О духовном просвещении после Петра в 18 веке. 6 страница

Человек сумашедший ему было 50 влюбился в девицу, она ответила согласием, хотел жениться в годы революции 17-го года но умер от голода.

 

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 19 ВЕКЕ.

Александр 1 вступил на престол с широкой программой преобразований. В 1802 году создал министерство просвещения. Наряду с переустройством всей школьной системы, подверглось реформе и духовное образование. Евгению Балхавитинову дано задание — подготовить проект реформы. Испрашивались мнения и отзывы архиереев. Только Платон Левшин отнесся к реформе отрицательно. Евгений предлагал ослабить засилье латыни, пересмотреть программу образования, оставить только для богословия. Для рассмотрения проект Евгения в 1807 году создан комитет. В его состав вошли — Амвросий Подобедов, Феофилакт Русанов, князь Голицин, Сперанский, обер-священник Державин и другие. Главную роль на этой стадии играл Сперанский. Через полгодаобщий план реформ был готов и высочайше утвржден. Вводилась система ступеней. Духовные школы делились на 4 ступени — приходские школы в благочиниях, уездные духовные училища, семинария (6 лет) — среднее учебное заведение — имела три двухлетних отлеления — риторическое философское и богословское (иучались — словесность (литература и только русская) история, география, математика, физика, философия, св.писание, герменевтика, богословия, церковная история с археологией, древние и новые языки. 4-я ступень — академия 4-х летняя имела два отделения — общеобразовательное ( высшая математика, физика, языки, эстетика, всеобщая история) и богословское (догматическое, нравственное, сравнительное, герменевтику, право) академию кончали кандидатами и магистрами, причем степень давалась начальством как награда, без защиты. Академии являлись научно-методическими и административными центрами округов — 4-х. Она ревизовала, снабжала литературой свой округ.

Духовные школы выводились из-под контроля правящих архиереев.


Лицензией на данную программу обладает VK пиратские копии будут уничтожены вирусом который уже начинает свое грязное дело и приводит к получению двойки по данному предмету ехе ехе ехе.

 

ЮДИН

 

Эпиграфом можно поставить слова Лебедева:

Московскую Академию по господствующему в ней ученому духу с полным правом можно наименовать Акадедмией церковно-исторической науки.

Таковой она стала со сторой половины 19 века.

С.К.Смирнов "История МДА 1814-1870-х годах"

Дьякон Александр Киселев "История МДА 1870-1900" 1974г.

Дьякон Сергей Голубцов "История дореволюционной МДА" в период с 1900 до закрытия, до нового устава 1969г.

Волков "Последний у Троицы" с 1917-1919г.

Голубцов — работа научная, документальная. Киселев — менее ученая.

ДА — первая высшая школа в России и была таковой в течении 70 лет. Открыта в 1685 году в Московоском Богоявленском монастыре братьями Лихудами. В 1687 СГЛА перехала в Монастырь Всемилостивого Спаса известный под именем Заиконоспасского по месту его нахождения за иконным рядом. Это сейчас рядом с Гумом, где туннель из ГУМа в ЦУМ. эта школа была задумана как центр православной учености для всего православного востока, эллинский язык. Когда братьев удалили при Стефане Яворском руководство в академии переходит малороссам получисшим образование на католическом западе. Петр1 дал ей в 1700 году устав Киево-Могилянской коллегии и МДА из эллинской превратилась в латинскую.

Весь строй академической жизни перестраивался по киевскому образцу. Во второй половине 18 века МДА затмевает киевскую виновнком ее торжества был м-т Платон которого биограф нашей школы Смирнов назвал "Петром Могилой МДА" Академия давала очень солидное филологическое образование. Здесь латынь изучалась весьма основательно.

Платон понимал, что латынь была общеевропейским языком ученых. Кроме прикладного значения этого языка латынь имела самостоятельную, образовательную и воспитательную силу. Потом круг филологических дисциплин расширился, стали изучать древнееврейский, риторики, пиитику, можно сказать 18 век время когда филология в МДА занимала господствующее место, а вот 1я пол 19 века проходит под знаком философии. Первые русские философы в 20-е годы вышли из МДА. Например архим. Гавриил Воскресенский 1795-1868 окончивший МДА в 1822 году — первый русский историк философии в Каз. Университете. Станкевич московский чтобы понять Канта искал профессора семинарии или даже семинариста.

