Тре­тий уро­вень тех­ни­че­ско­го зна­ния - на­уч­но-тех­ни­че­ское зна­ние. 13 страница

В ар­хи­тек­ту­ре бы­ла ус­та­нов­ле­на осо­бая эс­те­ти­че­ская зна­чи­мость со­раз­мер­но­сти час­тей и це­ло­го друг дру­гу в про­цес­се соз­да­ния раз­лич­ных со­ору­же­ний - со­бо­ров, па­мят­ни­ков и др. В ар­хи­тек­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях ан­тич­но­сти, Воз­ро­ж­де­ния, ше­дев­рах со­вре­мен­ной ар­хи­тек­ту­ры во­пло­ще­но пра­ви­ло "зо­ло­то­го се­че­ния" - де­ле­ние от­рез­ка на две час­ти та­ким об­ра­зом, что боль­шая его часть яв­ля­ет­ся сред­ней про­пор­цио­наль­ной ме­ж­ду всем от­рез­ком и его мень­шей ча­стью. Вни­ма­ние вы­зы­ва­ла как со­раз­мер­ность со­ору­же­ний, так и со­раз­ме­рен­ность все­го со­ору­же­ния че­ло­ве­ку - мас­штаб­ность. Эти пра­ви­ла рас­смат­ри­ва­лись в ор­га­ни­че­ской взаи­мо­свя­зи и име­ли осо­бую эс­те­ти­че­скую цен­ность. Они как бы оду­шев­ля­ли ар­хи­тек­тур­ные про­из­ве­де­ния, де­ла­ли из во­пло­ще­ни­ем твор­че­ских за­мы­слов зод­чих. Имен­но по­это­му зод­че­ст­во час­то на­зы­ва­ют "за­стыв­шей му­зы­кой", а ар­хи­тек­ту­ру - "умолк­нув­шей ме­ло­ди­ей".

В ус­ло­ви­ях со­вре­мен­но­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са связь ути­ли­тар­но-кон­ст­рук­тор­ских и эс­те­ти­че­ских ка­честв соз­да­вае­мой тех­ни­ки не­обы­чай­но уси­ли­ва­ет­ся и реа­ли­зу­ет­ся в ди­зай­не ко­то­рый офор­мил­ся в са­мо­стоя­тель­ную фор­му твор­че­ской дея­тель­но­сти и вклю­ча­ет в се­бя как тео­ре­ти­че­скую часть - про­из­вод­ст­вен­ную (или тех­ни­че­скую) эс­те­ти­ку, так и прак­ти­че­скую - ху­до­же­ст­вен­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние. Ди­зайн реа­ли­зу­ет­ся в дея­тель­но­сти ху­дож­ни­ка-кон­ст­рук­то­ра при про­ек­ти­ро­ва­нии тех­ни­ки, мас­со­вой про­мыш­лен­ной про­дук­ции и соз­да­нии на этой ос­но­ве пред­мет­ной сре­ды. Эта дея­тель­ность ин­тег­ри­ру­ет на­уч­ный, ин­же­нер­но-кон­ст­рук­тор­ский и ху­до­же­ст­вен­ный под­хо­ды. По­яв­ле­ние ди­зай­на вы­зва­но ори­ен­та­ци­ей тех­ни­ки на спо­соб­ность че­ло­век и их раз­ви­тие, а так­же на адап­та­цию че­ло­ве­ка к бы­ст­ро из­ме­няю­щей­ся тех­ни­че­ской сре­де. Впол­не ес­те­ст­вен­но, что соз­да­ние тех­ни­че­ских средств удов­ле­тво­ряю­щих ос­нов­но­му тре­бо­ва­нию ди­зай­на - взаи­мо­свя­зи функ­ции, кон­ст­рук­ции и со­дер­жа­тель­ной фор­мы про­дук­тов - в прин­ци­пе не­со­вмес­ти­мо с не­со­вер­шен­ной тех­но­ло­ги­ей, тре­бу­ет вы­со­кой куль­ту­ры про­из­вод­ст­ва и спо­соб­ст­ву­ет по­вы­ше­нию ка­че­ст­ва вы­пус­кае­мой про­дук­ции. Так ди­зайн вы­сту­па­ет в ро­ли сти­му­ля­то­ра тех­ни­че­ско­го про­грес­са, воз­ни­ка­ет об­рат­ная связь ис­кус­ст­ва с тех­ни­кой. Эта связь ста­но­вит­ся все бо­лее ощу­ти­мой с по­яв­ле­ни­ем ЭВМ, ГАП, САПР и дру­гих средств со­вре­мен­ной тех­ни­ки, с соз­да­ни­ем ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та.

В на­ше вре­мя как ни­ко­гда рань­ше ак­ту­аль­но зву­чат сло­ва Гус­та­ва Фло­бе­ра: "Чем даль­ше, тем Ис­кус­ст­во ста­но­вит­ся бо­лее на­уч­ным, а Нау­ка бо­лее ху­до­же­ст­вен­ной; рас­став­шись у ос­но­ва­ния, они встре­тят­ся где-ни­будь на вер­ши­не" (Цит.по: 45, 17). Та­кое вре­мя на­сту­пи­ло. Ни­ко­гда еще не зна­ла ис­то­рия та­ко­го спла­ва ху­до­же­ст­вен­но­го и на­уч­но-тех­ни­че­ско­го под­хо­дов к по­зна­нию объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти и соз­да­нию тех­ни­ки. Все это сви­де­тель­ст­ву­ет об ор­га­ни­че­ской взаи­мо­свя­зи тех­ни­ки и куль­ту­ры.

 

4. Тех­ни­ка и при­ро­да.

