О духовном просвещении после Петра в 18 веке. 4 страница

Досужие историки подсчитали, что в А3 была 1/64 русской крови, а в Николае 1/128, а в его сыне 1/256 русской крови. Если с расистской точки зрения.

Сергей Михайлович Соловьев будто бы это продемонстрировал. В конце 1870-х в одной из гостинниц Москвы зашел спор — много ли русской крови в Александре 3 который считал себя русским. Обратились к Солосьеву. Он попросил чтобы ему принесли два стакана, кувшин с водой и немного красного вина. Он налил пол стакана красного вина и полстакана чистой воды. Пусть красное вино будет русской кровью, вода же — немецкой. Русский Петр 1 женился на Екатерине 1 — историк вылил полстакана красного вина в стакан наполовину наполненного водой. Дочь их Анна вышла замуж за немца и т.д. смешивал, смешивал и вода стала совсем белой, чуть розовой. Белый царь. А он называл себя русским царем, даже ввел моду на русскую бороду, — это (Веннеамин Федченков) «А3 вводил русский стиль и в бороду — это болшая растрепанная борода».

Родился этот русский царь в 1805 году. Его воспитателем был генерал-адьютант Пьеровский и профессор МГУ экономист Чивилев.

Политические, юридические науки преподавали профессора столичных университетов С.М.Соловьев преподавал историю. Академик Грот преподавал русский язык. Русскую литературу — Буслаев. Правовед Победоносцев преподавал юриспруденцию.

Он был вторым сыном у родителей после наследника Николая который высох, сгорел от чахотки в 1865 году. Николай перед смертью взял руку невесты и вложжив ее в руку брата сказал:»Оставляю тебе трон отца и невесту которая облегчит тебе это время». Так Александр унаследовал не только трон но и невесту Датскую принцессу Дагмару. В православии Мария Федоровна.

Она родила ему Николая 2, Георгия (который тоже скончался от чахотки), Ксению, Михаила, Ольгу. Против самодержца ыбли организованы заговоры студентов Спб университета в 1887 году (Александр Ульянов участвовал), они ничего не успели сделать, были схвачены. Встречались заговорщики в квартире преподавателя Спб университета Михаила Новорусского — сына священника, Победоносцев его содержал, его приговорили к пожизненному заключению, просидел в Шлиссельбургской крепости до 1905 года. Когда вышел на свободу был больным, его приютил финляндский архиепископ Сергий Старогородский — будущий патриарх. Таким был сердобольным будущий патриарх.

Ульянов был повешен. В 1888 году революционеры устроили взрыв императорского поезда под Харьковым когда царская семья возвращалась с Кряма. Царская семья отделалась ушибами. Сам царь получил ушибы чувствительные ниже пояса и говорят что от этих ушибов он в 50 лет скончался в Ливаде в1894 году 20 октября. Говорят еще неумеренное употребление вина ускорило кончину. Когда произошел взрыв он держал крышу вагона. Он был настоящий богатырь как дуб могучий. Неожиданно скончался. Пошли слухи что был отравлен Захарьиным — терапевтом.

Умер на руках Иоанна Кронштатского.

С весны 1894 года здоровье стало ухудшаться. Умер в Крыму в Ливаде, тело царя повезли в Спб, по дороге остановились в Москве, где гроб один день находился в Успенском соборе.

Смерть царя требовала определенной реакции на нее Ключевского — потому что царь был покровителем общества истории и древностей российских. Именно император выступил инициатором издания русского биографического словаря — это замечательный справочник. Сейчас осуществляется ксерокопия этого издания.

Ключевский 28 октября выступил на заседании общества, он произнес речь памяти почившего. Сказал очень красиво. Монархическую произнес речь. После этого когда он явился в университетскую аудиторию чтобы выступить с очередной лекцией студенчество его забросало тухлыми яйцами и помидорой. Произошел большой скандал, мятеж. На некоторое время заслуженный профессор потерял доверие студентов.