В МДА складывается своя философская школа, а п-хом ее был прот.Федор Голубинский 1818-1854 преподавал, выпускник Костромской семинарии по окончании МДА оставлен при ней бакалавром философии, с 24 ординарный проф. Он основал общество "Ученые беседы" для перевода немецких мыслителей, но он не был эпигоном подражателем западных школ, он являлся основателем русской онтологической школы, он обратил многих инославных в православие, рационалистов и вольтерьянцев привел к вере. Вся его жизнь полна горестей, смерть невесты, жены, умер в Костроме от холеры в 1854 году.

В 1828 году принял сан горя желанием служить церкви. Сочинения его не опубликованы, боятся, говорят массон... Тогда было такое время, профессора МДА задавали сочинения на тему — о внешней и внутренней ц-ви.

За все время 19 века в МДА три философа Голубинский, В.Д.Кудрявцев-Платонов 1854-1891 и А.И.Введенский 1888-1912 единая линия религиозного идеализма. Академический устав 1914 года содействовал развитию философской мысли, рекомендовал знакомить учащихся с разногласиями чтобы дать им понятие о истинном духе философии.

Крупным философом был Каренский 1840-1917 в 1862 окончив МДА магистром богословия он 25 лет состоял проф. философии СПбДА.

Известным мыслителем дореволюционной академии был св.Павел Флоренский 1882-1937, выпускник МГУ и МДА в 1902 году занял кафедру философии, за энциклопедизм прозван Ломоносовым 20 века.

Во второй половине 19 века самой значительной научной школой в МДА была историческая школа. Первым историком был м-т Платон Левшин выпускник и ректор МДА. В 1805 году для студентов он издал краткую российскую церковную историю. "Хотя Платон (С.Соловьев) занялся трудом истории в преклонной старости но запечатлел свой труд печатью юного могучего таланта".

Крупнейшим ученым был м-т Евгений Болховитинов — историк, археограф, ариограф, библиограф. в 1789 году окончил МДА по смерти жены и детей в 1804 году — епископ Старорусский. Это был ученый в рясе. Когда был викарным епископом поехал в один из монастырей Новгородских, встретил телегу с хламом — как оказалось древними монускриптами, и рукописями. Он развернул лошадь и в монастырь, несколько дней позабыв о еде и сне разбирал и обнаружил древнейшую рукопись 12 века неизвестную науке.

С 1822 года м-т киевский, действительный член Российской академии, почетный член нескольких университетов. Изучал местные архивы и опубликовывал, он собиратель. Мыслитель, художник, и крот — три типа историков. Он одним из первых вел археологические раскопки в Киеве — старина 11 века. Он не написал ни одного сводного исторического труда, о нем Погодин так сказал — Это один из величайших собирателей которые когда либо существовали. Публикатор.

Первым церковным историком написавшим сводный труд был Филарет Гумилевский 1805-1866. Окончив МДА был профессором, инспектором, ректором. В 1841 — епископ. Основал академический журнал — прибавления к творениям святых отцов. История РЦ в 5 томах — краткость и стройное деление по периодам, это ему принадлежит общепринятая периодизация. Пятый — история синодального периода отличался критичностью его оценки.

1835-1841 будучи ректором МДА читал курс догматического богословия. Он впервые ввел в преподавание догматики перспективный исторический метод который уставом 1869 года рекомендовался как обязательный. В 64 году в Чернигове опубликовал Православное Догоматическое богословие в двух частях. Его учеником а потом другом был прот. Александр Горский 1812-1845. 42 года трудившийся в академии. Он читал здесь все исторические дисциплины. Он написал жития св.Афанасия, Василия Великого, блаж.Феодорита и др. Читал в числе прочих курсов ИРЦ. Он мало оставил трудов, жил в довольно трудное время при Николае. Боялся печататься, цензура. Михаил Погодин издавал журнал и обращался к Горскому, Горский просил печатать анонимно боялся Филарета Дроздова. Он хотел якобы принять монашество но запретил отец — преподаватель Костромской семинарии. Филарет высушил его в гербарий. Кочегар в шляпе которую и ворона не поднимет. Ему принадлежит 6 томное описание славянских рукописей московской патриаршей синодальной библиотеки составленный совместно с Новоструевым. Это бессмертный вклад в русистику.

