и смерти отца.

Сын вступил на престол 19 февраля. Через 6 лет Александр подписывает манифестоб отмене крепостного права.

 

Эпохальное морское сражение у Соловецкого монастыря:

(Евгений Тарлей — академик) 26 июня 1854 года еп.Варлаам Успенский живший в архангельске получил известие от настоятеля никольского монастыря получил что в заливе появился неприятельский фрегат. Но прошло всего 10 дней и фрегат появился в Белом море у Соловецкого монастыря. Монастырские ценности были вывезены в Архангельск. В монастыре оказалось 20 пудов пороху, копья, и множество бердышей и секир времен 16 века. На берегу соловецкого острова соорудили батарею с двумя трехфунтовыми орудиями, а по стенам и башням расставили еще 8 малых орудий. Был налицо отряд инвалидной команды.

6 июля в 8 утра к острову стали приближаться два английских военных судна. Став на якорь дали выстрел в монастырские ворота и сразу их уничтожили, затем бомбардировка по монастырским зданиям продолжалась, и из монастыря ответили... И одно судно получило пробоину после чего английский флот удалился.

 

 


 

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ-ОСВОБОДИТЕЛЕ.

При Александре 2 РПЦ в эпоху великих реформ 1855-1881.

С.М.Соловьев приступая к этому периоду сказал — пахнуло оттепелью, двери тюрьмы стали отворяться, когда умер Николай 1. Эти слова могут стать эпиграфом. Россия при нем переживала радикальную перестройку. Он — уничтожил позорное ярмо крепостного рабства основного населения страны — крестьянства. Н.И.Костомаров пишет — казалось после отдаленной от нас эпохи крещения еще не преживал русский народ такой важной минуты. Также ценил Ключесвский. Царь подписал манифест в 6-летний юбилей своего правления 19 февраля 1861 года, но опубликование его приостановленно до Поста, чтобы дать народу возможность отпраздновать великое событие не в кабаках, а в церквах.

Время оглашения было разным — в Пензе манифест был объявлен в марте. Царь боялся недовольства — давалась свобода но без земли. В 1863 году вшел указ об отмене телесных наказаний для всех сословий. В 1864 — указ об учреждении открытого независимого суда.

В 1864 году — указ о создании земских учреждений, журналы, газеты, толстые книги выходили без цензуры. «Эпоха гласности настала, во всем прогресс, и между тем блажен кто рассуждает мало и кто не думает совсем» в эти годы появляется церконая журналистика, публицистика, стали выходить епархиальные ведомости. «Церковно-общественный вестник» — глас белого духовенства, общественности.выпускал его лектор Спб академии, стали выходить Троицкие листки, Троицкие книжки для народа по 2 копейки их издавал иером.Никон, Киевские листки, Почаевские листки, в киеве выходит журнал «Церковно-приходская школа», «Воскресный день»,»Кормчий»,»Пастырский собеседник» и т.д. вот когда появляется церковная журналистика.

В 1870 году проводится городская реформа, которая дала городам самоуправление.

В 1874 году была проведена военная реформа, вместо рекрутчины вводится всеобщая воинская повинность. Царь издал манифест о разреении декабристам вернуться в Россию, если они живы. Спустя 50 лет.

С.М.Соовьев сравнил это время с оттепелью, но как известно весной оттаивают и нуждники и появляются в воздухе миазмы, и действительно лояльные реформы имели моральные издержки. О них он пишет в своих записках.

«Реформа отмены крепостничесва привела к недостатку рабочих рук. Зло свободы — когда человек свободный от принуждения станет работать меньше, т.к. нет привычки к свободному и правильному труду. Литература пошла в поход с требованием удешевления хорошей водки для народа. Требуя легчайшей отравы для народа. И появиласьскверной памяти водка под названием «Дешевка» и появление ее было принято народом с гораздо большей радостью чем освобождение. И вот пьянство распространилось в ужасающих размерах и народ праздновал свободу 3 года».