Главная цель царя — утверждение самодержавной власти и государственного порядка. Посредством твердого подавления всякой крамолы. И цель была достигнута. Деятеьность Александра носила строго охранительный реакционный характер. При нем были достигнуты значительные экономические успехи — началось бурное строительство транссибирской железной дороги, закаспийской — соединявшей среднюю азию с центром. Император был чрезвычайно бережлив и даже скуп. Он отменил и запретил всякие пиры, приемы, феерверки, торжества, ликвидировал дифицит бюджета, при немокреп курс рубля, он подготовил денежную реформу проведенную его сыном. Когда был свободный обмен бумажных денег на золотые монеты — но это сделал не Николай 2, это заслуга Александра.

При нем были знаменитые министры финансов — Вышнеградский, Витте. Во внешней политике следовал миролюбивому курсу, он получил прозвище миротворца. Отказался от вмешательства в Балканские дела предоставив Болгарии и Сербии их собственной участи. Он был недоволен Скобелевым, который за границей защищал сербов.

Чтобы противостоять тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии, Италии пошел на сближение с Францией и стал создавать Антанту к которой присоединилась Англия Антанта — сердечное согласие.

Был единственный военный конфликт — в 1885 году с Афганистана первая встреча с моджахедами, спровоцированный Англией на реке Кушка. Там воевал русский генерал Комаров. Западные державы требовали от России прекратить всякие военные действия и наказать Комарова. Но император взял его под свое покровительство.

Стремился к объединению окраин с центром, проводил централизованную политику. В Прибалтике в Ост-Эзейском крае, как его называли немцы, уничтожил немецкое самоуправление. В 1893 году немецкий университет был преобразован в русский в Дерпте, а Дерпт переименован в Юрьев.

Царь усилил русское влияние в Польше. Отнял у нее всякую автономию, вводил русский язык, переименовывались улицы.

Он ограничил автономию у Финляндии, которая до ого имела свою почту, таможню, монету, войска — он все отнял.

Александр стал проводить политику государственного антисимитизма. Вот его указ, временное правило для евреев от 3 мая 1882 года, где запрещалось евреям селиться вне городов и местечек, препятствовалось торговле вином в воскресные и праздничные дни, в 1887 году издан циркуляр о процентной норме евреев в средних и высших учебных заведениях. В 1883 году преподавание в Варшавском университете на русском языке.

Николай Лосский вспоминает — в польше на вывесках магазинов евреи обязаны быил писать полностью фамилию, имя, отчество, чтобы покупатель легко мог заметить что владелец магазина — еврей. При этом имя и отчество необходимо было писать с теми бытовыми искажениями и сокращениями, которые часто придавали комический характер великим библейским именам — например Сруль Мойшевич вместо Израиль Моисеевич.

Александр распорядился выселить евреев за черту оседлости. Все это касалось бедных евреев, богатые от этого не страдали — адвокаты, купцы, журналисты могли селиться в Москве, Спб.

Известна история с Левитаном. По этому закону Левитана надо было выселить, за него вступилась общественность. А.П.Чехов вступился за него и его оставили. Это конечно варварство — такие драконовские законы.

После убийства Александра 2 интеллегенцию охватили консервативные настроения, заметен был и возврат к вере, часто болезненный (Флоровский) но ощутимый, чувствоввалось новое веяние, веяние духа Победоносцева. П — родился в 1827 году, был 11-м ребенком в семье профессора российской словесности МГУ, человека старого века. Профессор был из духовного звания и закончил славяно-греко-лат. Академию. Дед был настоятелем церкви Св.Георгия в Москве. В семье свято соблюдался церковный обряд.

Тихий и чинный, аккуратный, начитанный, в черепаховых очках, внешне похожий на немца. Юноша возмущался однокашниками бездельниками, кутилами, курильщиками трубок. Едтнственно чем он вызывал неудовольствие инспектора — неумеренным чтением. Еще на школьной скамье подружился с Иваном Аксаковым.