 

Евгений Евстигнеевич ГОЛУБИНСКИЙ 1834-1912. вышел из школы А.Горского. Это действительный член академии наук. Выпускник Костромской семинарии в 1858 году окончил МДА. В 1861 преподавал ИРЦ в МДА, в Вифанской семинарии сначала преподавал. Когда его выгнали в 1903 Академия наук в пику синоду избирает его своим членом. Ему принадлежит фундаментальный труд по ИРЦ в 2 томах 4-х частях который он не успел закончить. Субботин сказал о его гиперкритицизме — автор подошел к воздвигнутому цельному зданию истории с тяжжелым молотом критики, бесцеремонно перестукал все его части и немало из них разбил в куски. Целые основные камни раскрошил в порошок и пустил на ветер. Подобная операция была бы просто погромом предавая все исторические приобретения на поток и разграбление". Макарий дал ему деньги на публикацию работы.

 

А.П.ЛЕБЕДЕВ 1845-1908. Читал лекции по новейшей истории. Все его труды составили 11-томное собрание ц-ист.сочинений.

Исследованием отношений РЦ с восточными в 16-17 веках занимался член-кор. академии наук Каптерев (1847-1917).

Самым именитым историком в МДА был В.О.Ключевский 1841-1911. Он был дважды академиком по истории и изящной словесности. Преподавал светскую историю с 1871-97, в смутное время от него избавились. Ректор Евдоким. Параллельно читал лекции в МГУ и по словам Глубоковского гармонически воплощал преимущества обоих школ и был для ДА залогом живой связи с университетом.

 

ГЛУБОКОВСКИЙ 1867-1937 умер в Софии. Проф. СПбДА. Еще на студенческой скамье написал двухтомное сочинение "Блаженный Феодорит" которое принесло ему всемирную известность. Крупнейший труд его — по экзегетике — благовестие апостола Павла поражает энциклопедической эрудицией. За рубежом "Русская Богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии" — он был редактором православной богословской энциклопедии издаваемой в СПб, которая не доведена до конца, первым был Лопухин.

 

Определенный вклад внесли и юридические науки. Изучалось церковное право, корифеем был Иоанн Соколов епископ канонист, который в течении 10 лет занимал в СПбДА кафедру церковного права. За опыт курса законоведения получил степень доктора богословия.

 

Архиепископ Алексий Лавров-Платонов в 1870-78 преподавал в МДА каноническое право. Он редактировал капитальное издание — правила св.апостол, св.соборов и св.отцов с толкованиями.

 

Талантливым апологетом Христианской веры выступил профессор МДА Михаил Лузин — впоследствии ректор КДА, с 83 года епископ Курский. В своей книге О евангелии и ев.истории тонко и умно отвечал на книгу Ренан Жизнь Христа — безбожную. Его толкования на Евангелия и книгу деяний стали главным экзегетическим руководством в духовных школах.

 

Апологет и библеист Митрофан Дмитриевич Муретов +1917. Написал блестящую книгу против Ренана которая из-за цензурного запрета опоздала на 15 лет. Устав 1884 года запрещал касаться скользких тем. Он является также автором текстологического исследования о четвероевангелии и работ о ветхозеветном храме и о Филоне александрийском.

 

Кафедру нравственного богословия в МДА занимал М.М.Тореев +1934 году в Москве. Главное его сочинение — искушение богочеловека, христианская философия, основы христианства и др. был всегда под подозрением у начальства, особенно терпел от последнего ректора Поздеевского.

"Основы христианства" — критика исторического христианства, в "Христианской философии" 1917 он ставит под сомнение святоотеческое учение которое по его мнению есть сплошной гностицизм. Святоотеческая литература была проводником в нашу культуру чужого национально греческого упадочного гностико-аскетического миросозерцания и жизнепонимания. Гностицизм и аскетизм заклятые враги русского гения, византийский аскетизм отравил нашу волю и исказил всю нашу историю. — Антивизантивист.