И вот эта вселенская пьянка привела к ущербу крестьянского хозяйства, стало увеличиваться число праздников, и сифилис страшно распространился, уничтожая в корне физические силы народа. Начали пить молодые люди обоего пола едва вышедшие из детства, привыкли публично и громко ругаться так, что прежде и мужику было зазорно, пала семейная дисциплина, среди крестьянства явилось взяточничество — целым миром — продажа правды за ведро вина. В городах слуги бросились на дешевку, не стало сладу с поварами, лакеями и кучерами. Прогоняли поваров-мужчин и нанимали кухарок. Лакея заменяли женской прислугой. Искусный работник стал редок и дорог.дороговизна стала возростать страшно. Большая зарплата уничтожила в нем прежнюю бережливость, стали одеваться почти также как господа, горичные стали носить шляпы с цветами, зонтики.

Эпоха Александра очень отлична от эпохи отца. И характером и воспитанием Александр отличался от отца. Отец отличался суровым характером — а сын был мягок, отец не получил хорошего образования, а сын был тщательно воспитан и подготовлен к управлению империей. Вступил он на престол 36 лет, зрелым человеком, достаточно опытным в делах.

Первым воспитателем его был гуманный капитан Мердер немец. Поэт Василий Жуковский был своего рода заведующим учебной частью, составил план обучения цесаревича направленный на всестороннее просвещение. Знаменитый Сперанский вел с ним беседы о законах. Кроме книжного образования предпринимались образовательные путешествия. В 1837 году была совершена поездка в Сибирь. Во время европейского путешествия он познакомился с принцессой земли Гессер Бернштадской с которой вступил в брак. После принятия православия она получила имя Марии Александровны. И вот теперь после женитьбы отец знакомит его с государственными делами. Последние 10 лет царствования Николая сын был главным помошником императора. Николай очень любил сына и говорил ему перед смертью — мне хотелось приняв на себя все трудное, все тяжкое оставить тебе царство мирное, устровенное» но провидение судило иначе.

Крымская война, неприятель был в Крыму, нужно было как-то выходить из положения и в 1856 году молодой царь заключил мирный договор в Париже — очень тяжелый для России — запрет русского военного флота в черном море, требование срыть все крепости на побережье, мы лишались черноморского флота.

Эти ограничения в 1871 году были сняты благодаря выдающемуся дипломату, канцлеру Александру Горчакову, который без войны вернул Черноморский флот и право строить крепости на черноморском побережье. Шла тогда франко-прусская война и Россия вступилась за Францию, в благодарность Франция отменила запреты о черноморском флоте.

Неудачная война вызвала критику и справа и слева. В том числе церковно-государственных отношений.

Слева много толков вызвали книги бывшего профессора богословия Спб академии Дмитрия Ивановича Ростиславова. И книга приходского Калязинского священника И.С.Беллюстина выпушенная в Лейпциге.

За этими спорами скрывается застарелая рознь белого и черного духовенства. В середине 19 века черное духовенство было тем привелегированным словем клира, которому путем целибата был открыт путь к почестям и славе. Как пишет Никанор Херсонский — рознь белых и черных начиналась в области бытовой и житейской. От самого начала окрашивалась и отравлялась чувством личной обиды и несправедливости. Это была одна из самых зараженных и опасных ран старорусского церковно-общественного строя. Так что обновленческий раскол имеет предысторию — пресвитерианский бунт против иерархии.

Флоровский — орден создавался светской властью обер-прокурора и здесь оставалось мало монашеского. Обеты молчаливо преступались по невыполнимости.

Справа — Михаил Катков изв.публицист подал докладную записку министру нарюпросвещения.»Насильственная недоступность, в которую поставлены у нас все интересы религии и церкви есть главная причина того бесплодия, которым поражена русская мысль и все наше образование». — о гнете светской власти.