Взаи­мо­связь тех­ни­ки и куль­ту­ры реа­ли­зу­ет­ся по­сред­ст­вом че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Ес­те­ст­вен­ным ус­ло­ви­ем этой дея­тель­но­сти яв­ля­ет­ся при­ро­да, ко­то­рая определяет технику этой деятельности. Человек рубит и пилит деревья для получения досок, выплавляет металл из руды, сжигает уголь для получения энергии. Человек связан с природой посредством техники как орудием его деятельности. Он создает технику как форму и средство деятельности на основе познанных природных закономерностей. Наконец, техника выступает социальным средством творчески преобразующей деятельности общества. Как видим, во всех своих ипостасях техника органически связана с природой и эта связь отличается определенной сложностью. От­но­ше­ния ме­ж­ду тех­ни­че­ским про­грес­сом и при­ро­дой как ес­те­ст­вен­ной ос­но­вой че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти от­ли­ча­ют­ся не толь­ко оп­ре­де­лен­ной слож­но­стью, но и из­мен­чи­во­стью, спе­ци­фи­кой на раз­ных сту­пе­нях об­ще­ст­вен­но­го про­грес­са и по­это­му тре­бу­ют осо­бо­го рас­смот­ре­ния. В силу этих обстоятельств про­бле­ма "тех­ни­ка-при­ро­да" яв­ля­ет­ся од­ной из цен­траль­ных про­блем фи­ло­со­фии тех­ни­ки.

Из­вест­но, что об­ще­ст­во пред­став­ля­ет со­бой слож­ную ор­га­ни­че­скую сис­те­му. Из­вест­но так­же, что лю­бая сис­те­ма раз­ви­ва­ет­ся толь­ко во взаи­мо­дей­ст­вии со сре­дой. Воз­ни­каю­щие в про­цес­се это­го взаи­мо­дей­ст­вия про­ти­во­ре­чия за­став­ля­ют сис­те­му для сво­его са­мо­со­хра­не­ния из­ме­нять­ся в со­от­вет­ст­вии с из­ме­не­ния­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми в сре­де. "Лю­бо­го ти­па упо­ря­до­чен­ность воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те ка­ко­го-то воз­дей­ст­вия ок­ру­жаю­щей сре­ды на сис­те­му, ко­то­рая, при­спо­саб­ли­ва­ясь к из­ме­няю­щем­ся ус­ло­ви­ям, на­ка­п­ли­ва­ет по­лез­ную для се­бя ин­фор­ма­цию, по­вы­ша­ет уро­вень сво­ей ор­га­ни­за­ции" - пи­шет Р.Ф.Аб­де­ев (16,39). Та­кой сре­дой для об­ще­ст­ва яви­лись при­род­ные ес­те­ст­вен­ные ус­ло­вия. Раз­ви­тие об­ще­ст­ва и че­ло­ве­ка ор­га­ни­че­ски свя­за­ны с при­ро­дой.

Че­ло­век - про­дукт пре­ж­де все­го эво­лю­ции при­ро­ды, ее выс­ший ре­зуль­тат. По вы­ра­же­нию А.И.Гер­це­на, че­ло­век яв­ля­ет­ся вен­цом при­ро­ды. Но с фор­ми­ро­ва­ни­ем со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка- Homo sapiens (че­ло­ве­ка ра­зум­но­го) - связь че­ло­ве­ка с при­ро­дой не пре­кра­ща­ет­ся. Че­ло­век свя­зан с при­ро­дой не толь­ко ге­не­ти­че­ски, но и функ­цио­наль­но, он в про­цес­се сво­ей дея­тель­но­сти ис­поль­зу­ет си­лы и ве­ще­ст­ва при­ро­ды по­сред­ст­вом соз­да­вае­мых для это­го тех­ни­че­ских уст­ройств. Имен­но при по­мо­щи тех­ни­ки че­ло­век соз­дал ис­кус­ст­вен­ную и нуж­ную ему сре­ду оби­та­ния, про­из­во­дит ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные бла­га, весь мас­сив куль­тур­ных цен­но­стей. Все эти фак­то­ры жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка спле­лись в один клу­бок. По­это­му "мы долж­ны счи­тать­ся с тем, что тех­ни­ка, че­ло­век, при­ро­да и куль­ту­ра яв­ля­ют­ся уз­ло­вым пунк­том в тес­ном c­пле­те­нии свя­зей, оп­ре­де­ляе­мы­ми толь­ко в их от­но­ше­нии друг к дру­гу" (6, 245).

Со­от­но­ше­ние че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти с су­ще­ст­вую­щи­ми по­ли­ти­че­ски­ми ре­жи­ма­ми, куль­ту­рой и при­ро­дой по­ро­ди­ло це­лый ряд гло­баль­ных (от фр. global - все­об­щий) про­блем, т.е. про­блем, ко­то­рые в той или иной сте­пе­ни ка­са­ют­ся все­го че­ло­ве­че­ст­ва и мо­гут быть ре­ше­ны со­вме­ст­ны­ми уси­лия­ми все­об­ще­го со­об­ще­ст­ва на­ций не­за­ви­си­мо от ха­рак­те­ра со­ци­аль­ных сис­тем в ко­то­рых су­ще­ст­ву­ют эти на­ции. Серд­це­ви­ной од­ной из глав­ней­ших гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти, так на­зы­вае­мой эко­ло­ги­че­ской про­бле­мы - яв­ля­ет­ся ре­зуль­тат воз­дей­ст­вия тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва на ес­те­ст­вен­ную сре­ду его оби­та­ния - при­ро­ду. Это об­стоя­тель­ст­во ак­туа­ли­зи­ру­ет фи­ло­соф­ский ана­лиз тех эко­ло­ги­че­ских про­блем, ко­то­рые воз­ник­ли под воз­дей­ст­ви­ем раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния тех­ни­ки. "Об­су­ж­де­ние эко­ло­ги­че­ских про­блем, - пи­шет Ф.Рапп, - по­ро­ди­ло осоз­на­ние то­го, что по­ни­ма­нии при­ро­ды чрез­вы­чай­но важ­но для со­вре­мен­ной тех­ни­ки" (6, 46).