Догматист не отзовется на запросы верующего сердца. Он учит о том что было когда ничего не было, что происходит на небе и что будет за гробом. А о том что происходит в христианской душе здесь на земле теперь у него и терминов нет сложных.

После 1905 в курс академии была введена дисциплина "Обличение социализма" и Тореев составил учебник и преподавал, поэтому и рекомендовал читать социалистические книги.

Патриарх Тихон сказал о Торееве когда ему сказали о Торееве, он сказал : "Что ты, что ты какой он не православный, православие тем и хорошо что оно способно многое включить в свое глубокое русло" (очерки по истории русской церковной смуты).

Тореев говорил о монашестве — "Если христианство есть религия любви, то монашество есть религия ненависти к жизни, между христианством и монашеством нет тождества" до него так говорил Герасим Павский.

Талантливым богословом был Иларион Троицкий. "Без церкви нет спасения".

Федор Поздеевский реакционер, твердый. семинаристы его трепетали и в него даже стреляли. Лосев его спрашивает, как вы только декадента и символиста как Флоренский поставили редактором богословского вестника и дали ему заведовать кафедрой философии? — Все знаю, символист, но однако это почти единственный верующий человек в академии... все захвачены наукой.

 

В 1913 году все дух.академии получили имя императорских.

 

... Засилие монахов вплоть до террора. Упал престиж духовного образования, учащиеся духовных школ предпочитали университеты или гос.службу а потом избирали педагогическое поприще в духовных или светских школах. В епархиях существовала нехватка священников, что заставило организовать в Москве, Житомире и Оренбурге пастырские курсы для дьяконов и лиц с резаконченным семинарским образованием. Окончившие эти курсы рукополагались в священники.

Церковная общественность требовала преобразований школ. Епархиальным архиереям в 1905 разосланы анкеты — представить в синод мнения насчет преобразований в церкви — по школе, управлению епархиальному, патриаршеству.

В "отзывах 1905г." архиереи пытались вскрыть причины беспорядков в духовных школах. Антоний Храповицкий видел причину в том, что наш строй духовных учебных заведений унаследован из мира западных еретиков. С этим нельзя не согласиться. Семинария устроена по образцу иезуитских школ с полумонашеским уставом, с жесткой регламентацией и мелочной опекой, но главная причина -( Федченков) что школа носила сословный характер, все дети священников учились в семинариях, из них 10-13% становились священниками, остальные уходили в мир. Флоровский — социальная причина — из низов, дети дьячков, сельских священников, живших в крайней скудости, порой нищете, отсюда болезненная мечта о житейском благопоучии и достатке ради семьи, отсюда корыстолюбие нашего духовенства, увлечены революционализмом, радикализмом.

И частные причины — выпускникам семинарии не разрешали продолжать образование в ВУЗах. (Колыванов кулон вскрыл проблемы волновавшие студентов того времени), для студентов была особая библиотека со строгой цензурой, поэтому в каждой семинарии существовала подпольная библиотека, даже Тихон будущий патриарх заведовал подпольной библиотекой. Аксаков — такое поведение семинариста это противодействие ханжеству. Один из архиереев по отзыву Антония Храповицкого говорил: должно всю ее разогнать, разломать, вырыть фундамент и взамен прежних выстроить новый и наполнить их новыми людьми. Это о КДА.

Епископ Екатеринбуржский Владимир говорил: азбуку воцерковления нужно начать с того, что продать здания академий и семинарий в испорченных нечестием городах и все устроить вновь скромно по христиански.

Большинство архиереев вспомнило проект 60-х годов архиепископа Херсонского Димитрия Муретова он хотел перестроить существовавшие семинарии в общеобразовательные школы для детей духовенства, а богословские классы преобразовать в закрытые пастырские школы с полумонастырским уставом и принимать в них уже зрелых людей искренне стремившихся послужить церкви.

Сергий Страгородский предлагал дать академии широкую автономию с выборными демократическими началами. Академию независимой от синода и правящего архиерея. Правда он говорил что ректор даолжен быть в епископском сане.

