Третий уровень технического знания - научно-техническое знание. 15 страница
Во всех этих случаях кроме, пожалуй, стандартизации, неприменим радикализм жесткого социального контроля. Но в определенных разумных рамках этот контроль необходим, особено контроль за стратегией свободного предпринимательства. Последнее по идее должно стимулировать технический прогресс. Однако у нас свободные предприниматели подчас стремятся получить лишь ощутимую выгоду на базе имеющихся технических достижений и мало думают о будущем. Отсюда сегодняшнее резкое снижение внимания к фундаментальным научным исследованиям, сокращение научно-технического потенциала страны, того интеллектуального задела, без которого невозможно будущее науки и техники, да пожалуй и будущее общества.
Социальный контроль технического прогресса - сложная и неоднозначная проблема, требующая тщательной научной разработки. Для этого субъекты научно-технического прогресса - ученые и инженеры - вынуждены выйти за рамки своих чисто профессионально-технических интересов, рассматривать свою деятельность на широком поле существующей в обществе культуры.
Ныне идет процесс становления культуры нового типа, призванной изменить структуру и характер человеческих потребностей, сам тип личности, целевые установки которого будут направлены не только на удовлетворение сиюминутных потребностей, но и на учет перспектив, видение будущего взаимоотношения человека с природой, обеспечения коэволюции - совместного развития природы и общества. Специалист сегодняшнего и особенно завтрашнего дня ( а такими будут сегодняшние студенты) должен быть не только сведущ в области своей профессии, но обязательно видеть и учитывать связь своей профессиональной деятельности с развитием не только определенных социальных факторов, но и с воздействием этой деятельности на природу. Другими словами, любому современному специалисту необходимо экологическое сознание, выработать которое призвана особая область научного знания, именуемая экологией.
Слово экология (от греч. oikos - дом, родина и logos - учение) впервые употребил немецкий биолог Э.Геккель для обозначения ветви зоологии, изучающей отношения между животными и окружающей средой. В настоящее время экология трактуется более широко как комплексная отрасль научного знания, изучающая закономерности взаимоотношений растений, животных и человека между собой и их отношение к среде обитания. В условиях современного бурного научно-тхнического прогресса особое значение приобретает изучение взаимодействия природы и общества а также природы и человека. Отсюда - возникновение социальной экологии и ее особого раздела- экологии человека.
Социальная экология изучает отношения между человеческим сообществом и окружающей географической, социальной и культурной средой, влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных факторов на генофонд человечества и здоровье человека. При этом под окружающей средой социальная экология понимает совокупность естественных условий и общественных творений, в которых живет человек как природное и социальное существо, т.е. атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животные, микроорганизмы и , наконец, техносферу.
Социальная экология существенно меняет стиль мышления и способствует формированию экологического мышления. Последнее учитывает не только отрицательное воздействие научно-технического развития общества на природу - нарушение равновесия между природными системами и технико-преобразовательной деятельностью общества, но и то, что это развитие делает возможным усиление благоприятных природных процессов с целью создания оптимальных условий для хозяйствено-экономической деятельности, создает средства и условия улучшения окружающей среды, новые возможности для воспроизводства естественных природных ресурсов, для жизни и здоровья человека. Поэтому экологическое сознание выступает как против экологического пессимизма и алармизма (от франц. alarme - тревога) ратующей за резкое ограничение и вообще приостановку технико-экономического развития, так и против безудержного оптимистического взгляда на неисчерпаемые богатства природы.
Экология человека вначале в работах американцев Борджеса и Парка понималась как часть медицины, изучающей влияние среды на человека. Ныне под экологией человека понимают ветвь социальной экологии, которая изучает место человека в экосистеме, взаимовлияние экосистемы и человека и последствия этого влияния. Рассматривая воздействие экосистемы на человека, экология человека исследует мутагенное воздействие многих факторов на наследственность человека, предупреждает появление генетически детерминированных болезней и профессиональных заболеваний. В поле ее интересов даже такие проблемы, как влияние космических факторов на духовное, физическое и моральное развитие человека. В этом свое качестве она соприкасается с космической медициной. Рассматривая воздействие на человека трудовой среды как совокупности материальных факторов конкретного процесса труда и устанавливаемых в этом процессе межличностных отношений, экология человека соприкасается с проблемами эргономики, охраны труда, инженерной психологии.