 

ПОБЕДОНОСЦЕВ.

Его пригласили в учителя царской семьи. А до того он был профессор гражданского права в МГУ после окончания училища правоведения был цивиилстом. Его приметил Строганов и пригласил преподавать великим князьям, преподавал он и Николаю 2. С 1863 года путешемтвовал с наследником престола Николаем который умер от чахотки в 1865 году.

Победоносцев не сразу стал таким, каким мы его знаем — мы его знаем консерватором, ретроградом. Однако в молодости после окончания университета он был умеренных и даже либеральных взглядов, он принимал участие в подготовке знаменитой либеральной судебной системы Александра 2. Сотрудничал в комиссии по преобразованию судебных уставов. Т.о. он не мог избежать влияния политического либерализма, общей моды на вольномыслие тех времен. Но после 1861 года под влиянием общественной жизни и детальным изучением английского парламентаризма он становится убежденным консерватором.

В 1864 году он писал в письме «нам здесь неповерите как надоели преобразования. Как мы в них изуверились, как хотелось бы на чем-нибудь твердом остановиться».

На него повлияли труды русских мыслителей — Данилевскиго «Россия и Европа», Константина Леонтьева «Византизм и Славянство», он ненавидел Александра 2, в конце 70-х называл его даже сардонопалом — дескать царство его это царство лжи и корысти.

Именно этот реакционер написал текст определения Синоду о графе Льве Николаевиче Толстом в 1901 году когда Толстого отлучили от Церкви. Он был в фаворе у Александра 3, идеологом при государе.

Куропаткин писал в своем дневнике «сидел дома у Победоносцева, он очень недоволен ходом дел, говорил что государь его уже не слушает 9 лет».

Победоносцев первый идеолог государственного антисиметима. Однажды в Севастополе сходя на пароход могучий духом, но тщедушный физически глава теневого кабинета оступился и упал в воду. Его спас незнакомый пассажив. Не поблагодарив высокая особа в мокрых одеждах сурово и сухо спросил незнакомца — «Фамилия? Вероисповедание?» и услышав что иудейское, «Креститесь!» было сурово велено иудею.

Кто-то назвал его «экспроприатором заплесневелых________________» Победоносцев призывал контролировать даже формуляры читателей. С целью выявления крамолы. Даже академические библиоетки пострадали.

«Он все читал, за всем следил, все знал» он очень не любил Владимира Соловьева, вот он пишет однажды председателю комитета по делам печати «что это еще Владимир Соловьев блядословит в новой книжке вестника европы» — непарламентское выражение, в прошлом веке еще употреблялось.

Его идеал народа — «Счастлив и могуч будет тот народ, у которого вера и привычка к повиновению будет сильнее чем у других».

Розанов гвоорил о нем «так осознавать нужду движения и так все остановить, так быть просвещенным и так теснить, вообще не любить и не уважать просвещение (академии он не любил, любил церковно-приходскую школу)».

По вопросу канонизации преп.Серафима Саровского — он был противником. В дневнике записано «за завтраком у их величеств Победоносциев покорно выслушал капризное требование молодой императрицы — она прочитала житие Серафима и безаппеляционно заявила — чтобы через 5 дней объявили святым преподобного Серафима» — вот кто был рычагом и двигателем канонизации. Императрица трижды повторила свое требование.

Его жена увлекалась бравым генералом, за что он не без вмешательства Победоносцева в 1881 году был переведен в одну из западных губерний. Говорят что Лев Толстой написал Каренина едва ли не с Победоносцева — предание.

В 1880 году он был поставлен обер-прокурором и был им ровно 25 лет до 1905 года — ушел в отставку 19 октября. 17 октября был подписан манифест царя о государственных свободах — создавалась дума, Россия вставала на путь парламентаризма, поэтому Победоносцев подает прошение об уходе. Умер он в 1907 году. «Мимо его дома шли потоки манифестантов».