Митрполит СПб Антоний Гладковский поддерживал профессора Глубоговского предлагавшего открыть в университетах богословские факультеты как в Германии, но сохранить академии как научно-апологетические институты.

Антоний Храповицкий говорил — система православного богословия есть еще нечто искомое, и потому должно тщательно изучать источники ее а не списывать с учений еретических как это делается у нас уже 200 лет. Поэтому он предлагал больше изучать священное писание и святых отцов.

Вопрос о преобразованиях был тесно связан с политической жизнью, как только ситуация стабилизировалась в 1907 так вопрос о реформах был отложен. И в 1908 началась ревиция академий, тогда Антоний Храповицкий былотправлен с ревизией в КДА.

Ревизия нашла в академиях светский дух и церковный либерализм и дисциплину поэтому были отменены "Временные правила 1906" и восстановлен жесткий академический устав 1804 года.

Антоний Храповицкий говорил — лучше закрыть все 4 академии нежели терпеть их разлагающее противоцерковное настроение. Многие профессора были уволены.

Была создана комиссия для выработки новых реформ под председательством Сергия Страгородского.

Наконец в 1910-1911 был принят последний 4-й академический устав. По этому уставу учреждались новые кафедры, вводились для учащихся семинары — практические занятия, для укрепления дисциплины ввели обязательное посещение богослужений студентами и обязательность постов. Ректору и правящим архиереям давались большие права и усиливалась их власть над школами. Среди преподавателей большее предпочтение давалось духовным. В 1912 в МДА из 29 только 9 включая ректора принадлежали к духовенству в СПб из 33 — 6 духовных включая ректора.

Воспоминания студента 1915 — лозунг ректора — дела не в уставе а в составе. А Иларион Троицкий заявил — Академия — для монахов студент монах имел отдельную келью а также соответствующий стол и вообще были льготы для монахов в подготовке к профессуре, снисходили чтобы они вошли в корпорацию.

Академии получили статус императорских учебных заведений, был увеличен бюджет, з\плата преподавателям, стипендия. В случаях чрезвычайных ректор принимает решительные меры хотя бы они и превышали его полномочия. В конкретных случаях синод назначает ревизию. Преподаватели и студенты говорили — это дурная переделка старого устава 1804 года в проницающем его духе клерикально-бюрократического централизма.

По временным правилам могли вступать в политические партии, теперь участие в партиях а равно устройство таких организаций, самовольных собраний, сходок, выражать одобрение (неодобрение) преподавателям и вообще каким бы то ни было образом нарушать установленный порядок ВОСПРЕЩАЛОСЬ.

Потом учебный комитет синода занялся разработкой устава семинарии. Во-первых намечалось училища преобразовать в 6-ти классные духовные прогимназии, там получали общее образование, ученики в любое время могли перейти в соответствующий класс светских учебных заведений.

Во-вторых семинария 4-х классная для подготовки священников для лиц всех сословий. Её выпускники могли продолжать образование в духовных академиях.

Но этот устав не вступил в силу потому что до 1918 года учились согласно старым уставам.

Новым ректором стал Федор Поздеевский 1910-1915 церковь академическая делилась на пополам правая — для студентов, левая для прочих, становились по курсам, нашесть была предназначена для профессуры, здесь всегда стоял субинспектор который обязан был делить свою молитву с наблюдением за студентами. Порядок прикладывания и помазания был таков — сначала духовенство, затем профессора, затем инспектор, студенты по курсам, у инспектора было прозвище "Палкин" — Шостин.

Возвращался поздно вечером как то подвыпивший студент, его остановил Шостин и начал увещеванием, студент снял с инспектора шляпу и несколько раз пока инспектор опомнился шлепнул его мокрой рукой по лысине, затем неторопливо покрыл его голову шляпой и не поронив ни слова направился в академию, а инспектор остался на месте со своей шляпой. Шостин молчал. Но когда молчать уже было нельзя он поделился с ректором. И этот студент принял клобук и мантию.

В ...-й семинарии была введена гимнастика, отчет есаула Хорвата — воспитанники занимаются шведской гимнастикой ручной, гимнастикой на канатах, наклонная вертикальная лестница, шведская мачта, корсеты, кольца, турник, брусья, а также познакомил их с английским боксом, некоторыми приемами французского бокса и с японской системой Джиу-Джицу... ехе ехе ехе.