Для ликвидации экологического кризиса, установления равновесия общества и природы необходимо рассматривать развитие техники как часть культурного развития человечества, цель которого - создание условий для реализации потенций человека как высшей ценности, как высшего творения природы. "Однажды, и только однажды, в ходе своего существования как планеты, Земля могла покрыться оболочкой жизни, - писал Тейяр де Шарден. - Подобно тому однажды, и только однажды, жизнь была в состоянии подняться на ступеньку мышления" (52, 217). Человек же преобразовывая природную среду превратил эту среду, биосферу в ноосферу - сферу разума.
Хотя понятие ноосферы введено в оборот Тейяром, концепцию ноосферы разработал В.И.Вернадский, под влиянием которого находился Тейяр, знакомый с работами Вернадского. Последний сформулировал идеи "автотрофности" человечества: превращения человека из существа, полностью зависимого в своем материально-энергетическом обеспечении от биосферы, в существо, относительно от нее не зависящее.
Считая феномен жизни естественным этапом развития материи, Вернадский отмечал, что человек является могучим катализатором этого развития. Поэтому развитие природы и общества делается неразрывным. Этот процесс уже начался биосфера переходит в ноосферу - в сферу разума, развитие биосферы начинает происходить целенаправленно в интересах людей. Человечество вступает в новую сферу своего развития.
Этими своими мыслями Вернадский преодолел тот разрыв, который был в научных представлениях 19 века о неживой материи и мире человека. "Учение Вернадского о ноосфоре, - отмечает Н.Н.Моисеев, - оказалось тем завершающим звеном, которое, объеденив эволюцию живого вещества с миром неживой материи и перекинув мост к современным проблемам развития общества, подвело нас к новому видению процессов, в нем происходящих. Сейчас, благодаря этому мы имеем возможность представить себе общую схему единого процесса развития материального мира" (53, 25).
Идея комплексности пронизывает все научное творчество Вернадского. Человек, утверждал ученый, впервые своей деятельностью охватил всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты. Преобразующая природу человеческая деятельность по своим последствиям сравнима с геологическими процессами. Но главное состоит в том, что планетарные масштабы человеческой деятельности сопровождаются осознанием человечества планеты Земля как единого целого. "Человечество едино.., - писал Вернадский. - Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия - большие или малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли. Телеграф, телефон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми. Ежегодно оргагизованность их увеличивается, бурно растет” ( 54, 34). Результатом деятельности этого единого человечества является создание ноосферы. Поэтому, утверждает Вернадский, человек должен не только действовать, но и мыслить по новому. "Человек впервые реально понял, - писал он,- что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте" (54, 35). Наделенное разумом человечество сможет найти рациональные и гуманные формы своего взаимоотношения с природой, которые не только помогут сохранению, но и приумножению природных богатств. Эти идеи Вернадского особено актуальны в современных условиях, когда люди, отдельные организации, движения, правительственные органы ищут пути выхода из экологического кризиса, когда мысли о будущей взаимосвязи общества с природой пронизаны и оптимизмом и пессимизмом.
В книге "Драма обновления" была опубликована статья В.И.Купцова под интригующим названием "Не погибнет ли человечество от разума?" В статье дается сравнительный анализ воззрений В.И.Вернадского и астрофизика И.С.Шкловского. В противостоянии этих двух ученых автор статьи видит четкое проявление двух ориентаций в современной культуре - сциентизма и антисциентизма.
С точки зрения Шкловского человечество должно неминуемо погибнуть от разума. Эволюция жизни, рассуждает он, это долгий и сложный процесс постепенных медленных изменений . С появлением разума, этого катализатора развития, процесс резко изменяет свой характер в сторону убыстрения темпов. Вид, наделенный разумом, быстро охватывает всю биосферу и вступает в фазу взрывной экспансии. С наступлением технологической эры темп преобразовательной деятельности разума еще больше возрастает. Через 1000 лет человек может полностью овладеть ресурсами всей солнечной системы. Через несколько миллионов лет он будет хозяином всей нашей галактики. Если это так, мы должны наблюдать проявление сверхцивилизаций, "ибо не может разум так преобразовать космические объекты, чтобы его деятельность "не была видна" нам" (55, 301). Уровень современной астрономической техники достаточен для обнаружения космического разума. Но эти проявления мы не наблюдаем. Следовательно, делает вывод Шкловский, сверхцивилизаций не существует или в крайнем случае имеет малое время существования. "Мы одиноки, если не во всей Вселенной, то во всяком случае в нашей Галактик или даже в Местной системе галактик" (55,301), заключает он. Причина этого одиночества по мнению. Шкловского в том, что разум, как изобретение эволюции, приводит цивилизацию к гибели. Как 95% существующих в процессе эволюции на Земле биологических видов погибло, так и вид человека погибнет от разума.