Под при­ро­дой, а бо­лее точ­но под гео­гра­фи­че­ской сре­дой, обыч­но по­ни­ма­ют всю со­во­куп­ность ес­те­ст­вен­ных ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­ва. В этом сво­ем ка­че­ст­ве при­ро­да пред­став­ля­ет са­мо­ре­гу­ли­рую­щую­ся сис­те­му. Жизнь на Зем­ле эво­лю­цио­ни­ро­ва­ла не толь­ко при­спо­саб­ли­ва­ясь к ес­те­ст­вен­ным ус­ло­ви­ям как это ут­вер­ждал Ч.Дар­вин, но и из­ме­няя эти ус­ло­вия. Так, под воз­дей­ст­ви­ем ор­га­ни­че­ской при­ро­ды воз­ник верх­ний слой пло­до­род­ной поч­вы, а пи­та­ние тра­во­яд­ных жи­вот­ных по­влия­ло на эво­лю­цию рас­те­ний и трав. Жи­вые ор­га­низ­мы пре­об­ра­зо­ва­ли инерт­ную со­во­куп­ность хи­ми­че­ских эле­мен­тов в ги­гант­ский са­мо­ре­гу­ли­рую­щей­ся ор­га­низм. В си­лу это­го, не­смот­ря на все из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие на на­шей пла­не­те, на Зем­ле под­дер­жи­ва­ет­ся оп­ре­де­лен­ная тем­пе­ра­ту­ра и ко­ли­че­ст­во ки­сло­ро­да в ат­мо­сфе­ре.

Со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния, вы­пол­нен­ные с по­мо­щью имею­щих­ся тех­ни­че­ских средств, сви­де­тель­ст­ву­ют о воз­мож­но­сти ав­то­ма­ти­че­ско­го воз­ник­но­ве­ния гло­баль­ной са­мо­ре­гу­ли­руе­мой сис­те­мы в ре­зуль­та­те борь­бы за вы­жи­ва­ние. На аме­ри­кан­ском ком­пь­ю­те­ре бы­ла соз­да­на мо­дель пла­не­ты под ус­лов­ным на­зва­ни­ем "Мар­га­рит­ка", за­се­ян­ная свет­лы­ми и тем­ны­ми мар­га­рит­ка­ми. Тем­ные мар­га­рит­ки по­гло­ща­ют боль­ше те­п­ла и по­лу­ча­ют пре­иму­ще­ст­во, ко­гда Солн­це све­тит сла­бо. Бе­лые на­обо­рот рас­пус­ка­ют­ся ко­гда Солн­це све­тит силь­но. При сла­бом сол­неч­ном ос­ве­ще­нии тем­ные мар­га­рит­ки по­гло­ща­ют те­п­ло, при силь­ном бе­лые мар­га­рит­ки от­ра­жа­ют те­п­ло. В ре­зуль­та­те на пла­не­те "Мар­га­рит­ка" ав­то­ма­ти­че­ски соз­да­ет­ся оп­ти­маль­ная и по­сто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра.

По­доб­ная мо­дель впол­не при­ме­ни­ма для Зем­ли. За 3 млн. лет Солн­це уве­ли­чи­ло си­лу сво­их лу­чей на 25%. Но од­но­вре­мен­но умень­ши­лось ко­ли­че­ст­во уг­ле­ки­сло­го га­за ("бе­лые мар­га­рит­ки") и тем­пе­ра­ту­ра на Зем­ле су­ще­ст­вен­но не из­ме­ни­лась. Без­ус­лов­но, са­мо­ре­гу­ля­ция та­кой сис­те­мы име­ет "пре­дел тер­пе­ния" при на­ру­ше­нии ко­то­ро­го мо­жет воз­ник­нуть эко­ло­ги­че­ская ка­та­ст­ро­фа как ре­зуль­тат не­ра­зум­но­го и не­ра­цио­наль­но­го взаи­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка с при­ро­дой.

Взаи­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка с при­ро­дой диа­лек­ти­че­ски про­ти­во­ре­чи­вы. Че­ло­век яв­ля­ет­ся не толь­ко со­ци­аль­ным, но и не­по­сред­ст­вен­но при­род­ным су­ще­ст­вом, он ор­га­ни­че­ски с ней свя­зан и не мо­жет су­ще­ст­во­вать вне нее. Вме­сте с тем, че­ло­век про­ти­во­сто­ит при­ро­де: он ис­поль­зу­ет си­лы и ве­ще­ст­ва при­ро­ды, пре­об­ра­зо­вы­вая их, при­спо­саб­ли­вая к удов­ле­тво­ре­нию сво­их по­треб­но­стей и тем са­мым на­ру­шая ес­те­ст­вен­ные при­род­ные про­цес­сы, воз­дей­ст­вуя на оп­ре­де­лен­ные при­род­ные яв­ле­ния. В ре­зуль­та­те этой ак­тив­но пре­об­ра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка и об­ще­ст­во в це­лом ок­ру­жа­ет не толь­ко ес­те­ст­вен­ная (гео- и био­сфе­ра), но и ис­кус­ст­вен­ная при­ро­да - соз­дан­ные че­ло­ве­ком не­оду­шев­лен­ные пред­ме­ты и ис­кус­ст­вен­ные жи­вые ор­га­низ­мы. Эту ис­кус­ст­вен­ную при­ро­ду на­зы­ва­ют по раз­но­му - ноо­сфе­рой (В.И.Вер­над­ский), тех­но­сфе­рой (Ста­ни­слав Лем), вто­рой фор­мой объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти (Ю.А.Жда­нов) и т.д. Важ­но од­но: соз­да­ние этой "вто­рой при­ро­ды" есть ре­зуль­тат твор­че­ской дея­тель­но­сти че­ло­ве­че­ст­ва при по­мо­щи тех­ни­ки.

