О духовном просвещении после Петра в 18 веке. 7 страница
Новым в его установке была задача изложить жизнь рус.народа как общества верующих, он питал интерес к внутренней жизни самого народа, это в духе времени, период народничества.
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ БУЛГАКОВ (1816-1882) его ИРЦ прервана смертью автора на 12 томе, доведена до великого Московского собора 1666-1667. Она выходила с 57 по 83 год. Этот труд можно сравнить с историей Соловьева. он ввел в научный оборот новые документы в этом его достижение, писал старательно и обстоятельно. Писал занимая высокие посты каждый день садясь за письменный стол в 5 утра.
О нем есть труд Титова КДА 1895 год. Родился в 1816 году в семье сельского священника курской губернии. крестили в день крещения — был очень слаб. Родители были бедные, восприемницей была дворовая девка. В 7 лет остался без отца. У вдовы кроме Миши было еще 5 детей. Брат был взят на военную службу и там умер, младший брат окончил СПбДА и стал настоятелем Казанского собора в Питере. "Крестом сиротства, бедности и других испытаний начался жизненный путь митрополита, крестом же он и окончился"
Учился два года в приходском училище, довольно слабо учился — болезненный, плохая память, но брал усидчивостью. был болезненный от золотухи.
Однажды он зубрил за поленнецей дров, какой-то озорник запустил ему в голову камнем или поленом, после этого он стал учиться отлично. Стал лучшим воспитанником, окончил семинарию первым. после семинарии — КДА приемные экзамены сдает успешно, на единицу часть предметов (тогда высший балл). Ректором тогда был Иннокентий Борисов — родитель русского языка и русского духа в КДА. Учителями были Димитрий Муретов (впоследствии Херсонский) и профессор красноречия Амфитеатров. Ходили слухи, что догматика Макария пятитомная это кампиляция Муретова якобы он говорил "крест мой, а Макарий только цепочка". Но Титов не согласен. Академию кончил вторым, учился вместе с Феофаном Затворниковым. Оставлен при академии на вновь открытую кафедру русской гражданской истории. Потом он стал ректором уездного училища в течении полугода — за полугодовую египетскую работу мне не сказали и спасибо.
В 1842 году переводят в СПбДА на должность бакалавра и помошника инспектора кафедра дгматического богословия (бухгалтерия религиозного опыта — Сергий Булгаков) всего один год преподавал историю и этого было достаточно чтобы напечатать этот предмет отдельным трудом "История Христианства до крещения Руси". "Классы мои начались через два дня после приезда, уроки я обязан писать немедленно... зело трудно составлять лекции по догматике".
В 1843 году экстраординарный профессор, в 1844 — ординарный, инспектор, в 1847 — за введение в Православное Богословие был возведен в степень доктора богословия — в 31 год — доктор богословия. Это сочинение он поднес Николаю 1 и наследнику в дар, они приняли и милостиво благодарили, за что получил крест с дорогими камнями.
Первый том ИРЦ подал в академию наук на премию, но получил лишь похвальный отзыв. с критикой выступили Соловьев, Филарет Черниговский (не различает канонических книг от апокрифических). Даже Ростиславов уважал Макария.
Голубинский о Макарии — "есть один из знаменитейших наших ученых и наших славных меценатов и поощрителей науки духовной и светской... помогал и покровителствовал своему оппоненту мог... напоминает Платона, защищал".
Богословский Вестник 1915 год. Макарий однажды явился с ревизией в МДА, говорили что Горский не любил Макария и невысоко ценил его труды. И Макарий знал это. Макарий мало обращал внимания на Горского и не проявлял к нему обычной своей предупредительности.
Смерть Макария в Черкизове после купания в пруду. Он два раза окунулся и почувствовал себя дурно. Келейник помог ему выбраться из воды. Врачи поставили диагноз — разрыв сердца.
Он отпевал Соловьева.
В своих трудах он приводил много источников, но критика источников почти отсутствует, он был собирателем текстов Глубоковский — "его история не больше чем историографическая мозаика" фактическая обстоятельность, но методологическая беспомощность, даже метода и не было (Гиляров-Платонов).
ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евстигнеевич (1834-1912). От отца ему досталась фамилия Песков (когда он учился в Костромской семинарии не блистал успехами, за то приклеилась ему кличка Песков) отец священник. А Евгению фамилию придумал отец лежа на печке деревенской, предложил несколько вариантов, в память Федора Голубинского — философа.
В академии его звали горькопевцевым, а Ключевского — сладкопевцевым. После окончания академии три года преподавал в Вифанской семинарии словесность, с 58-63 преподаватель словесности, риторики, а также раскола. Жаловался на ничтожнейшее жалованьишко.
После защиты магистерки его пригласили в Академию "Об образе действования православных государей греко-русских 4-6 веках в пользу Церкви против еретиков и раскольников. опубликована в "Прибавлениях к творениям святых отцов". в 1861 году бакалавр МДА кафедра ИРЦ после проф. Соколова. Ему пришлось заново восстанавливать кафедру — предмет новый. Его магистерка как лучшая должна была быть представлена Филарету, поэтому проф.Горский — руководитель сам написал предисловие и внес исправления по вкусам Филарета. "Везде, писал Голубинский, где встречается полицейское красноречие, о благодетельности мер против еретиков и раскольнков — оно принадлежит Горскому" Голубинской воспитанник Горского. Горский умел притягивать к себе таланты. На опыте Горского Голубинский видел как важно знать историку церкви греческий язык. Он говорил на греческом. Он совершил поездку по балканским странам, 1.5 года путешествовал на деньги Толстого (обер-прокурора) в Италии был. Эта поездка дала ему преимущества которого не было у других историков. Он жаловался на скудость источников, он называл себя крохобором. Мало документов по периоду домонгольскому. Но Голубинский хорошо знал византийскую историю, и по образцу скроил историю управления и монашества на древней Руси. Отличался детской прямотой, и в жизни и в научных суждениях, в глазах стедентов это повышало его авторитет.
Вместе с Ключесвким, Лебедевым и некоторыми другими он поддерживал мнение студентов что они учатся не в богадельне, а в школе. Но больших аудиторий он не собирал, имел плохую дикцию. Муретов писал — "Неладно скроен, да прочно сшит, приземистый, нейклюжий, с рыжеватой бородой и остриженный под гребенку, с довольно увесистой головой, с костромской скороговоркой, путаясь в периодах, услащая речь постоянными присловиями"того", "как его", речь тяжелая, вымученная, Он мыслил фактами, речь его тащилась как тяжелый воз, его называли Евсюха выражая его неуклюжесть и медведоподобность, не желал иметь многих слушателей, называл краснобаев прохвостами, говорил что если бы дали приличную пенсию, то он оставил бы академию, что и сделал, в разговоре часто употреблял эпитеты "прохвост, дурак, пройдоха, подхалим, прихвостень" не щадил и тех кого считал людьми хорошими. Такие отзывы считались безобидными.
О русском народе говорил — нация наша невысокого достоинства. Говорил что до Петра у нас не было богословия. Он требовал от истории только правды. Говорил история бывает трех родов — первая — тупая, принимающая все что оставило нам прошлое время за чистую монету и поэтому рассказывающая бабьи сказки. Второй — лгущая, которая не обманывается сама, но обманывает других, представляет белое черным, а черное белым, хулит и хвалит. И наконец настоящая, которая стремится к тому, чтобы по возможности верно и обстоятельно узнавать прошлое и потом стараться также верно и обстоятельно воспроизводить его, представляя желающим быть сторониками истории тупой и лгущей. Я со своей стороны есть горячий почитатель истории настоящей. Требовал изображать живыми людьми с индивидуальной особенностью, история не м.б. похвальным словом панигириком а д.б. точным воспроизведением прошедшей жизни со всеми недостатками, должен резать правду-матку хотя бы она колола не в бровь, а прямо в глаз. ГИПЕРКРИТИК.
Богословская наука 19 века.
КАТАНСКИЙ Александр Львович. Догматист СПбДА пед.карьеру начинал в МДА.