Не него было совершено три покушения.

Первое из них совершил семинарист (газета Прибавление к Церковным ведомостям 1893 год) «21 июня 1893 года воспитанник 5 класса Псковской семинарии Владимир Геацитов уволенный в Спб для излечения болезни ног на другой день по выходе из клиники явившись в квартиру Победоносцева в Царском селе в качестве просителя произвел дерзкое покушение на жизнь его но во время был удержан служителями. На допросе отвечал — хотел убить царя, но узнав о трудности решил убить обера. Он заявил о своих республиканских взглядах. Он был признан душевнобольным и помещенв психушку». Как это происходило — явился на костылях, поднялся на лестничную площадку этот больной ногами семинарист. Вышел сам Победоносцев. Семинарист с перочинным ножиком напал на него, но говорят сам обер скрутил его, тут подоспела прислуга, он был скручен и отправлен в психушку.

Затем 9 марта 1901 года в начале первого часа ночи приехавший специально из Самары сын титулярного советника Логовский подойдя к дому обер-прокурора на литейном проспекте к освещенным нижним окнам кабинета, он в это время сидел, работал, Логовский произвел по направлению к письменному столу два выстрела, но промахнулся.

Затем было покушение Григорьева он д.б. убить его во время похорон министра Семягина.

Этот человек содержал бедных студентов. В частности он поддерживал Михаила Новорусского. Новорусский был замешан в дело, в котором оказалось что его во время студенчества поддерживал Победоносцев продолжавший это и в последствии. Его травил за это князь Мещерский в своем органе «Гражданин». Потом после 17 года после встречи с Яковлевым в Симбирске Новорусский не отрицал того, что Победоносцев помогал ему в молодости. Новорусский предоставлял квартиру, но сам участия в покушении на жизнь императора не принимал.

В письме к Рачинскому — педагогу от 24 апреля 1880 года он сообщает «а в судьбе моей какая перемена. Мы проживали по обычаю всю страстную седмицу в сергиевой пустыни забыв о Питербурге и всех делах большого рынка (как он называет двор царский) там же и Пасху встретили и за обедней причащались. Между тем в городе неведомо для меня строилась судьба моя. На возврате в город меня встретила весть облетевшая уже все стогны — о назначении меня обер-прокурором. В Понедельник призвал меня государь и объявил о моем назначении».

Победоносцев назначен по воле наследника.

Необыкновенно образованный человек. Автор Московского сборника, публицист, православный человек, но это человек синодальной эпохи, смотрел на церковь как на опору самодержавия. Он ненавидел протухшую западную цивилизацию и часто повторял — Россию надо подморозить, чтобы она не протухла как запад. Запах идет от свободы слова, печати, парламента. Россия — ледяная пустыня и в ней ходит лихой человек.

Флоровский называет его убеждение — реакционным народничеством. Потому что он верил в стихийную мудрость простого народа.

В доказательство — следующие его высказывания — он писал о множестве затеряных среди лесов и полей храмах, где народ тупо стоит в церкви, ничего не понимая, под козлогласование дьячка или бормотание клирика, причем не церковь повинна в этой тупости, и не народ повинен, повинен ленивый и несмыслящий служитель церкви, повинна власть церковная невнимательно и равнодушео распределяющая служителей, повинна по местам скудость и беспомощность народная. Народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной, ни даже в «Отче наш...», но это не вожно, ибо истина постигается не разумом, но верою и самое драгоценное понятие находится в самой глубине воли и полумраке». — вот почему называется народничество реакционное.

Он не терпел догматического богословия — ибо простой народ у нас спасается простой верой без всякого богословия. Но его пугали и яркие подвижники благочестия. Он недоверчиво относился к Иоанну Кронштацкому, Феофану Затворнику, он был против канонизации Серафима Саровского, любимым словом его было — «не надо».