О несвободе церкви заговорили прежде всего славянофилы. Константин Аксаков казенным охранителям церкви отвечал — деятельность мысли — духовная свобода есть призвание человека, если найдутся злонамеренные люди, которые захотят распространять вредные мысли, то найдутся люди которые обличат их. Уничтожат вред и тем доставят торжество правде.

Истина действующая свободно всегда довольно сильна чтобы защитить себя и разбить впрах всякую ложь, а если истина не в силах защитить себя, то ее ничто защитить не в силах. Не верить в победоносную силу истины — значило бы не верить в истину — это своего рода безбожие ибо Бог есть истина.

Киевский м-т Арсений Москвин писал — мы живем в век жестоких гонений на веру под видом коварного об ней попечения.

Муравьев составил записки о стеснительном положении синодального действования. Его поддержали м-т Новгородский Григорий и особенно Камчатский архиепископ Иннокентий Венниаминов — преемник Филарета на московской кафедре.

Муравьев требовал свободы и самостоятельности церкви, требовал соборности ибо «связанная истина бессильна».

Филарет предлагал в явочном порядке восстановить совещательные сношения между епископами и тем самым восстановить единство епископата. Он очень сурово оцениввал создавшееся положение, если не безнадежное вообще.

«Несчастье нашего времени то, что количество погрешностей и неосторожностей накопленные не одним уже веком едва ли не превышают силы исправления».

«Хорошо было бы не уничтожать Патриаршество и не колебать тем иерархию, новосстановлять Патриарха было бы не очень удобно, едва ли бы он был полезнее Синода, если светская власть начала тяготеть над духовною, почему один Патриарх тверже бы вынес сию тяжесть, чем Синод» — отвечал Филарет на предложение патриаршества.

И Филарет в 1856 году, когдана коронацию Александра съехались архиереи в Москву провел епископское совещание — своего рода московский собор. Здесь Филарет поднял вопрос о переводе Библии на русский язык — собор поддержал , противником был киевский м-т Филарет.

Обер-прокурором в 1856 году был назначен граф Александр Петрович Толстой, друг Гоголя, человек оптинского православия. Этот оптинец не хотел преобразования в церкви, академию не любил, перевод писания не поддерживал. Доводы Филарета прежние — русский язык слишком вульгарный, и тот же страх перед нечестивыми переводами Павского и Макария Глухарева, считал что на этом дело перевода не остановится, заговорят о переводе богослужебных книг. И только после смерти м-та Филарета Киевского в 1857 году перевод Библии возобновился.

С 1862-1865 обер-прокурором был малозаметный Ахматов, а вот с 1865-1880 оберпрокурорствует Дмитрий Андреевич Толстой.

Толстой был вторым Протасовым. Возобновились времена Протасова.

Голубинский — синодалы раболепствовали перед обер-прокурором по причине разного рода-племени синодалов — детей дьячков привыкших к рабской жизни, и обер-прокурора — генерала.

Кроме прокурора он был также мин.народного просвещения. Как бы восстанавливается сугубое министерство Голицина. Это был консерватор-ретроград во внутренней политике в частности в школе, был против приема в гимназии кухаркиных детей. В делах же церкви был радикалом и новатором.

Дмитрий Толстой боялся нигилизма — все духовное отрицали. И вот против нигилизма он нашел средство борьбы в классической системе образования — в классицизме.

В гимназиях закон божий стал второстепенным предметом, львиную долю составляли классические языки и литература.


 


Он ввел полицейский классицизм, увлечение было сделано в сторону увлечения грамматикой — занимались не лексикой и чтением, а спряжениями, склонениями. О нем говорили — нашествие галла с двумя мертвыми языками. Во-вторых — Толстой отстранил духовенство от учебного процесса — он церковно-приходские школы передал в управление земства и министерства просвещения, они были изъяты из духовного ведомства. Тогда шла борьба — кому поручить ЦПШ ? в третьих — он провел укрупнение приходов, при нем количество дьяконов и священников сократилось на 10% в целях благополучия других священников.