Нравственное Богословие. Значительным явлением был труд проф. ЯНЫШЕВА (1826-1910) "Православно-христианское учение о нравственности" 1887г. Яныешв — профессор ректор МДА, духовник Александра 3, царь умер на руках этого протопресвитера, читал богословие и философиюв СПбДА. его идеалом были богословские факультеты немецких университетов. Он как ректор был за введение института вольнослушателей и вообще за полную гласность академического богословия. Его богословие имело моралистический уклон также как богословие Герасима Павского. Монашество и аскетика в традиционном понимании им не одобрялись. Находил квиетизм (пассивность), продолжал традицию "облегченного православия", как и Тореев.
Янышев был таким же адогматистом.
В 1887 вышел труд Соллертинского СА "Пастырство Христа Спасителя". Пастырство , искупление — как учительство истолковывается, как сообщение людям истинных понятий и истинных целей человеческо деятельности. К практическим руководствам для пастырей относятся письма о должностях священного сана — А.С. Стурдзы, П.И.Нечаева, игумена Тихона.
В конце прошлого века вышло пастырское руководство Антония ХРАПОВИЦКОГО (1863-1936). В течение 5 лет он был ректором 1890-95 МДА в 27 лет из ректоров СПБДА, а инспектором был будущий п-х Сергий Страгородский.
Назначению его противился бывший ректор Сергий Лебедевский, считал его тайным папистом. Во-первых по причине его агитации за восстановление патриаршества (Антоний говорил что с 9 лет он был борцом за патриаршество), во-вторых из-за дружбы с В.Соловьевым — первый мученик экуменизма. Сергия поддерживали Евгений Голубинский и Ключевский — они не любили АНТОНИЯ. потому что Антоний не любил Голубинского (тайный протестант), сочинения Ключевского(лишенные духовного содержания).
Голубинский — из ректоров СПБДС, отличался простотой общения, находился в близком общении со студентами, имел на них влияние. В светском обществе пользовался большим расположением. На его проводах когда поезд тронулся посадские барыни кричали — на кого ты нас оставляешь!
Киприан Керн ЖМП 96 №9 — он сразу же переменил весь климат академии, покорил все студенчество умом, любовью к уставному богослужению, красноречием, МДА вздохнула почуяв что-то совершенно небывалое, что-то весеннее и оживляющее. Отпускные билеты были забыты, ректор стал зазывать студентов на чай, на откровенные беседы, создал атмосферу радушия. Самовар дружбы и общения. Нравственные темы оживляли стены академии в которых царил дух схоластики.
Студент того времени Теодорович вспоминал — лекции ректора по пастырству горели таким внутреним огнем подвига, таким горячим порывом служить Христу и Церкви. Многое было нам прощено, потому что было понято, и никому не испортили жизнь. Он был покровителем изгнанников, его семинария на Волыни была прибежищем для изгнанников. Так же и Каз.ДА.
Но были и жертвы. Антоний любил монашество и всех хотел видеть монахами, и многих постриг которые потом раскаивались.
Антоний был очень остроумный человек. не щадил ни лиц, ни сана. Нелестные подробности о руководстве распространялись им в кругу студентов. Был обвинен в либерализме и сослан в Казань. Нашу академию называли деревенской академией.
Жизнь окончил главой Русской Зарубежной церкви в Париже в 1936 году.
ИОАНН СОКОЛОВ епископ Смоленский (1818-1869) крутого презрительного нрава и острой мысли человек, замечательно образованный но свирепый. В эпоху великих реформ Александра он заговорил о христианском суде, об обновлении жизни, об общественной неправде. В 1858 он подсказал проф.ЩАПОВУ тему для актовой речи "голос древней русской церкви об улучшении быта несвободных людей". Главный его труд — "Опыт курса церковного законоведения" родом — москвич, 10 лет занимал кафедру канонического права СПбДА, потом его сослали в Казань.
ЛАВРОВ (Архиепископ Литовский) ПАВЛОВ, СУВОРОВ Н.С. — канонисты маститые русские канонисты.
БОРИСОВ. Русским Златоустом позвали архиепископа Херсонского Иннокентия Борисова (1800-1855) выпускник КДА, инспектор СПбДА и ректор КДА его обвиняли в неологизме — нелояльности, апокрифичности, однажды было наряжено негласное дознание о его образе мыслей, наблюдение за его лекциями.