Он противился созыву поместного собора в котором видел демократию, он мелочно опекал епископат. Аксаков писал ему «если бы от вашей воли зависил созыв Вселенских Соборов, то ни один бы не собрался вы выдвинули бы столько резонов против его созыва».

Заботясь о народе обер-прокурор заботился о строительстве тысяч сельских храмов маленьких, деревяннеьки, ЦПШ, изданию брошюр для нарола.

Полунов пишет о нем «сразу начал разукрупнение приходов и разширение состава причта. В 1885 году были введены новые штаты духовенства. Число священников и дьяконов выросло на 20%. Достигнув 56 900, а монашество выросло на 64% до 45 500. Ежегодно открывалось до 250 храмов и десяти монастырей. Победоносцева называли делегатом монахов перед правительством.

С 1893 года возобновился переход приходского духовенства на казенное жалование.

Количество ЦПШ выросло в 7 раз с 1881 по 1894, а количество учащихся в них более чем в 10 раз.

 


 

 

ПРИСОЕДИНЕНИЕ УНИАТОВ НА ХОЛМЩИНЕ.

И в самой Польше на Холмщине проживало много русских униматов. Благодаря усилению русского влияния после подавления восстания поляков 63 года движение к воссоединению с Православием проникло и на Холмщину. В 1870 году администратором холмской епархии стал протоиерей Маркел Попаль — страстный сторонник объединения. Он как Иосиф Семашко очищал униатские обряды от латинских заимствований. Многие приходы просили о воссоединении с русской церковью. В январе 1875 года 50 тыс униатов воссоединилось. 18 февраля 1875 года в Холме состоялся собор униатского духовенства во главе с Маркелом. Собор принял акт о воссоединении Холмской епархии с РЦ. 11 мая в день св.Кирилла и Мефодия состоялось торжество воссоединения. А сам Маркел 8 июня 1875 в Исаакиевском соборе Спб возведен в сан епископа Люблинского — без принятия монашества. И хиротонисал его сам Исидор, который когда-то заявлял обер-прокурору что с белыми женатыми епископами не пожелает сидеть вместе.

Маркел совершил путешествие в Москву, был тепло принят Инокентием, был гостем ТСЛ, совершил литургию в Троицком соборе, посетил МДА, был в Вифанском, Гефсиманском. Скончался в 1903 году архиепископом и членом синода.

Движение к воссоединению с православием в прибалтике (ост-зейский край)

В ост-зейском крае проживали католики, лютеране, господами в этом крае были немцы. Центром миссионерства стал Псково-печерский монастырь. В 1836 году в Риге ткрывается викариаство Псковской епархии. Активным миссионером здесь был еп.Филарет Гумилевский назначенный из Москвы. Он обратил до 100 тыс протестантов, в Риге открыл духовное училище, но им были недовольны бароны-немцы, которые обратились к придворным немцам и Филарет был переведен. Его сменил Платон Городецкий — тонкий политик. Он продолжал обращение протестантов, но не так заметно. Рига при нем стала епархиальным центром, училище преобразовано в семинарию.

При Александре 3 значительно упало влияние немецкой партии при дворе. Усилению православия способствовал его курс на русификацию Прибалтики. Это способствовало распространению православия среди коренного населения прибалтики.

 

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ГРУЗИИ К РОССИИ.

В 1801 году к России была присоединена Восточная Грузия (только восточная) наз.Картли-Кахетинским царством со столицей в Тифлисе Тбилиси (теплая вода) потому, что там бьют теплые серные ключи.

При Павле была присоединена. Присоединение имело такую предысторию: в 1783 году между Екатериной 2 и Ираклием 2 в городе Георгиевске что на ставропольщине был заключен трактат Георгиевский согласно которому Грузия ставилась под покровительство России — т.е. теряла внешнюю самостоятельность ценой защиты от набегов персов и турок. Грузинская церковь оставалась пока самостоятельной. Католикос был введен в русский синод.