Дей­ст­ви­тель­но, диа­лек­ти­че­ски про­ти­во­ре­чи­вое един­ст­во во взаи­мо­дей­ст­вии об­ще­ст­ва и при­ро­ды обес­пе­чи­ва­ет­ся ма­те­ри­аль­ным про­из­вод­ст­вом лю­дей при по­мо­щи тех­ни­ки. Имен­но в хо­де тех­ни­ко- про­из­вод­ст­вен­ной дея­тель­но­сти лю­дей раз­ре­ша­ет­ся про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду при­ро­дой и об­ще­ст­вом. Имен­но эта дея­тель­ность обес­пе­чи­ва­ет ос­во­бо­ж­де­ние лю­дей от влия­ния мо­гу­чих сти­хий­ных сил при­ро­ды. При­ме­няя си­лы при­ро­ды про­тив сил при­ро­ды че­ло­век, по сло­вам К.Яс­пер­са, гос­под­ству­ет над при­ро­дой по­сред­ст­вом са­мой при­ро­ды. Сред­ст­вом это­го гос­под­ства че­ло­ве­ка над при­ро­дой яв­ля­ет­ся мир тех­ни­ки. "Смысл тех­ни­ки, - пи­сал К.Яс­перс, - со­сто­ит в ос­во­бо­ж­де­нии от власти при­ро­ды. Ее на­зна­че­ние - ос­во­бо­дить че­ло­ве­ка как жи­вот­ное су­ще­ст­во от под­чи­не­ния при­ро­де с ее бед­ст­вия­ми, уг­ро­за­ми и око­ва­ми. По­это­му прин­цип тех­ни­ки за­клю­ча­ет­ся в це­ле­на­прав­лен­ном ма­ни­пу­ли­ро­ва­нии ма­те­риа­ла­ми и си­ла­ми для реа­ли­за­ции назначения человека" (7,117).

За­ме­щая свои си­лы си­ла­ми при­ро­ды лю­ди вос­про­из­во­дят ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния. От­но­ше­ния лю­дей к при­ро­де не не­по­сред­ст­вен­ное при по­мо­щи сво­их ес­те­ст­вен­ных ор­га­нов, а опо­сре­до­ва­но ис­кус­ст­вен­ны­ми ор­га­на­ми - тех­ни­кой. По­след­няя яв­ля­ет­ся ис­кус­ст­вен­ным зве­ном имен­но по­то­му, что она соз­да­ет­ся при по­мо­щи дея­тель­но­сти и зна­ния лю­дей. Та­ким об­ра­зом взаи­мо­связь при­ро­ды и тех­ни­ки при­об­ре­та­ет ха­рак­тер взаи­мо­свя­зи ис­кус­ст­вен­но­го и ес­те­ст­вен­но­го, а че­ло­ве­ка и при­ро­ды - ха­рак­тер об­ме­на ве­ществ ме­ж­ду ни­ми по­сред­ст­вом тру­да при по­мо­щи тех­ни­ки. Че­ло­век, воо­ру­жен­ный тех­ни­че­ски­ми сред­ст­ва­ми сво­ей твор­че­ской дея­тель­но­сти, ста­но­вит­ся ос­нов­ным дви­га­те­лем об­ще­ст­вен­но­го про­гре­са. При по­мо­щи соз­да­вае­мой и при­во­ди­мой в дви­же­ние тех­ни­ки об­ще­ст­во ста­но­вит­ся все бо­лее не­за­ви­си­мым от при­ро­ды и в то же вре­мя дос­ти­га­ет все бо­ле тес­ной свя­зи с при­ро­дой, по­па­да­ет все в боль­шую за­ви­си­мость от нее. Так, пер­во­быт­ное об­ще­ст­во мог­ло сво­бод­но су­ще­ст­во­вать без ис­поль­зо­ва­ния неф­ти, а со­вре­мен­ное су­ще­ст­во­ва­ние об­ще­ст­ва без это­го при­род­но­го сы­рья не­воз­мож­но. Всту­пая все в бо­лее тес­ные свя­зи с при­ро­дой, лю­ди как бы "оче­ло­ве­чи­ва­ют" ее, при­спо­саб­ли­вая при­ро­ду к сво­им ну­ж­дам, улуч­ша­ют ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния, со­об­ща­ют при­ро­де но­вое дви­же­ние, пре­вра­ща­ют ее в ноо­сфе­ру - пре­об­ра­зо­ван­ные че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом и дея­тель­но­стью ус­ло­вия су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка.

В про­цес­се эво­лю­ции взаи­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и при­ро­ды про­ис­хо­ди­ли ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния в тех­ни­че­ских сред­ст­вах воз­дей­ст­вия че­ло­ве­ка на при­ро­ду, ко­то­рые вы­ра­зи­лись в ря­де тех­ни­че­ских ре­во­лю­ций: пе­ре­ход от ка­мен­ных ору­дий к брон­зо­вым и даль­ше к же­лез­ным, от со­би­ра­тель­ст­ва к зем­ле­де­лию, от вет­ря­ных ма­шин к па­ро­вым, от ис­поль­зо­ва­ние энер­гии па­ро­вой ма­ши­не к ис­поль­зо­ва­нию элек­три­че­ской, а по­том и атом­ной энер­гии и т.д. Все эти и по­доб­ные им тех­ни­че­ские, а поз­же на­уч­но-тех­ни­че­ские ре­во­лю­ции яв­ля­лись по­во­рот­ны­ми пунк­та­ми на дли­тель­ном пу­ти ут­вер­жде­ния гос­под­ства че­ло­ве­ка над при­ро­дой. На про­тя­же­нии это­го дли­тель­но­го ис­то­ри­че­ско­го пу­ти че­ло­век по­сто­ян­но всту­пал в диа­лог с при­ро­дой по­сред­ст­вом тех­ни­ки. В этом слу­чае тех­ни­ка вы­сту­па­ет как фак­тор про­ти­во­по­лож­ный при­ро­де, как ее ан­ти­под. Воз­дей­ст­вуя на при­ро­ду тех­ни­ка вы­пол­ня­ет свою ос­нов­ную функ­цию - "пре­об­ра­зо­вать при­ро­ду в мир че­ло­ве­ка в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми, сфор­му­ли­ро­ван­ны­ми людь­ми на ос­но­ве их нужд и же­ла­ний" (6,393). Тех­ни­ку мож­но оп­ре­де­лить как ре­ак­цию че­ло­ве­ка на при­ро­ду, в ре­зуль­та­те ко­то­рой ме­ж­ду че­ло­ве­ком и при­ро­дой соз­да­ют­ся ис­кус­ст­вен­ные сред­ст­ва че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти.