Вернадский утверждал противоположное: человечество с неизбежностью создаст ноосферу или царство разума, которое все более укрепляется на Земле благодаря прежде всего развитию науки и расширению сферы ее использования в интересах общества. Безусловно, далеко не всегда выдвигаемые Вернадским отдельные идеи о ноосфере (именно идеи, а не его концепция в целом), имеют достаточно научно обоснование и порой даже кажутся наивными. Но разве не сходный характер имели "Грезы о земле и небе" К.Э.Циолковского, идеи Дж.Бруно о множественности обитаемых миров и многие другие идеи в науке, которые Луи де-Бройль назвал "сумасшедшими идеями"? Разве ученый не имеет право на научную гипотезу и даже мечту, если он истинный и страстный ученый, а не ремесленник, живущий сиюминутной выгодой? Мысли Вернадского не умещаются в какой-то сегмент строго норматированного знания. Выдвигаемые Вернадским не всегда обоснованные должным образом идеи не умаляют энциклопедический ум Вернадского, а лишь свидетельствуют о его могуществе.
При оценке взглядов Вернадского следует, видимо, учитывать и то обстоятельство, что нельзя с точки зрения сегодняшнего уровня развития науки ретроспективно оценивать ученых прошлых эпох. В таком случае И.Ньютона можно обвинить в незнании релятивистской физики и квантовой механики, а Дарвина - в незнании законов генетики. Значимость ученого соизмерима с его временем и определяется не недостатками с точки зрения современности, а реальным вкладом ученого в науку. Древнегреческие и современные ученые - это не ученики младшего и старшего классов, а ученики разных школ, каждая из которых внесла свой вклад в мировую науку подчиняющемуся закону кумуляции (накопления) знаний.
Вернадский отчетливо видел те глобальные проблемы, которые стоят перед человечеством, особенно проблему экологической катастрофы. С его учением о биосфере и ноосфере, концепцией автотрофности человечества и гуманистического назначения науки связано в наше время осмысление всех глобальных проблем. Вернадский всегда отмечал гуманистическое назначение науки, ее демократический характер. Отмечая, что наука всегда глубоко демократична, он писал, что осознание гуманизма все более проникает в научную среду как чувство ответственности субъектов научно-технического прогресса за содеянное. "Ученые . - писал он, - не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связывать свою работу с лучшей организацией всего человечества" (54, 395). Глубоким гуманизмом проникнуты мысли Вернадского об истории не только науки и техники, но и всего человеческого общества, полной трагизма и поисков счастливой жизни. Пытаясь правильно оценить роль личности и народа в истории, он с позиций гуманизма отстаивает ценность человеческой жизни, ценность личности. Высказывая свое критическое отношение к идеи социализма, поскольку "социализм всегда основан на подчинении личности благополучию большинства" (56, 211), он подчеркивает примат интересов личности, так как "если гибнет личность, то гибнет и человечество" (Там же). Идеи Вернадского имеют связь не только с социальными интересами, гуманизмом и серьезными философскими рассуждениями, но и освещены историческим оптимизмом, верой в счастливое завтра человеческого разума, могущего найти оптимальное сочетание человеческой деятельности с окружающей человека и общество в целом природной средой. Ноосфера представляет собой созданную человеческим разумом и человеческим трудом особую оболочку земли - синтез естественного и искусственного, в которой осуществляется практическая деятельность общества. И поскольку техника органически включена в эту природопреобразующую деятельность, любой аспект ее философского анализа соприкасается с теми или иными проблемами экологии.
Анализ техники как вида человеческой деятельности, имеющего творческий характер и направленной на преобразование природы, предполагает учет экологических факторов этой деятельности. Техническая деятельность органически включает в себя экологическую деятельность, т.е. активное отношение работников производства к природным факторам, поскольку она имеет своей целью создание артефактов, соответствующих тем природным условиям и той природной среде, в которой будет функционировать создаваемое техническое устройство.
При исследовании техники как средства человеческой деятельности рассматривается диалектика системы "человек - машина - окружающая среда" и проблемы безопасности жизнедеятельности. Важно осмыслить технику как средство взаимосвязи общества с природой и сам природный субстрат техники.