В 1795 году иранские полчища вторглись в Грузию, раззоряли города и села, захватили Тифлис, сожгли его, а архиепископа утопили в Куре. Русские войска не успели подойти, Ираклий скончался, новый царь Георгий обратился к русскому царю с просьбой принять Г в вечное подданство. В 1801 Г присоединена. Сейчас всвязи с выходом Г Георгиевский трактат потерял силу и наше Мин.Ин.Дел возвратило эту грамоту грузинам.

Католикосом был 3-й сын Ираклия Антоний правивший до 1809 года — 20 лет. В 1809 он ушел на покой и поселился в нижнем Новгороде где и скончался в 1827 году.

НЕ УВЕРЕН —

НЕ ТОРМОЗИ!

 

Первым экзархом поставлен грузин Варлаам. Его отозвали в Спб и назначили постоянным членом синода. На заседании синода он сидел как будда — потому что не знал ни слова по-русски. В Тифлис посали Досифея который хотел самостоятельности, за что был отправлен в московский монастырь. Это был последний грузин возглавлявший грузинскую церковь.

Присоединение церкви было канонически несправедливым актом, но с другой стороны не прийди тогда русские на помощь, сохранились бы грузинская нация и церковь? Потому что и турки и персы хотели истребить Г. И Г оставалось очень мало, потому что шло истребление. Спасались в горах, в пещерах. Были на грани истребления.

В 1817 экзархом был назначен Феофилакт Русанов. Это была ссылка из-за конфликта с Голициным и Сперанским из-за приглашения Сперанским в СПбДА гебраиста лютеранина Феслера знаток древнееврейского, который усроил дома ложу иллюминатов. Феофилакт враг массонства потребовал в комиссию духовных училищ конспекты лекций по философии Феслера. Комиссия дала отрицательный результат и массон был отправлен восвояси. Этим были недовольны Голицин и Сперанский, и добились отправки его в Рязань, а затем в Тифлис. Вторая причина недовольства в том, что Феофилакт соперничал с Филаретом Дроздовым.

Он нашел епархию(Рязанскую) в запущенном состоянии. Семинаристы проявляли сильную наклонность к употреблению спиртного. Устраивали грубые дебоши. Участвовали в кулачных боях, выманивали, похищали вещи друг у друга и посторонних. Крутыми мерами он успокоил бурсаков. Запирал на гауптвахту, иногда с запиранием на цепь, затем — сечение лозой и даже нещадное наказание плетьми при собрании всех учащихся, отправление в железах под конвоем на черные семинарские работы, исключение из школы детин непобедимой злобы, исключение из духовного сословия и отправка в солдаты.

По прибытии в Тифлис он не мог найти дома приличного — почти все дома без крыш. В дождь — течь в комнатах. Воздух в Тифлисе был так дурен от стекающих повсюду нечистот, что нельзя было открывать окна. Вообще пребывание в Тифлисе было незавидно а для многих гибельно экзарх потерял 4-х человек из свиты, а больна была вся свита.

 

 

ПРИСОЕДИНЕНИЕ УНИАТОВ НА ХОЛМЩИНЕ.

И в самой Польше на Холмщине проживало много русских униматов. Благодаря усилению русского влияния после подавления восстания поляков 63 года движение к воссоединению с Православием проникло и на Холмщину. В 1870 году администратором холмской епархии стал протоиерей Маркел Попаль — страстный сторонник объединения. Он как Иосиф Семашко очищал униатские обряды от латинских заимствований. Многие приходы просили о воссоединении с русской церковью. В январе 1875 года 50 тыс униатов воссоединилось. 18 февраля 1875 года в Холме состоялся собор униатского духовенства во главе с Маркелом. Собор принял акт о воссоединении Холмской епархии с РЦ. 11 мая в день св.Кирилла и Мефодия состоялось торжество воссоединения. А сам Маркел 8 июня 1875 в Исаакиевском соборе Спб возведен в сан епископа Люблинского — без принятия монашества. И хиротонисал его сам Исидор, который когда-то заявлял обер-прокурору что с белыми женатыми епископами не пожелает сидеть вместе.