По ме­ре со­вер­шен­ст­во­ва­ния этих средств из­ме­ня­лись и спо­со­бы взаи­мо­дей­ст­вия че­ло­ве­ка с при­ро­дой, а от­сю­да - и пред­став­ле­ния лю­дей о при­ро­де. В ан­тич­но­сти при­ро­да - иде­ал гар­мо­нии, не­ру­ко­твор­ное со­вер­шен­ст­во, ме­ри­ло и ис­точ­ник муд­ро­сти. В сред­не­ве­ко­вье при­ро­да - реа­ли­за­ция бо­же­ст­вен­ной це­ли. В Но­вое вре­мя при­ро­да, ее по­ко­ре­ние - ис­точ­ник бо­гат­ст­ва и мо­гу­ще­ст­ва че­ло­ве­че­ст­ва. Ны­не вы­зре­ва­ет идея гар­мо­нии че­ло­ве­че­ст­ва с при­ро­дой.

Про­сле­жи­вая ис­то­рию взаи­мо­дей­ст­вия лю­дей с при­ро­дой мож­но вы­де­лить оп­ре­де­лен­ные эта­пы та­ко­го взаи­мо­дей­ст­вия.

Пер­вый этап взаи­мо­дей­ст­вия об­ще­ст­ва и при­ро­дыох­ва­ты­ва­ет дли­тель­ное вре­мя от воз­ник­но­ве­ния ра­зум­но­го че­ло­ве­ка до по­яв­ле­ния зем­ле­де­лия и ско­то­вод­ст­ва.

На за­ре че­ло­ве­че­ской ис­то­рии пер­во­быт­ные лю­ди обес­пе­чи­ва­ли свою жизнь охо­той, ры­бо­лов­ст­вом, со­би­ра­тель­ст­вом рас­те­ний, их пло­дов и кор­ней и т.д. Это был пе­ри­од со­ци­аль­ной адап­тив­но­сти по от­но­ше­нию к био­гео­гра­фи­че­ской сре­де, пе­ри­од при­сваи­ваю­щей эко­но­ми­ки, ко­гда че­ло­век при­сваи­вал для сво­его су­ще­ст­во­ва­ния про­дук­ты при­ро­ды. Тех­ни­че­ские на­вы­ки и про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ские опе­ра­ции, как и са­ми ору­дия тру­да, взя­тые из при­ро­ды, без­ус­лов­но име­ли не толь­ко при­спо­со­би­тель­ный, но и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный ха­рак­тер. Мож­но со­гла­сить­ся с тем, что "со­би­ра­тель­ст­во как спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния дик­ту­ет оп­ре­де­лен­ный об­раз жиз­ни и по­ве­де­ния"(46, 47). Дей­ст­ви­тель­но, со­би­ра­тель­ст­во по­тре­бо­ва­ло от лю­дей при­ме­не­ния ка­мен­ных ору­дий для раз­де­лы­ва­ния туш уби­тых жи­вот­ных, вскры­тия пан­ци­рей че­ре­пах, рас­ка­лы­ва­ния ули­точ­ных до­ми­ков и ство­рок. Об­ра­бот­ка ка­мен­ных ору­дий по­зна­ко­ми­ла лю­дей с ис­кра­ми, вы­се­каю­щем­ся из крем­ня, а за­тем и с ог­нем. Та­ким об­ра­зом воз­ни­ка­ет труд как спе­ци­фи­че­ское от­но­ше­ние лю­дей к при­ро­де. Прав­да сте­пень че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти по ны­неш­ним мас­шта­бам бы­ла не­ве­ли­ка. При­род­ные фак­то­ры - кли­ма­ти­че­ские ус­ло­вия, фло­ра и фау­на еще в зна­чи­тель­ное сте­пе­ни под­чи­ня­ли че­ло­ве­ка. Ко­неч­но, оп­ре­де­лен­ное не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие че­ло­ве­ка на при­ро­ду су­ще­ст­во­ва­ло, по­сколь­ку в про­цес­се дея­тель­но­сти лю­ди не учи­ты­ва­ли их бу­ду­щих от­да­лен­ных по­след­ст­вий. Но эти не­га­тив­ные воз­дей­ст­вия не вы­зы­ва­ли еще не­об­ра­ти­мых про­цес­сов в при­ро­де. Бо­га­тая и щед­рая для че­ло­ве­ка она справ­ля­лась с по­доб­ным от­но­ше­ни­ем к ней че­ло­ве­ка. В этот пе­ри­од че­ло­век на­хо­дил­ся в един­ст­ве с при­ро­дой и не ока­зы­вал на нее за­мет­но­го влия­ния.

Вто­рой этап взаи­мо­дей­ст­вия об­ще­ст­ва и при­ро­дына­чи­на­ет­ся то­гда, ко­гда ре­шаю­щим ви­дом про­из­вод­ст­ва ста­но­вит­ся зем­ле­де­лие и ско­то­вод­ст­во.