 

 

ПЕРЕВОД СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НА РУССКИЙ ЯЗЫК

 

В 1816 году Президент Российского БО получил перевести Писание на русский язык для домашнего чтения с параллельным ц-славянским, чтобы читать библию на природном языке. Комиссия духовных училищ поручило перевод Ректору МДА, Филарету Дроздову. Он подобрал себе группу, себе взял Евангелие от Иоанна. Павскому Герасиму — от Матфея. Ректору Питерской Поликарпу — от Марка и ректору Киевской семинарии архим.Моисею — от Луки. Работа редактирвалась пестрым коллективом — Лобзин (издатель), Попов (секретарь БО) русское евангелие закончено и выпущено в 1819 году, весь НЗ в 20-м, в 22-м переведена Псалтирь, в 25 закончили печатание пятокнижия. В основу перевода был положен еврейский массоретский текст, но в 24 году князь Голицин отправлен в отставку, мин.просвещения стал генерал Шишков А.С. Президентом БО стал Серафим Глаголевский который вел дело к закрытию в 1826.

Перевод для Шишкова был делом ереси, поэтому пятокнижие было сожжено в А-Невской лавре, а новый завет был отправлен в ссылку и тюрьмы для осужденных, так наступил 30-летний перерый официального перевода. Филарет замолчал, потом он вспоминал "В переводе пятокнижия не было ничего такого что заслуивало бы такую меру, он пострадал мученически, вот в переводе Пс. критика могла бы найти больше неудовлетворительного.

Филарет замолчал, а проф.Павский продолжал переводы. В 1836 году Синод последовал примеру католической церкви — "всякому благочестивому мирянину позволяется слушать писание, но не всякому позволяется без руководства читать некоторые части писания, особенно ветхого завета" — постановление Синода.

 

Герасим Павский 1787 родился в Павах под СПб выпускник первого выпуска преобразованной Академии. Окончил первым, магистром. Занял кафедру еврейского языка, написал еврейскую грамматику, преподавал этот мертвый язык весьма занимательно, за деятельное участие в переводе в александровскую эпоху в 1818 произведен в профессора еврейского языка. в 1821 доктор богословия, орден св.Владимира, поднимается вверх, награды ссыплются, в СПбУнивере занял кафедру догматического и нравственного богословия. 1826 — приглашен законоучителем царских детей Николая1. Составил специально для него начертание церковной истории и учебник по догматике — Христианское учение в краткой системе. Вскоре его работы были замечены церковным руководством, автора обвинили в недобросовестности и неблагонамеренности. Он сам просился в отставку и переведен в дворцовую церковь таврического дворца. Но этого мало. Новые неприятности связаны с литографиями его лекций совершенных студентами некоторых переводов с древнееврейского. Когда этот текст попал на стол синодалов это грозило снятием сана.

Флоровский пишет — для этой тревоги были основания, он ограничительно понимал мессианские пророчества. Сомневался в подлинности отдельных книг и текста, религия у него сводится почти вся только к морали. И Христос вряд ли многим больше чем учитель морали. Профессор с большой горячностью высказывался против монашества, он говорил — монашество я понимаю делом нечистым и противным закону натуры и следовательно закону божию в чем уверила меня и церковная история.

Создана была комиссия для истребования от него обвинений как виновника перевода. В 1844 комиссия признала его невиновным.

Синод потребовал от него письменного имповедания веры (кредо). Он не был лишен сана. В 1861-64 его перевод был напечатан в приложении к журналу Дух христианина. Поселившись в таврическом дворце он посвятил себя целиком наукам и писал массу статей. Главный труд его — филологическое наблюдение над составом русского языка, в 55 году избран академиком академии наук. В 1863 году скончался от тифа, был нищелюбивым — половину з\платы отдавал нищим.

Чистович пишет о его переводах — это был первый опыт перевода на русский сделанный ученым в превосходной степени владевший еврейским и русским. Ни до него , ни после не было такого профессора, это исторический памятник который не потеряет цены.