В случае философского осмысления техники как реализованного (материализованного) знания важным является выявление сущности экологического знания и его роли в создании техники и технологии. В формировании экологического сознания важная роль принадлежит философии техники, которая выдвигает и обосновывает экологические и культурные ценности.
Наконец, анализ техники как социального феномена предполагает выявление противоречивого воздействия технического прогресса на природную среду, причин и путей выхода из создавшегося сегодня экологического кризиса, воздействия природы на развитие человека, на его моральные и гуманитарные ценности, на человеческую культуру в целом. Особняком стоят проблемы, связанные с необходимостью качественного изменения взаимодействия природы и общества в процессе перехода к постиндустриальной цивилизации.
Литература.
1. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М., 1969.
2. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
3. Дж.Гэлбрейт. Новое индустриальное общество.
М., 1969.
4. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
5. Мэмфорд Л. Миф машины//Вестник МГУ, сер. 12,
1992, № 1.
6. Философия т ехники в ФРГ.М., 1989.
7. Ясперс К. Смысл и предназначение истории. М., 1991
8. Ланге Х. Виноваты ли машины//Мир науки, 1985,№ 1
9. ФРГ глазами западногерманских социологов.М. 1989.
10. Марксистско-ленинская теория исторического про-
цесса. М., 1983.
11. Введение в философию, часть 2. М., 1989.
12. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волго-
град, 1995.
13. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции
М., 1991.
14. Человек в системе наук. М., 1989.
15. Барулин В.С. Социальная философия, часть 1.
М., 1993.
16. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивили-
зации. М., 1994.
17. Энгельс Ф. - Боргиусу В.// Маркс К. и Энгельс Ф.
Соч. т. 39.
18. Туган-Барановский М.И. Очерки из новейшей ис -
тории политической экономии. СПб, 1903.
19. Тоффлер Э. Третья волна// США-ЭПИ, 1982, № 7.
20. Микроэлектронная технология и ее влияние на об-
щество. М., 1987.
21. Стратегия реформирования// Социально-политичес-
кий журнал, 1994, № 1.
22. Негодаев И.А. НТР и культура. Изд.РГУ, 1985.
23. Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. СПб, 1922.
24. Данилевский Г.П. Соч.в 24-х томах, т. 19. СПб, 1901
25. Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М., 1985.
26. Поппер К. Открытое общество и его враги, т.1. М.,
1992.
27. Ортега-и Гассет Х. Размышления о технике// Вопр.
философии, 1993, № 10.
28. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки.
М., 1988.
29. Шухардин С.В. История науки и техники, часть 1. М., 1974.
30. Маркс К. Капитал// Маркс К.и Энгельс Ф. Соч. т. 23
31. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.
32. Пиччеи А. Человеческие качества. М.,1985.
33.Луначарский А.В.О народном образовании. М., 1958
34. Геккель Э. Мировые загадки. М.,1937.
35. Смолян Г.Л. Человек и компьютер. М., 1981.
36. Зинченко В.П. Гуманизация инженерной подготовь-
ки//Вестник высшей школы, 1986, № 10.
37. Карлов Н. Компьютер не заменит голову инженера//
Известия 23.04.1993.
38. Моисеев Н.Н. Мои представления о новом облике
социализма.// Коммунист, 1988, № 6.
39. Гете И.В. Винкельман и его время// Гете И.В. Собр.
соч. т. 10, М., 1980.
40. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М.,
1986.
41. Лафарг П. Пролетариат физического и умственного
труда. М.-Л. , 1925.
42. Бэкон Ф. Великое Восстановление Наук// Бэкон Ф.
Соч. в 2-х томах, т.1. М., 1971.
43. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844
года// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42.
44. Дементьев Н.С. Замужество Татьяны Беловой. М.,
1964.
45. Радунская И. Кванты и муза. М., 1980.
46. Агульдиев И. Власть предыстории. М., 1990.
47. Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы или
о царстве человека//Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах, т.2.
М., 1972.
48. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
49. Хефлинг Г. Все "чудеса" в одной книге. М., 1983.
50. Тацуно Ш. Стратегия - технополисы. М., 1989.
51. Философия и социология науки. М., 1987.
52. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
53. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
54. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.
М., 1988.
55. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1987.
56. Вернадский В.И. Основою жизни - искание истины//
Новый мир, 1988, № 3.
57. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. М., 1994.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 634;