Третий уровень технического знания - научно-техническое знание. 12 страница
Нравственное воспитание находится в центре внимания всей воспитательной работы. Оно нацелено на воспитание патриотизма, общечеловеческих нравственных норм и правил профессионально-инженерной этики, осуждение иждивенчества и пассивности. Нравственное воспитание реализуется в повседневной работе в учебное и внеучебное время путем гуманизации и гуманитаризации учебного процесса, введения элективных и специальных курсов по профессиональной этике, проблем самореализации личности и других курсов. Большое значение в этом отношении имеет введенный в учебный процесс курс “Философия техники”, который дает многоаспектный анализ техники и исходит из того. что современный инженер имеет дело не только с техническими устройствами, а с системой “человек-машина” при проектировании и функционировании которой ему необходимо знать человеческие качества и возможности. Гуманитарно-нравственные знания нужны инженеру и для выработки у него навыков руководства производственным коллективом. В университете практикуются лекции и беседы по проблемам нравственности во внеучебное время силами дискуссионного клуба, в многотиражной университетской газете публикуются материалы по вопросам нравственного воспитания с осуждением аморального поведения отдельных студентов, проведятся дни кафедр в студенческих общежитиях, организуются посещения университетского музея боевой и трудовой славы.
Эстетическое воспитание ориентировано на выработку у студентов эстетических норм поведения, воспитание чувства прекрасного, эстетике тела, красоте технических изделий. С этой целью в учебном процессе освещаются вопросы соотношения знаний и красоты, полезности созданной вещи как единства средства для удовлетворения не только материальных, но и духовных запросов личности. История науки и техники дает благодатный материал по этим проблемам, который используется в процессе анализа отдельных научных открытий и технических изобретений. Организованы любительские клубы по интересам, студенческий кабачек, всевозможные выставки работ студентов и преподавателей университета и краевых музеев, проведение “Недели искусств”, лекции-концерты ростовской консерватории по истории музыкальной культуры.
Правовое воспитание решает задачу не только ознакомления, но и уважения к нормам права, понимания гуманной функции правовых актов и норм как необходимых регуляторов общественной жизни, роли норм права в условиях перехода к демократическим формам правления, соотношения норм права с нормами морали. Правовое воспитание реализуется не только в учебном процессе путем изучения курса “Правоведения” и написания рефератов при изучении этого курса, использования активных форм обучения для анализа типовых правовых ситуаций, но и в внеучебное время. Организовываются консультации для студентов и сотрудников университета по правовым вопросам, практикуется проведение встреч студентов с представителями юридических служб района, города и области, выставки “Гражданин и закон”, “Новые российские законы”.
Политическое воспитание решает одну из важнейших задач всей воспитательной работы - формирование активного гражданина, патриота своей родины, политически грамотного, умеющего ориентироваться в современной сложной политической обстановке как внутри России, так и за ее пределами, давать правильную политическую оценку происходящих событий и протекающих процессов демократизации нашей жизни, умеющего опровергать различные нелепые слухи не оскорбляя их носителей, видеть за красивыми фразами отдельных политических деятелей сущность и направленность их политических действий. Главнейшую роль в политическом воспитании имеет изучение гуманитарных наук, особенно политологии, социологии, истории, философии. Для реализации функции воспитания политического сознания Совет по воспитанию и гуманитарному образованию проводит работу по актуализации содержания гуманитарных наук, по освещению в процессе их преподавания актуальных проблем внешней и внутренней политики нашего государства, борьбы различных партий и взглядов по злободневным вопросам политической стратегии и тактики. Во внеучебное время организуется обсуждение газетных и журнальных статьей, политических событий, занятия научных студенческих кружков и проведение ежегодных студенческо-преподавателских научно-практических конференций на общественно-политические темы. В патриотическом воспитании большую роль играют встречи с участниками Великой Отечественной войны и работа клуба боевой и трудовой славы. Библиотека укомплектована необходимой общественно-политической литературой (книги, журналы, газеты).
Физическое воспитание рассматривается в университете как важная часть воспитательного процесса, направленного на физическое развитие личности, охрану здоровья, организацию правильной гигиены труда и отдыха. С этой целью широко практикуется работа различных спортивных кружков и секций, открытое первенство университета по различным видам спорта, университетские спартакиады, беседы о физической культуре и спорте, охране здоровья, гигиене труда и отдыха, спортивные вечера с приглашением ведущих спортсменов, мастеров и ветеранов спорта. Большая роль в физическом воспитании принадлежит спортивно-оздоровительному лагерь “Радуга”, расположенному в живописном уголке на берегу Черного моря. Здесь ежегодно отдыхают до человек студентов и преподавателей. В лагере проводятся ежедневная утренняя физическая зарядка, различные спортивные мероприятия - олимпиады, турпоходы, спортивные игры и т.д.
Коллектив университета, реализуя выше отмеченные основные направления воспитательной деятельности, исходит из того, что воспитание является не только наиболее важной, но и наиболее трудной частью образовательного процесса. Эта трудность определяется, с одной стороны, тем, что до сих пор в высшей школе воспитательную работу часть преподавателей считает каким-то второстепенным делом, с другой стороны, тем, что воспитательная работа трудно поддается формализованному учету и контролю и часто держится на энтузиазме, любви к своей профессии отдельных преподавателей не зараженных технократическим мышлением. Воспитательную работу затрудняют и негативные явления, существующие в нашем обществе - задержка с выплатой стипендий и зарплат, тяжелое материальное положение части студентов, особенно периферийной, существующая в обществе коррупция, стяжательство и безработица. В силу этих обстоятельств необходимо продуманно планировать и проводить воспитательную работу, оперативно реагировать на негативные явления, аморальные проступки, не только реализовать систему штрафных санкций, но стимулировать и поощрять воспитательную работу преподавателей.