Не­оле­ти­че­ская ре­во­лю­ция осу­ще­ст­ви­ла пе­ре­ход от по­тре­би­тель­ско­го дей­ст­вия че­ло­ве­ка в при­ро­де к ее соз­на­тель­но­му и це­ле­со­об­раз­но­му из­ме­не­нию - пре­об­ра­зо­ва­нию. Че­ло­век раз­ви­ва­ет тех­ни­ку зем­ле­де­лия и на­чи­на­ет ак­тив­но пре­об­ра­зо­вы­вать при­ро­ду. Он вы­ру­ба­ет и вы­жи­га­ет ле­са, па­шет зем­лю. Но сам сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ный труд ор­га­ни­че­ски свя­зы­вал че­ло­ве­ка с при­ро­дой. При­род­ные ус­ло­вия - пло­до­ро­дие поч­вы, по­го­да и дру­гие кли­ма­ти­че­ские ус­ло­вия под­чи­ня­ли че­ло­ве­ка. Од­на­ко че­ло­век на­чи­на­ет ак­тив­но про­ти­во­сто­ять при­ро­де, от­де­лять­ся от нее и воз­дей­ст­вие че­ло­ве­ка на при­ро­ду мес­та­ми при­ни­ма­ет раз­ру­шаю­щий ха­рак­тер. В про­цес­се сво­ей дея­тель­но­сти лю­ди реа­ли­зо­вы­ва­ли свои бли­жай­шие це­ли свя­зан­ные с удов­ле­тво­ре­ни­ем по­все­днев­ных жиз­нен­ных нужд и ма­ло за­бо­ти­лись о бо­лее или ме­нее от­да­лен­ных по­след­ст­ви­ях сво­его ак­тв­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­но­го от­но­ше­ния к при­ро­де. В си­лу это­го дея­тель­ность лю­дей вы­зы­ва­ла та­кие из­ме­не­ния в при­ро­де, ко­то­рые лю­ди не пред­ви­де­ли. Все же в этот пе­ри­од раз­ру­ши­тель­ные по­след­ст­вия че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти но­си­ли ло­каль­ный ха­рак­тер и не вы­зыы­ва­ли не­об­ра­ти­мых по­след­ст­вий. При­ро­да еще справ­ля­лась с тем не­га­тив­ным влия­ни­ем, ко­то­рое ока­зы­ва­ла на нее тру­до­вая че­ло­ве­че­ская дея­тель­ность.

Тре­тий этап взаи­мо­от­но­ше­ния об­ще­ст­ва с при­ро­дойбе­рет свое на­ча­ло с про­мыш­ле­ной ре­во­лю­ции 18 ве­ка.

Хо­тя эпо­ха Воз­ро­ж­де­ния по­пы­та­лась снять в соз­на­нии про­ти­во­пос­тав­ле­ние че­ло­ве­ка и при­ро­ды, од­на­ко это про­ти­во­пос­тав­ле­ние мощ­но сти­му­ли­ро­ва­лось по­яв­ле­ни­ем круп­но­го ма­шин­но­го про­из­вод­ст­ва и бур­жу­аз­ным об­ще­ст­вом. Имен­но в это врем на­чи­на­ет­ся про­цесс фор­ми­ро­ва­ния тех­ни­че­ской ин­тел­ли­ген­ции, ко­то­рая ори­ен­ти­ро­ва­лась на на­си­лие че­ло­ве­ка над при­ро­дой при по­мо­щи тех­ни­ки.

Эта ори­ен­та­ция фор­ми­рую­щей­ся тех­ни­че­ской ци­ви­ли­за­ции на­шла свое от­ра­же­ние в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии. Ос­нов­ная идея ро­до­на­чаль­ни­ка ма­те­риа­лиз­ма и всей опыт­ной нау­ки Но­во­го вре­ме­ни Ф.Бэ­ко­на за­клю­ча­лась в обос­но­ва­нии без­гра­нич­ной вла­сти че­ло­ве­ка над при­ро­дой с по­мо­щью на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. В сво­их афо­риз­мах об ис­тол­ко­ва­нии при­ро­ды, при­зы­вая "со­вер­шать раз­ло­же­ние и раз­де­ле­ние при­ро­ды" (47, 113), Ф.Бэ­кон ут­вер­ждал, что "в дей­ст­вии че­ло­век не мо­жет ни­че­го дру­го­го, как толь­ко со­еди­нять и разъ­е­ди­нять те­ла при­ро­ды" (47, 12). Че­ло­век воз­дей­ст­ву­ет на при­ро­ду не свои­ми ес­те­ст­вен­ны­ми ор­га­на­ми, а соз­дан­ной им тех­ни­кой. "Ни го­лая ру­ка, - пи­шет он, - ни пред­став­лен­ный са­мо­му се­бе ра­зум не име­ют боль­шой си­лы. Де­ло со­вер­ша­ет­ся ору­дия­ми и вспо­мо­же­ния­ми, ко­то­рые нуж­ны ра­зу­му не мень­ше, чем ру­ке" (Там же). Имен­но при по­мо­щи тех­ни­ки че­ло­век мо­жет "про­из­во­дить и со­об­щать дан­но­му те­лу но­вую при­ро­ду или но­вые при­ро­ды" (47, 83). По­это­му Ф.Бэ­кон счи­та­ет тех­ни­че­скую дея­тель­ность, изо­бре­те­ния глав­ней­шим ви­дом че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. От­ме­чая, что изо­бре­те­ния по­ро­ха, кни­го­пе­ча­та­ния и ком­па­са ока­за­ли ог­ром­ное влия­ние на об­ще­ст­во в де­ле про­све­ще­ния, в во­ен­ном де­ле и мо­ре­пла­ва­нии, тот факт, что за­тем по­сле­до­ва­ли мно­гие дру­гие изо­бре­те­ния, Ф.Бэ­кон пи­шет, что ни­ка­кая власть или уче­ния не смог­ли бы столь су­ще­ст­вен­но из­ме­нить жизнь об­ще­ст­ва. "Вве­де­ние зна­ме­ни­тых изо­бре­те­ний, - пи­шет он, - бес­спор­но, за­ни­ма­ет пер­вое ме­сто сре­ди че­ло­ве­че­ских дея­ний" ( 47, 80), они от­но­сят­ся ко все­му че­ло­ве­че­ско­му ро­ду поч­ти на веч­ные вре­ме­на, они обо­га­ща­ют и при­но­сят бла­го­дея­ния не при­чи­няя ни­ко­му ни оби­ды, ни пе­ча­ли.