Его интересовала философия, по свидетельству Лескова в кармане он всегда носил французскую Энциклопедию мысли. его интересовала философия и мораль. Курсовое сочинение — О нравственном характере Иисуса Христа, оставил около 500 проповедей, у него был дар увлекать, иные его называли коммунистом, за социальные исполненные пламенной любви к бедным. Да, точно, я проповедую коммунизм — смело отвечал он иудам, только не совсем такой как на западе. Там говорят что твое — то мое, а я говорю что мое, то твое. Иннокентий был физически смелым человеком — всю крымскую кампанию он провел с воинами, участвовал в совещании командования, исповедовал и причащал генералов Истомина, Корнилова, однажды в штабе упала французская бомба, офицеры бросились на пол, только он остался сидеть, и мягко упрекнул рыцарей войны — господа, ну я же с вами.
Ставил кресты, часовни, выходил в море. Июль 1854 года — день св.Владимира. На месте крещения он закладывает храм, потом литургия, молебен с водосвятием — все под непрерывным артобстрелом и не один не пострадал. Слово — страна сия часть России, вставлена в Россию рукой самого проведения, и нет врага могущего ее отторгнуть, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
ДИМИТРИЙ МУРЕТОВ (1811-1883) Известным проповедником был Д.Муретов архиепископ Херсонский. Проповедовал на догматические темы, но в простых почти наивных словах умел выразить точность религозного созерцания. С Иннокентием Борисовым его связывает интерес к философии.
ОТЕЦ ИРОДИОН ПУТЯТИН приходской священник из Рыбинска. Закончил МДА в 1834 году, стал професором словесности в Ярославской семинарии, затем соборный протоиерей в Рыбинске. Известный простотой и доступностью слова, его проповеди были замечательно кратки, неутомительны без нудной риторической жвачки. Как проповедник он был известен от царских палат до хижин народа, народный проповедник в полном смысле этого слова. его проповеди-миниатюры требовали ювелирной обработки. "И самое краткое поучение немалого труда мне стоит. Вчера часа 3-4 рожал и 10-ти строк не написал. Да, я всю ночь мучался, не спал, но он не мог не писать. Много бы я дал, если бы кто избавил от моего труда. (сладкая каторга). Тяжелое дело, скорбное, сколько одних тревог, сомнений, недоуумений, опасений. Не напрасно говорят что для всякого писателя вдохновение необходимо, и он обращался с молитвой к Богу.
Ключевский говорил о русском богословии — Какие русские богословы! У нас богословом считается Хомяков, но он гораздо больше занимался своими собаками чем богословием.
А.П.Лебедев — Я всегда был того мнения, что богословская наука в нашей церкви служит больше всего для внешнего декорума. существует богословская наука у католиков, протестантов, поэтому из подражания и во избежание кпреков завели таковую и у нас, но значения ее у нас не признают, довольствуясь внешним фактором — что и у нас мол есть наука. От богословской науки главным образом требуют чтобы она не шебуршила. Все эти суждения разделяет и Глубоковский.
Никанор Боровкович — в 50-х годах в академии принято было замалчивать острые вопросы, талантливые преподаватели часто отстранялись от опасных дисциплин, и вынуждены были жертвовать своими познаниями и работать в области неопасных дисциплин.
Глубоковский — Правда, не было в академическом бытии широты кругозора при излишней увеличенности самомнения, за отсутствием широкой перспективы на узком горизонте легко было показаться самому и принять другого за звезду первой величины. это вина заброшенности, оторванности от науки. Принудительно загоняют профессуру в посад.
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
Первой книжкой по ИРЦ м.б. названа книжка протоиерея ПЕТРА АЛЕКСЕЕВА (+1801) который создал начертание Истории греко-российской церкви от РХ до Екатерины 2. Опубликована в "Русском архиве" 1865г. А если быть еще более строгим, то первую книгу написал иностранец, о ней упоминает Карташов в историографическом очерке.
Затем в 1805 году вышла краткая российско-церковная история Платона Левшина. Соловьев высоко ценил этот труд.