Он попытался учредить, реформировать церковный суд по примеру гражданского суда, суда независимого от духовных властей, от иерархии. Проект разработала комиссия во главе с Макарием Булгаковым — очень либеральный был проект. Дружно восстали архиереи и эта попытка была сорвана.

Флоровский пишет — конечно суды нуждались в реформе, но не по прописям светского правосознания.

Толстой последовательно проводил церковную политику Петра. Он прямо заявлял — я смотрю на духовенство как на силу, которая должна находиться в подчинении у правительства и которую умное правительство может искусно пользоваться для своих целей.

Толстой не любя монашество открыл широкий доступ белому духовенству во влиятельные сферы — потому, что монашество оторвано от народа, он считал, что белое ближе к народу, он готовил введение женатого епископата. И поэтому всю вину за обновленчество возлагать на советскую власть неисторично — эта идея носилась в воздухе с тех времен.

Но Спб м-т Исидор заявил, что с белыми архиереями он общения иметь не станет, тогда стали больше рукополагать во епископов вдовых священников, а относительно женатого епископата 100 лет назад — для печати это была дежурная тема, с 60-х годов эта тема не сходила с полос церковной публицистики это поднимали вопрос батюшки, приходское духовенство. В 1863 году появилась в Казани книга ректора Каз.ДА архимандрита Иоанна Соколова «О монашестве епископов» — против притязаний белого духовенства на епископский сан, где утверждал, что только в первые 4 века были известны женатые епископы. Но это не так. Трульский собор запретил, но несмотря на прещения Трульского собора бывали случаи женатых даже патриархов до 14 века об этом пишет А.П.Лебедев. Григорий Палама одержал победу над женатым патриархом, и эта победа поставила точку.

Для усиления своей власти Толстой в 1865 году учредил должность товарища обер-прокурора с правами товарища министра.

В 1867 году отменялось разделение епархий на три класса. И титулы архиереев были обращены в их личные преимущества и достоинства.

В 1869 году увеличили консисторские оклады — для того чтобы не брали взятки (акциденций — поборов, взяток) взятчничество было распространено даже в школе.

Толстого ненавидели, сравнивали его правление с эпохой Петра, называли даже Чернышевским в минестерском мундире.

Впоследствии он был министром внутренних дел, шефом жандармерии и президентом Академии наук. Тогда профессора в МГУ прозвали его Дон Мерзавец, а Соловьев восклицал — что за гнусная фигура! Салтыков-Щедрин запечатлел его в образе медведя-топтыгина Помподура Петра Толстолобого, который географии не знает, арифметики не знает, а кровь хоть кому пустит. Тут допущена неправда — это был очень образованный человек, кабинетного типа ученый, страстный библиофил, в 1864 году идал в Париже двухтомный труд на французском языке — «История католицизма в России».

Лейпцинский университет присвоил ему степень доктора философии. А у нас с этим доктором случился конфуз — он перевел слова «Нет пророка в своем отечестве» — как французскую пословицу, и журналисты подхватили и разнесли эту весть.

Митрополит Исидор говорил — Толстой ни разу не бывал в Исаакиевском соборе, не заглядывал в синодальную канцелярию, где только висел его мундир на вешалке — его боялись, достаточно было мундира.

Не любил архиереев «Всякий архиерей в глубине души лелеет мечту чтобы сделаться Папой. Создайте для архиереев более самостоятельное положение и они употребят все усилия чтобы подчинить государство».

Он был недоволен писателем Лесковым за чересчур хорошее мнение о епископах.

В 1880 году он был смещен. Ходила басня — на великую пятницу смещен, а на пасхальной заутрене придворные приветствовали друг друга словами — «Толстой смещен — воистинну смещен». Так его ненавидели.