Маркел совершил путешествие в Москву, был тепло принят Инокентием, был гостем ТСЛ, совершил литургию в Троицком соборе, посетил МДА, был в Вифанском, Гефсиманском. Скончался в 1903 году архиепископом и членом синода.

Движение к воссоединению с православием в прибалтике (ост-зейский край)

В ост-зейском крае проживали католики, лютеране, господами в этом крае были немцы. Центром миссионерства стал Псково-печерский монастырь. В 1836 году в Риге ткрывается викариаство Псковской епархии. Активным миссионером здесь был еп.Филарет Гумилевский назначенный из Москвы. Он обратил до 100 тыс протестантов, в Риге открыл духовное училище, но им были недовольны бароны-немцы, которые обратились к придворным немцам и Филарет был переведен. Его сменил Платон Городецкий — тонкий политик. Он продолжал обращение протестантов, но не так заметно. Рига при нем стала епархиальным центром, училище преобразовано в семинарию.

При Александре 3 значительно упало влияние немецкой партии при дворе. Усилению православия способствовал его курс на русификацию Прибалтики. Это способствовало распространению православия среди коренного населения прибалтики.

 

 

Первая кавказская война (1834-1859).

Война окончилась в 60-м, Шамиль пленен в 59, он отказался от встречи с Николаес в Тифлисе в 1837-м году. В начале 1839 года Шамиль возобновил военные действия. С 1845 года главнокомандующим назначен русский генерал граф Воронцов, который меняет характер военных действий. Воронцов прекратил большие экспедиции и приступил к прорубанию широких и длинных просек, сооружению укреплений, прокладке дорог и основанию новых русских станиц — т.е. его план был долговременный.

Но тут началась крымская война в 1853, которая оживила надежды Шамиля, он пытался перейти кавказский хребет и уйти в Турцию. Единоверную, которая воевала с Россией. И его армия вторглась в Грузию, но больших успехов здесь не имели, грузинская милиция остановила его и Шамиль вернулся назад.

После крымской войны в Чечне удачно действовал генерал Евдокимов. Он сжигал в горах аулы, а неселение выводил на равнину. Наступил 1859 год. Шамиль с самыми отчаянными горцами ушел в поднебесную высь, заперся в самом высоком ауле на вершине Пунип. Аул был взят. Начались переговоры в августе 1859 года. Шамилю давали право выехать с семейством в Мекку если он сдастся русским. Он отказался. Началась осада горы. Гору покорили воины обширонского полка — специальный отряд скалолазов добровольцев. Шамиля с семейством отправили в Тифлис, затем в Харьков, Чугуев, где находился в то время государь. Александр 2 милостиво обнял его, поцеловал великодушно и дал ему поместье в Калуге. Затем Шамилю была устроена культурная программа охнакомления с Россией. Его повезли в Москву, Спб, в Тулу — посмотреть оружейный завод.

Потом поселился в Калуге. Жил сначала под присмотром особого пристава. Жил совершенно спокойно и скоро по собственному желанию присягнул русскому царю. Его переселили в Киев — его семья жаловалась на холод. Из Киева он отправился в Мекку какправоверный, где скнчался в Медине в 1871 году — упал с лошади, ему было за 70. У него было 4 жены, последняя — армянка из Маздока. Имел 3-х сыновей. Один умер от чахотки — был у нас заложником. Второй — был преемником отца, продолжал войну с русскими, а третий сын Махмад Шаба перешел на сторону русских и был русским генералом.

Потом эти братья один турецкий генерал, другой русский встретились во время русско-турецкой войны на Балканах (условно).

Шамиль был красив, высок и строен. Имел 19 ран. Считался выдающимся богословом, отлично знал арабскую культуру, литературу и был прекрасным проповедником. Недавно Кавказ праздновал 200-летний его юбилей.

ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО В 19 ВЕКЕ.