Далее, в 10-х годах 19-го века вышел труд архим.Иннокентия Смирнова — История и древности церковные с начала 3 века до 17 века. Это лекции его в СПбДА 1812-1814гг. Он здесь осветил историю церкви греческой, западной и русской, за что был удостоен степени доктора богословия. Рано умер в Пензе, куда был сослан Голициным массоном. Но его труд невысокого качества, имеет деление по столетиям.
С 30-х годов 19 века усиливается преподавание исторических наук ИРЦ, история России. в 1858 году выделяется особая кафедра ИРЦ в Академии в ряду других исторических наук. С 1863 года Рус. церк. история вводится в университетах.
Определенный вклад в развитие науки внес ЕВГЕНИЙ БОЛХОВИТИНОВ (1767-1837) он окончил одновременно МДА и МГУ. Поначалу был назначен и.о. ректора Воронежской семинарии. Женился, потом дети и супруга скончались и он принял постриг в Питере и был поставлен викарным епископом Старорусским в Питерской епархии. Он сменил много кафедр и почти в каждом городе он занимался местным краеведением. "История княжества Псковского", "Описание Воронежской губернии", описание Софийского собора, описание Вологодского края, есть история Российской иерархии, словарь духовных писателей, в истории он оставался только собирателем, его можно назвать историком-кротом, он исследовал архивы и публиковал документы. У него ум регистратурный. Погодин его назвал статистиком истории, он был антиквар, и в этой области у него было много заслуг.
В 1838 году вышла ИРЦ А.Н.Муравьева 1838 года — учебник для духовных школ до 60-х годов, это сочинение ненацчное, оно очень уступает сочинениям Платона свой некритичностью, это был заказ царя Николая. Человек был очень ловкий, ужеподобный, дополз до монарха и стал наперсником (наперстком). Он опубликовал дело Никона, жития святых РЦ, краткое изложение житий, сношения России с востоком, ему принадлежит термин "Северная фиваида".
Филарет Дроздов с настороженностью относился к древне-церковной истории — ереси, раскольничьи соборы.
Терновский — Победоносцев усмотрел в его сочинениях склонность к протестантству, в 1883 уволен в 1884 скончался — простудился к архивах Киева, затем ушиб ногу и не придав этому значения скончался, супруга умерла еще раньше, остались четверо сирот.
ОТНОШЕНИЯ ВОСТОКА И РОССИИ
С древнихвремен русские люди совершали паломничества в святую землю паломник от слова пальма, или пилигримы — от названия сандалий.
Русские по разным поводам давали обет сходить во святой град, но бывали и такие которые совершали паллмничество чтобы праздно есть и пить (Нифонт Новгородский), и в 19 веке вышел даже закон о запрете массового паломничества, чтобы не отвлекалось много рабочих рук, лишние хожения.
Особенно восстает первый писатель-паломник Даниил. Он посетил Иерусалим после крестоносцев в 1099 году, затеплил лампаду у гроба Господня от имени всех князей русских, он находит что спасение души возможно и дома богоугодными делами. Этот закон не остановил странников, они организовывали целые дружины калик перехожих, Илья Муромец ходил вместе с каликами.
Новгородский ушкуйник Васька Буслай былинный герой и вовсе погиб в Иерусалиме. Шота Руставели похоронен в святой земле монахом кончил.
В 18-19 веках Россия как и прежде покровительствовала православным Востока и славянских стран. После очередной побежы над Турками Россия добивалась права покровительства. Она давала приют беженцам.
При Елизавете Петровне 1751-1753 переселилось несколько тысячь пленных сербов и болгар в колонию Новая Сербия. При Екатерине 2 в 1779 число переселенцев возросло до 158 тыс человек.
Духовные лица с востока сербы, греки, арабы собирали пожертвования в России с разрешения правительства. россия посылала туда "милостивые дачи", отправляли бесплатно и дешево богослужебные книги, утварь, облачения, учреждали специальные кружки например с 1884 в пользу Гроба господня. В 1858 году кружка на улучшение быта православных в Палестине, в 1883 — в пользу нуждающихся славян. Но такая помощь была единовременной, а для постоянной в 1857 в Москве открылось славянское благотворительное общество в 1868 в СПб.
Славяне и греки учились в русских духовных заведениях на казенные деньги.