В 1882 он стал министром внутренних дел, страдал симптомами психически больного. В 1885 его вывезли в Крым в Ливадию в царский дворец, и по дороге в крым на одной из станций он изображал лошадь и кричал лакею — человек! Подай порцию сена!

Поражал всех крайней худобой. Каждую весну его чинил доктор Захарьин известный терапевт. Умер от воспаления легких в 1889.

 

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877-78

Балканы 500 лет находились под игом масульман-турок. Русские поддерживали сербов и болгар единоверных. В 1875 году против турок вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине населенных сербами, а затем и в Болгарии. Восстание вследствие притеснения турок при сборе подати. Турки подавляли его с неимоверной жестокостью, но безуспешно. Это вызвало сочувствие со стороны княжеств Черногории и Сербии, которые в 1876 году начали войну с Турцией. Возглавил сербские войска русский генерал отставной Черняев герой Ташкента — в 1865 был взят Ташкент. Он стал терпеть поражение, тогда Россия потребовала от турок прекращения военных действий и спасла Сербию от окончательного разгрома. Сербское знамя было изготовленно в Москве и освящено в ТСЛ в Троицком соборе наместником Антонием Медведевым.

Желание помоч братьям-славянам охватило все русское общество. Возник славянский комитет во главе с Иваном Аксаковым, который собирал средства, закупал оружие, отправлял добровольцев, многие дамы высшего света умерли там в тифозных бараках. Болгары называли своих ополченцев детьми аксакова, он заботился даже об их обмундировании, скроил пехотную болгарку.

12 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции. Синод пожертвовал 100 тыс рублей. Московское духовенство за две недели собрало более 30 тыс рублей во главе со святителем Иннокентиев Вениаминовым. В церквах весь кружечный сбор отправлялся на войну.

Около 200 монахов и 700 монахинь отправились медбратьями и медсестрами. Русские войска перешли балканы и устремились к Константинополю, но англичане ввели свой флот в пролив Босфор и тогда 19 февраля 1878 года в 15 км от Константинополя подписан предварительный договор мирный. По этому договору было образовано довольно обширное Болгарское княжество. Утрция признавала самостоятельность, отдавала земли. Батум и Карс вернули России.

Англия и Австрия выступили против этого договора. Россия снова стала готовиться к войне. Германия, Бисмарк предложал посреднические услуги не в пользу России, он боялся России. И летом 1878 года состоялся в Берлине конгресс с участием европейских дипломатов, и был заключен договор не в пользу России. Согласно которому Болгария разделена на 2 части — независимое болгарское княжество и автономную область под властью Турции. Сербия и Румыния признаны независимыми. Это вызвало глубокое недовольствов России. Аксаков выступил с пламенной речью.

Часть прорусски настроенной болгарской молодежи предложила избрать его на болгарский престол, а русское правительство отправило его в ссылку.

На болгарский престол был приглашен немецкий принц Александр Баттенбарт, а затем из династии Конбургов, которые оставались до второй мировой до 1943 года.

 

СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА 2

Александр 2 — освободитель в конце жизни приступил к ревизии своей либеральной политики. Наблюдается некий откат. После турецкий войны на царя возобновились покушения по поводу указа — обвиняемый может быть судим без предварительного следствия, может быть осужден без свидетельских показаний, приговор без права обжалования. Этим ужесточением режима можно объяснить охоту на императора.

Революционный кружок «Народная воля» организовал охоту. Правда еще до войны было два покушения — в 1866 (в него стрелял у решетки летного сада студент Каракозов гимназист пензяк, где преподавал Илья Ульянов — отец В.И.) в 1867 году после польского восстания (стрелял в царя когда он ехал в карете с Наполеоном 3 стрелял в него поляк Березовский.

В 1879 году стрелял учитель Александр Соловьев.

Через полгода взрыв на жд вокзале Москвы полчаса спустя после того как царь покинул здание.