 

Макарий Глухарев — менее академичный перевод. Непослушный переводчик.

 

С вступлением на престол Александра Филарет решил воспользоваться изменившимися обстоятельсвами чтобы продвинуть дело библейского перевода. В 1856 году на "Московском соборе" было принято решение возобновить работу по переводу. Ярым противником выступил Киевский Филарет Амфитеатров. И только после смерти его в декабре 1858 была продолжена работа. К переводу были привлечены все академии.

Редактором был назначен Ловягин проф.СПбДА. Высший просмотр поручался Филарету Московскому, ему было 75 лет. Несмотря на свой преклонный возраст он очень деятельно участвовал в деле перевода. в 60-м году .....

В 62-м полный Новый завет, потом приступили к Ветхому, на его перевод потребовалось больше времени, с начала 60-х появились частные опыты переводов в журналах. Не только Павского, но и в Киеве проф.Гуляева, в СПб проф.Голубева в сотрудничестве с Хвользоном. Начались споры с какого текста осуществлять перевод, Филарет настоял чтобы по сличению греческого и еврейского делался перевод. Синод поручил сначала академиям пересмотреть переводы СПб ученых, потом синод редактировал.

Синодальный перевод стал выходить с 1868 года и все издание закончилось в 1875. в полном составе русская библия издана в 1877 году.

Противником нового перевода был Феофан Затворник называл синодальным новомодным сочинением и говорил что доведет до ее сожжения на исаакиевской площади.

 

 

ФИЛАРЕТ ГУМИЛЕВСКИЙ архиепископ Черниговский (1806-1866) он автор 5 томной истории РЦ доведенной до Николая 1. он впервые ввел метод исторического преподавания догматики. в отличие от Евгения Болховитинова у него была потребность в обобщени, он не пишет бесстрастно, он размышляет над событиями, не скрывает симпатии и антипатии, у него есть смелость, последний 5 том написал с известной долей критицизма (снодальный период) работал по источникам, любил архивные розыски, писал как и Блахавитинов.

Родился он на тамбовщине в семье священника, фамилия у него была по названию села Конобеевский, но когда учился в семинарии правящий архиерей дал ему фмилию Гумелевский от Гумилис-смирение и малый рост. окончил МДА вторым магистром, на 30-м году принял постриг, оставлен бакалавром церковной истории, преподавал Св.Писание, нравственное и пастырское богословие, а когда в 35 году стал ректором МДА тогда он обязан был преподавать догматику. несмотря на слабость здоровья проявил необычайную энергию, трудолюбие при строгой келейной жизни. умел заинтересовывать историческими филологическими исследованияи, остроумной, а подчас резкой критикой оппонентов, поощрял научную деятельность, основал журнал академический. Умер он в 1866 году от холеры на кафедре черниговской.

Много потрудился в Рижской епархии, много обратил в православие эстонцев и латышей. Писал Горскому "Теперь в одной лифляндии до 70 православных священников, прежде не было и 7". В 60 году в академии защитил докторскую диссертацию. ему принадлежат два главных труда — ИРЦ и Патрология, Богословие.

Труды его имеют несомненное достоинство, но порой страдают необоснованностью резкостью суждений. Ключевский В.О. когда ему дали на рецензию труд "Русские святые" сказал "это краткии биографии предназначены для читателей которые не претендуют на звание специалиста Русской истории".

 

 

ГОРСКИЙ — сначала учеником, а потом другом Гумилевского был Александр Васильевич Горский (1812-1875). Г. будучи библиотекарем помогал своему учителю в добыче книг, рукописей и был первым рецензентом. Г. многим казался человеком робким, запуганным. Историк Соловьев прямо обвинял Гумилева что он засушил Горского в мумию, как гербарий. Флоровский не согласен — то не был страх, то была некая духовная мнительность внушенная ему еще с детства (отец его был деспотичным, профессор словесности Костромской Дух.семинарии). Он мало оставил, от него ожидали большего, он читал историю по всем периодам, от Адама до новейшего. "Описание славянских рукописей" с помощью Невостроева — это не просто описание, это археоргофическое исследование. в ЖМП были все его публикации по ИРЦ.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 428;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.034 сек.