К те­ме по­ко­ре­ния при­ро­ды при по­мо­щи тех­ни­ки Ф.Бэ­кон об­ра­ща­ет­ся не­од­но­крат­но вы­ра­жая на­строй но­во­го ро­ж­даю­ще­го­ся праг­ма­тич­но­го об­ще­ст­ва. В на­пи­сан­ной в по­след­ние го­ды жиз­ни "Но­вой Ат­лан­ти­де" он ут­вер­ждал: "це­лью на­ше­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся по­зна­ние при­чин и скры­тых сил всех ве­щей; и рас­ши­ре­ние вла­сти че­ло­ве­ка над при­ро­дой, по­ку­да все ста­нет для не­го воз­мож­ным"(47, 514).

Про­цесс взаи­мо­дей­ст­вия об­ще­ст­ва с при­ро­дой при­об­ре­та­ет ан­та­го­ни­сти­че­ский, глу­бо­ко про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер. Вся мощь ма­шин­ной тех­ни­ки на­це­ли­ва­ет­ся на по­ко­ре­ние при­ро­ды. Уни­вер­саль­ная па­ро­вая ра­бо­чая ма­ши­на, ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие стан­ки с суп­пор­том, но­вые сред­ст­ва свя­зи и транс­пор­та, строи­тель­ная и гор­ная тех­ни­ка ори­ен­ти­ру­ет­ся на под­чи­не­ние че­ло­ве­ку сил и ве­ществ при­ро­ды. В об­ще­ст­вен­ном мне­нии скла­ды­ва­ет­ся уве­рен­ность в без­гра­нич­ных при­род­ных бо­гат­ст­вах а са­ма при­ро­да рас­смат­ри­ва­ет­ся как без­дон­ный ре­зер­ву­ар, ку­да мож­но сбра­сы­вать про­мыш­лен­ные и бы­то­вые от­хо­ды. Об­ще­ст­во ста­ло про­яв­лять хищ­ни­че­ское от­но­ше­ние к при­род­ным бо­гат­ст­вам, нис­коль­ко не за­бо­тясь об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды и ра­цио­наль­ном при­ро­до­поль­зо­ва­нии. Та­кое от­но­ше­ние к при­ро­де при­ве­ло к двум, воз­мож­но ро­ко­вым для че­ло­ве­че­ст­ва, по­след­ст­ви­ям. С од­ной сто­ро­ны, про­изош­ло ис­то­ще­ние при­род­ных ре­сур­сов в том чис­ле и не­вос­пол­няе­мых. Эти ре­сур­сы ока­за­лись да­ле­ко не без­гра­нич­ны­ми. Воз­ник­ла пер­спек­ти­ва в не­да­ле­ком бу­ду­щем ис­чер­пае­мо­сти энер­ге­ти­че­ских ре­сур­сов (уголь, нефть, газ) и сырь­е­вых ре­сур­сов (цвет­ные ме­тал­лы, не­ко­то­рые ви­ды ми­не­раль­но­го сы­рья и др.). С дру­гой - про­ис­хо­дит за­гряз­не­ние при­род­ной сре­ды в си­лу то­го, что ско­рость пе­ре­ра­бот­ки при­ро­дой про­мыш­лен­ных и бы­то­вых от­хо­дов мень­ше ско­ро­сти их по­сту­п­ле­ния в при­род­ную сре­ду Эти два след­ст­вия хищ­ни­че­ско­го от­но­ше­ния к при­ро­де при­об­ре­ли в на­ши дни гло­баль­ный ха­рак­тер и при­ве­ли к эко­ло­ги­че­ско­му кри­зи­су.

Та­ким об­ра­зом, эко­ло­ги­че­ский кри­зис яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том не­про­ду­ман­ной, ан­ти­ра­цио­наль­ной дея­тель­но­сти са­мих лю­дей, их без­душ­но­го от­но­ше­ния к при­ро­де. Эко­ло­ги­че­ская ка­та­ст­ро­фа - след­ст­вие не ус­ко­рен­но­го, а за­мед­лен­но­го ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия, след­ст­вие под­чи­не­ния ис­то­рии ус­той­чи­вым и за­стой­ным со­ци­аль­ным струк­ту­рам, сло­жив­ше­го­ся тра­ди­ци­он­но-об­ще­ст­вен­но­го взгля­да на со­от­но­ше­ние при­ро­ды и об­ще­ст­ва.

По ме­ре тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва при­ро­да по­па­да­ет во все боль­шую за­ви­си­мость от дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. "За­вое­вы­вая" при­ро­ду, че­ло­ве­че­ст­во по­дор­ва­ло ес­те­ст­вен­ные ос­но­вы сво­ей соб­ст­вен­ной жиз­не­дея­тель­но­сти. За по­след­ние 500 лет ис­треб­ле­но две тре­ти ле­сов Зем­ли. В ито­ге сни­жа­ет­ся са­мо­очи­ще­ние био­сфе­ры, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во уг­ле­ки­сло­го га­за, вы­зы­вая пар­ни­ко­вый эф­фект и раз­ру­ше­ние озон­но­го эк­ра­на. В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия рез­ко воз­рос­ла ско­рость умень­ше­ния со­дер­жа­ния озо­на над се­вер­ным по­лу­ша­ри­ем (за 10 лет на 5%). Су­ще­ст­вую­щее ны­не гос­под­ство об­ще­ст­ва над при­ро­дой пре­вра­ща­ет ок­ру­жаю­щую сре­ду в ог­ром­ную свал­ку от­хо­дов. Из 100 еди­ниц при­род­но­го ве­ще­ст­ва ис­поль­зу­ет­ся 3-4. Из 30 тонн при­род­но­го ве­ще­ст­ва при­хо­дя­ще­го­ся на 1 че­ло­ве­ка в год, в про­дук­тах со­дер­жит­ся лишь 1 - 1,5%.