Пятое покушение в 1880 году — в 18:30 в царской столовой раздался взрыв царская семья опоздала. Мужик вятский (здесь есть вятские ?) краснодеревщик Степан Халтурин — его каморка находилась под залом столовой. Он по крупице носил взрывчатку.

Когда царь был в Париже, гададлка сказала ему, что он переживет 7 покушений, но шестое оказалось роковым.

1 марта 1881 года в Воскресение 1 недели великого поста после обедни царь поехал в михайлоский манеж на развод караула. На набережной екатерининского канала трое злодеев с бомбами заняли места по пути следования, один из них бросил бомбу под карету, но от этого взрыва царь не пострадал. Он вышел из кареты и подошел к террористу которого окружил народ. На тревожные вопросы окружавших он отвечал -»слава Богу я не пострадал, но вот -» и при этом указал на лежавших на мостовой раненных. В этот момент второй террорист бросил ему под ноги бомбу. Когда рассеялся дым, то увидели Александра с разробленными ногами, всего окровавленного. Государь тихо промолвил «холодно, поскорей во дворец, там умереть». Это были его последние слова.


 

Когда гроб был выставлен неожиданно появилась княгиня Юрьевская, о которой много говорили. Победоносцев писал впоследствии:»она опустилась на колени около гроба, лицо усопшего было накрыто газом (материей) который нельзя было открывать, но она наклонившись резко сорвала газ и долгими поцелуями покрыла лоб и лицо и вышла затем из комнаты. Мне жаль эту женщину. Но потом она снова пришла к гробу, принесла сплетенный из своих волос доставлявших ей славу венок и набожно вложила его в руки усопшего. Это было ее последним даром».

Александр когда познакомился с ней был зрелых лет мужчина — 47 лет, а ей было юной девице 17. В девичестве она была Долгорукой, потом она стала прозываться княгиней Юрьевской в честь Юрия Долгорукого.

Она имела от него трое детей. Умерла она при советской власти в 1922 году прожив долгую жизнь. Родилась она в 1847 году, воспитывалась в Смольном институте благородных девиц. В общем интимной жизнью они стали жить с июля 1866 года. О связи скоро узнали при дворе. 3 раза в неделю она являлась к нему. Ежедневно они обменивались письмами. И до нее у него были увлечения и даже с ее дальней родственницей (она родилась в обедневшей семье). Вообще А2 был жуир, Дон Жуан, о нем говорили что он любил всех женщин мира кроме своей жены, а вот после турецкой войны на 3 этаже дворца княгине Долгорукой отвели 3 комнаты точно соответствовавшие покоям государя и соединенные подъемной машиной (лифтом) и это при живой императрице. Императрица Мария Александровна без слова упрека встретила это новове испытание.

И вот императрица (дочь Прусского короля) скончалась от переживаний 15 мая 1880 года после этого был заключен тайный брак Александра с Екатериной Михайловной в 1880 году их венчал протоиерей царско-сельского дворца. Он дал своим детям от Екатерины Михайловны законное положение, они стали именоваться князьями он изучал вопрос о возведении ее в сан императрицы, и был будто бы даже в намерении отказаться от власти после ее коронации и поселиться где-нибудь во Франции в Ницце... вот такой был роман. Брак был морганотический. Дети от этого брака не могли быть наследниками.

 

АЛЕКСАНДР 3.

Александр 2 в последние годы жизни назначил генерала Лориса-Мелитянса армянина героя сражения под Карсом диктатором с чрезвычайными полномочиями для охраны царской особы от покушений. Как только Александр 3 вступил на престол, он сразу отправил в отставку Лориса, он был очень либеральным, а указ покойного отца об учреждении представительной власти (нечто вроде парламента) не был опубликован — парадокс.

Новый царь издал манифест в котором утверждались незыблимость самодержжавной власти и исключительная ответственность самодержца перед Богом. И покинул спешно столицу, потому что оставаться там было небезопасно. Его называют самым русским царем. А много ли было в нем русской крови?








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 508;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.