Александр 1 вступил на престол с намерением провести ряд гуманных реформ. Он обратил внимание на необеспеченное существование сельского духовенства. В 1807 году был учрежден комитет для изыскания средств для улучшения мат.состояния духовного сословия. Проект, планы были многообещающими, но оказались нереальными, все ограничилось выдачей жалования имеющим ученую степень (доктор -500р.в год, магистр — 350, кандидат — 250) выдавали еще пособие семьям пострадавших от пожаров и засухи.

При Николае 1 1825-1855 удалось сделать гораздо больше. В 1839 году были присоеденены униаты юго-западных епархий и для благоустройства их приходов в 1842 году были учреждены штатные оклады казенные священнику 100-180р. Дьякону — 80, дьячку — 40, пономарю — 32, просфорнице — 14 в год. При определении на место (семинариста) ему выдавались подьемные — 30 рублей. С 1843 года казенное жалование постепенно водилось и в других епархиях — Спб, Новгородской, Псковской, частично в Черниговской, Полтавской но в Московской — нет . противником был Филарет Дроздов, он полагал что это делает священника слугой чиновника государства. Казенное жалование отменяло плату за требы. К середине века почти половина причта находилась на казенном окладе. Кроме того духовные наделялись землей.

Обер-прокурор Протасов особое внимание уделял сельскому священству. В программе семинарии были введены агрономия, медицина. Кроме того в первой половине века улучшается правовое положение духовных. Во-первых в 1801 году священнослужители освобождены от телесных наказаний в 1808 и их жены, в 1835-39 их дети. А награжденные орденми получали дворянские права. В начале 30-х годов все архиереи получили дворянство. В 25-45 получили уже потомственное дворянство.

К середине века получили дворянство около 20 тыс человек (духовных). И всеже, говоря о положении дореформенного духовенства надо сказать, что состояние его оставляло желать лучшего. Вот что говорит священник выпускнику семинарии — (из воспоминаний Никитина — поэта) вот погоди, когда будешь попом, то прийдется тебе самому плести плети, чинить соху, чистить хлев, тогда ко всему привыкнешь. (Посошков — мужик за соху и поп за соху).

Соловьев — здесь я должен сказать несколько слов о состоянии того сословия из которого я происхожу. При петроском перевороте духовенство не сумело удержать за собой то положение, каким пользовалось в древней России. Прежде священник имел духовное преимущество по грамотности своей, теперь потерял. Со своей односторонней семинарской ученостью, со своей латынью он оставался мужиком перед своим прихожанином, который приобрел лоск образования. Священник по-прежнему оставался обремененным семейством, во всем зависящим от своих прихожан, нищим, в известные дни протягивающий руку под прикрытием креста и требника, выросший в бедности, в черноте, в избе сельского дьячка, он приходил в семинарию где была грубость, чернота с латынью и диспутами. Выходя из семинарии он женился по необходимости, а жена воспитанная также как он, поэтому не могла сообщить ему ничего лучшего. Являлся он в приличный дом, оставлял после себя грязные слуды, дурной запах, бедность одежды, даже неряшество, которое легко бы сносили даже уважали в каком-нибудь пустыннике одетом бедно и неряшливо из презрения к миру, но эти бедность и неряшество не хотели сносить в священнике ибо он терпел бедность, одевался бедно и неряшливо вовсе не по нравственным побужджениям. Начинал он говорить — слышали какой-то странный, вычурный фразистый язык, к которому он привык в семинарии и наприличие которого в обществе не мог понять, священника не стали призывать в гости для порядочной беседы, и священник одичал, стал бояться порядочных домов, порядочно одетых людей. Прибежит с крестом и дожидается в передней пока доложат и дожидается в передней пока доложат, потом войдет в переднюю, пропоет, схватит деньги и бежит. А лакеи уже несут куренья, несут тряпки — он оставил дурной запах. Все смеются, а барин с барыней рассуждают что какие де наши попы, как де они унижают религию.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 453;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.