Че­ло­ве­че­ст­во сжи­га­ет в на­стоя­щее вре­мя око­ло 3 млрд.тонн неф­ти в год, обес­пе­чи­вая энер­ги­ей 80% всех су­ще­ст­вую­щих тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов. В ат­мо­сфе­ру вы­бра­сы­ва­ют­ся сот­ни тонн за­гряз­няю­щих ве­ществ, в ос­нов­ном оки­си уг­ле­ро­да, се­ры, азо­та а так­же уг­ле­во­до­ро­ды. В це­лом на Зем­ле еже­год­ное ко­ли­че­ст­во от­хо­дов жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка ны­не со­став­ля­ет бо­лее 600 млн.тонн. Сжи­га­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во ки­сло­ро­да ат­мо­сфе­ры что при­во­дит к ки­сло­род­но­му го­ло­да­нию так как зе­ле­ный по­кров на­шей пла­не­ты, даю­щей ат­мо­сфе­ре 50% ки­сло­ро­да, ка­та­ст­ро­фи­че­ски со­кра­ща­ет­ся. Поч­вен­ный по­кров Зем­ли за­гряз­ня­ет­ся твер­ды­ми, жид­ки­ми и га­зо­об­раз­ны­ми от­хо­да­ми. Пло­щадь зе­мель, не­при­год­ных для сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, вы­рас­та­ет на 21 млн. гек­тар в год. Че­ло­ве­че­ст­во ис­пы­ты­ва­ет не­дос­та­ток в пре­сной во­де еже­год­но упот­реб­ляя 15% все­го реч­но­го сто­ка Зем­ли. При­ме­не­ние ядо­хи­ми­ка­тов в сель­ском хо­зяй­ст­ве уве­ли­чи­ло уро­жай­ность сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных куль­тур в 1,5 - 2 раза но па­губ­но ска­зы­ва­ет­ся на здо­ро­вье лю­дей.

Все эти и мно­гие дру­гие фак­ты сви­де­тель­ст­ву­ют, что че­ло­ве­че­ст­во на со­вре­мен­ном эта­пе сво­его раз­ви­тия столк­ну­лось с не­об­хо­ди­мо­стью серь­ез­ной пе­ре­оцен­ки тех ори­ен­ти­ров, ко­то­ры­ми оно ру­ко­во­дство­ва­лось в сво­ем от­но­ше­нии к при­ро­де. Лю­ди на­чи­на­ют осоз­на­вать ту ре­аль­ную опас­ность, ко­то­рую не­сет не­кон­тро­ли­руе­мое раз­ви­тие тех­ни­ки. "По ме­ре то­го, как тех­но­ло­гия ста­но­вит­ся все бо­лее мо­гу­ще­ст­вен­ной, ее спо­соб­ность при­но­сить ли­бо спа­се­ние, ли­бо про­кля­тие воз­рас­та­ет, - пи­шет Дж.Мар­тин. - Се­го­дня нам лег­че унич­то­жить на­шу пла­не­ту, чем ли­к­ви­ди­ро­вать уже на­не­сен­ный ущерб...Не­об­хо­ди­мо вы­брать и раз­ви­вать те тех­но­ло­гии, ко­то­рые на­хо­дят­ся в гар­мо­нии с при­ро­дой. Нам нуж­ны тех­но­ло­гии, со­вмес­ти­мые с ок­ру­жаю­щей сре­дой, не за­гряз­няю­щие ее и не унич­то­жаю­щие при­род­ную сре­ду пе­ре­на­се­лен­ной пла­не­ты" (4,372). Гос­под­ство над при­ро­дой долж­но ус­ту­пить гос­под­ству над со­ци­аль­ны­ми фак­то­ра­ми - та­ков лейт­мо­тив мно­гих фи­ло­соф­ских и со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, в ча­ст­но­сти Э.Фром­ма.

В сво­ей кни­ге "Иметь или быть?" Э.Фромм пи­шет, что со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция на­ча­лась с тех пор, ко­гда че­ло­ве­че­ст­во нау­чи­лось ак­тив­но управ­лять при­ро­дой, тех­ни­ка сде­ла­ла нас все­мо­гу­щи­ми, а нау­ка - все­знаю­щи­ми. Од­на­ко, про­дол­жа­ет он, ин­ду­ст­ри­аль­ная ци­ви­ли­за­ция не су­ме­ла вы­пол­нить сво­их обе­ща­ний: удов­ле­тво­ре­ние всех же­ла­ний не спо­соб­ст­ву­ет бла­го­ден­ст­вию лю­дей, мы ста­ли вин­ти­ка­ми бю­ро­кра­ти­че­ской ма­ши­ны, тех­ни­че­ский про­гресс соз­дал опас­ность для ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды. "Че­ло­век пре­вра­тил се­бя в бо­га, - пи­шет Э.Фромм, - по­то­му, что об­рел тех­ни­че­скую воз­мож­ность соз­дать вто­рой мир вме­сто то­го ми­ра, ко­то­рый, как ут­вер­жда­ет тра­ди­ци­он­ная ре­ли­гия, был впер­вые соз­дан бо­гом" (48, 158). Но лю­ди, на­хо­дясь в со­стоя­нии ре­аль­но­го бес­си­лия, лишь во­об­ра­жа­ют, что они бла­го­да­ря тех­ни­ке ста­ли все­мо­гу­щи­ми. В дей­ст­ви­тель­но­сти "мы пе­ре­ста­ем быть хо­зяе­ва­ми тех­ни­ки и , на­про­тив, ста­но­вим­ся ее ра­ба­ми, а тех­ни­ка - не­ко­гда жиз­нен­но важ­ный эле­мент со­зи­да­ния - по­во­ра­чи­ва­ет­ся к нам сво­им ли­ком - ли­ком бо­ги­ни раз­ру­ше­ния... Короче говоря, ни­че­го серьезного не де­ла­ет­ся для сохранения человеческого рода" (47, 158-159).








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 510;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.