в 40-х годах 19-го столетия на святой земле усилилась деятельность инославных. В 1841 Пруссия учредила в Иерусалиме протестантскую кафедру. Затем Римский папа восстановил иерусалимский патриархат, который был создан во времена крестовых походов (1099). В 1842 англикане учредили епископскую кафедру, в 1847 в помощь паломникам и русской церкви была учреждена русская духовная миссия. Работавшая по 1854 год.
Ее начальником был назначен архимандрит Порфирий Успенский. Ее членом стал бакалавр СпбДА иеромонах Феофан Говоров, а также студенты СпбДА.
Иерусалимский патриарх дал русским миссионерам Архангельский монастырь, здесь была учреждена типография для печатания книг на греческом и арабском.
Миссия развернула здесь широкую научную деятельность и оказывала помощь пилигримам, но Крымская война прервала деятельность миссии.
После войны 1857-63 начальником второй миссии был Архимандрит Кирилл Наумов бывший инспектор СпбДА, поытный администратор и тонкий дипломат установил хорошие отношения с администрацией, западными христианами, местным населением. В СПб установлен палестинский коммитет во главе с братом Александра 2 великим князем Константином Николаевичем для изыскания средств для паломников, в вербное воскресенье по всей России объявлялся сбор.
Кирилл покупал участки земли (что запрещалось) для переводчика, местного жителя, а тот оформлял дарственную. Страил храмы, богадельни, гостиницы, способствовал возвращению униатов арабов в православие, сближению с коптами и эфиопами, но из-за конфликта в русским консулом ему пришлось вернуться домой в 1863 в Спасский монастырь в Казани, умер епископом Мелитопольским в 1866 году защитив докторскую.
Третьим начальником в 1863-65 был Леонид Кавелин 1822-1891. Раньше он был членом миссии Кирилла но не сработался с Кириллом и оп болезни вернулся в Оптину, откуда и был вызван в Иерусалим по благословению Филарета Дроздова.
Но Иван Корсунский пишет — повел дело прямо и решительно не взирая ни на какие препятствия в пользу исключительно русских интересов, слишком строгими требованиями к подчиненным миссии возбудил к себе недоброжелательство. Начались доносы. Неприязнь и со стороны Иерусалимского п-ха, в общем так расстроил дела, что граф Толстой хотел закрыть миссию.
Филарет 22.02.1865: "записка архимандрита Леонида производит тяжелое впечатление. Архимандрит Леонид тяжело начальствовавший позволивший себе поступки которые представляют его в странном виде не может с пользой оставаться начальником миссии", через два месяца Филарет меняется — "не нужно ли удалив из миссии мятежников на некоторое время оставить архимандрита чтобы поддержать его достоинство и в лице его достоинство Российской иерархии. Защита Филарета обеспечила ему перевод в посольскую церковь в Константинополе.
В течении 30 лет 1865-94 Антонин Капустин. Оптинец, магистр КДА, прежде бывший настоятелем посольской церкви в Константинополе. Антонин соединял таланты Порфирия и Кирилла.
В Горнем близ Иерусалима основал женскую обитель — на средства министра путей сообщения. Мать Валентина открыла там иконописную и златошвейную мастерские. В 1914 здесь было 200 сестер, сейчас говорят — 60. Вел археологические библейские раскопки. На Елеонской горе его археологи открыли эпиграфику 6-9 века надписи на камнях, следы базилики 4 века.
В миссии создал историко-археологический музей.
Один из арабов потребовал за свой участок помимо денег и русский орден в придачу и Антонину пришлось использовать весь свой авторитет чтобы выбить для араба если не орден, то хотя бы медаль в СПб.
На землях возводил церкви, монастыри.
В 1914 духовная миссия покинула Палестину, началась мировая война. В то время миссия имела 37 участков земли, 8 храмов, две женские обители, гостинницы, подворья богадельни, школы.
В 1946 русская миссия была восстановлена.
В 1990 восстаноелено императорское палестинское российское общество в помощь паломникам.
В последний месяц правления Хрущева 1964 примерно 90% возвращенной нам недвижимости была продана Израилю за 5 млн.$ почти за даром ктому же сумма эта погашалась апельсиновыми поставками, апельсины по пути сгнили, поэтому эта позорная акция получила название "Апельсиновой сделки".
Благодаря палестинскому обществу стало возможно массовое паломничество для небогатых людей. Рассказывает Лесовой — любой россиянин желавший помолиться у Гроба Господня мог купить книжечку заплатив за нее 57 рублей он получал билет до Одессы, затем до Иерусалима, эта сумма покрывала и обратный путь. С помощью нашего общества имевшего свои постоялые дворы, больницы, гостинницы русские паломники за 3-4 рубля могли прожить на святой земле целый месяц.
О результатах Елисеев "С русскими паломниками на святой земле весной 1884 года" — я уже говорил не раз что максимум скопления бывает к празднику Пасхи, на всех улицах слышится русская речь, продавцы, уроды, прокаженные, слепцы кричат по-русски, ни на каком другом языке так не кричат..."
РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА И РЕРИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
В 19 ВЕКЕ.
Григорий Флоровский "Пути русского богословия"
Лосский "История русской философии"
Зеленковский, Епископ Никанор Борвокович.
О.Георгий в истории русской философии различает 3 эпохи — первая 30 лет с середины 20-х до 50-х 19-го века от кружка московских любомудров до Крымской кампании 1856.
Второй — вторая половина 19 века — время великих реформ Александра а потом обратного хода.
Третий — начало 20 века серебрянный век в литературе золотой в философии.
В третий период начинается великий ледоход, весна (Гершерзон) оттепель русской мысли.
Киреевский Иван Васильевич — это было время когда слово "философия" имело в себе что-то магическое. В 30-м году он заявил — нам необходима философия, все развитие ума требует ее. Гегель получил широкое распространение тогда в Европе. И Киреевский предострегал от увлечения Гегельянством, наша философия должна развиваться из нашей жизни. Так рождается русская философия.
Эпицентром стала МДА. Голубинский создал центр перевода Гегеля и других, в университете философия была закрыта, только академия могла изучать философию. 1818-1854. 36 лет трудился, свил гнездо.
В 1823 в москве создано общество любомудрия которое включало князя Одоевского, Ивана Киреевского, Винивитинова, здесь господствовала немецкая философия — Кант, Гегель, Платоновская философия. Около 30-го года возникают в МГУ кружки Станкевича, Герцена и Огарева.
В 40-х русское мыслящее общество раскололось пополам в спорах о судьбах России, об отношении России к западу. Место России в человееской истории.
Прославился тогда П.Я.Чаадаев 1794-1856. Он говорил — судьба России отлична от Европы что объясняется отличием в религии, наша религия от греков, в этом наша беда, это нас исключило из человеческой истории, нас исключили из оборота культуры. "Мы русские не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода или мы принадлежим к числу тех наций которые как бы не входят в состав человечества. Ничто из происходящего в Европе не достигало нас..."
Эпигоны религиозные Чаадаева.
Князь Гагарин Иван Сергеевич основал музей славянства, библиотеке которая сейчас выпускает жернал "Символ".
Иезуит князь Иван. Принял католичество и вступил в орден иезуитов Владимир Сергеевич Печерин. 1808-1880. Печерин окончил СПбУниверситет, эллинист, в 30-х занял кафедру греческой словесности в МГУ. Академик Буслаев вспоминал как Печерин объясняя студентам Гомера и Софокла мастерски переводил их стихи литературным слогом, сам писал стихи. Николаевская система его угнетала и подкопив деньжат частными уроками, уведомил начальство что никогда не вернется в Россию, он говорил что Россия никогда не сделает его своим подданным. За границей вступил в орден иезуитов. Живя в Ирландии ревностно боролся с простестантизмом. Во время Крымской кампании сообщалось в газетах что в Ирландии отдан под суд некий патор Владимир Печерин за публичное сожжение на площади протестантской библии.
Он приезжал в Париж, был гостем иезуита Гагарина. И вообще в Париже было общество русских аристократов перешедших в католицизм.
Безрелигиозными последователями Чаадаева были идеологи русского либерализма историк Гроновский 1813-1855. Выступал с публичными лекциями, кавалеры назначали свидания с дамами на его лекциях, а когда он скончался то 6 верст студенты несли его гроб на руках из храма св.Татианы.
Кавелин, Чичерин.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 459;