Сегодняшние инженеры наряду с выработанными нравственными, эстетическими идеалами, общекультурной подготовкой должны иметь хорошее фундаментальное образование, особенно если речь идет о технических университетах, быть на более высоком уровне мышления, иметь целевую направленность подготовки, быть готовым к творческой деятельности, уметь распределить решение задачи между членами коллектива и синтезировать результаты работы этого коллектива, производить математическое моделирование функционирования сложных систем, выработать способность переориентироваться с выполнения одних функций на другие, более перспективные. Только такой характер деятельности инженера поднимает престиж инженеров - этих "лоцманов в мире техники".
Для подготовке таких инженеров необходимо развивать творческие способности студентов. Средств и способов этого много. К ним можно отнести внедрение активных форм обучения с использованием элементов научных исследований, создание соответствующих испытательных ситуаций и их решение в проблемных группах и кружках, участие студентов в научно-исследовательской работе кафедр, проведение конкурсов с целью достижения творческих результатов, уточнение характерных особенностей профессий, использование информационной технологии, перенос акцента с запоминания на самостоятельное занятие и обслуживание, на использование и культивирование творческих способностей, наконец, приближение содержание образования к реальным потребностям общества т.е актуализация образования. Однако все эти возможности еще далеки от их рационального использования и в итоге существует узкая специализация инженеров.
В результате этой узкой специализации , системы оплаты труда, ориентации инженеров на должностной, а не профессиональный рост, кризисных явлений в народном хозяйстве, превращении профессии инженера в массовую, негативного отношения молодежи к производственному труду в новых условиях формирования товарно-денежных отношений и ряда других причин престиж инженера оказался подорванным. Вместе с тем, рыночные стимуляторы общественного производства уже сейчас начинают требовать творческой деятельности инженера.
В условиях рыночной экономики инженер должен учитывать множество факторов - от чисто технико-технологических до медико-гигиенических и экологических. Комплексная автоматизация и механизация производства заменили контактный способ управления дистанционным, обусловили новое поведение людей и формирование нового стиля мышления. Возрастает роль психофизиологических функций человека в процессе восприятия и переработки большого массива информации. В связи с этим возникают медико-гигиенические проблемы: необходимы профилактические меры по снижению физического и нервного напряжения работников, забота об условиях труда, устранение гнетущего состояния человека при монотонной работе (особенно в условиях конвейерного производства), учет изменения работоспособности людей в течение дня, рабочих суток, недели (динамика трудоспособности), соблюдение режима труда и отдыха, снижающее эмоциональное и интеллектуальное напряжение оператора, организация соответствующей трансляции музыки для снятия утомления, создание "островков тишины", внедрение индивидуальных средств защиты, гидропроцедур, массажей. Все эти медико-гигиенические мероприятия гуманизируют производственную среду.
Одним из моментом развития личности безусловно является повышение ее профессионального уровня. В этом плане техника должна выступать не только как механическое, физическое или химическое средство производства товаров, но и как средство развития личности, способное создать оптимальные условия труда, устранить негативные последствия жизнедеятельности людей.
Техника и наука дали человеку могучие силы. Но мысли о том, куда могут быть направлены эти силы все чаще вызывают беспокойство. Здесь поле глубоких философских размышлений и вместе с тем философских спекуляций. Здесь сталкиваются в одном клубке линии Дедала и Икара, разума и чувства, добра и истины, силы и справедливости, оптимизма и пессимизма, восторга и проклятия, понимания техники как источника всех коллизий современного общества и как средства их автоматического разрешения. Все это отражает противоречивое воздействие техники на культуру.
Еще Н.И.Бердяев отмечал тот парадокс, что без техники невозможна культура, но вступление в техническую эпоху вызывает кризис культуры. В технике всегда есть две стороны: она несет комфорт и требует еще большей суровости и бесстрашия. Технизация жизни разрушает красоту старого мира, уничтожает индивидуализацию, делает производство анонимным, личность дегуманизируется.
Развитие техники через систему массового производства ускоряет ритм жизни и часто люди не в состоянии приспособиться к этому психологически. У людей порождается чувство неуверенности, дискомфорта, нестабильности. Сменяющиеся довольно быстро привычные представления дезорганизуют внутренний мир человека. В итоге моральное сознание все более отстает от развития техники и выходит за рамки контроля.
Теперь уже за массовой техникой не видно их создателей, развивается потребительское отношение к технике и более того - чувство зависимости от нее и даже ненависть к ней. "Современный человек, - пишет Х.Закесе, - живет в условиях парадоксальной ситуации: он терпеть не может технику, которая составляет основу его существования" (6, 424). Промышленные изделия, создаваемые без учета самого человека, вызывают отрицательные явления - напряжение, стрессы, травмы, профессиональные заболевания.
Информатизация общества оказывает неоднозначное влияние на развитие культуры. Свободное развитие индивида сочетается со стандартным поведением и мышлением, бурное развитие информационной техники с дегуманизацией общественных отношений, преодоление кризиса одиночества с изоляцией индивида, снижением его культурного уровня. Телевидение будущего с голографическим эффектом и с выведением на экран видеофона способно сделать человека простым придатком к телевизору. Последний может заменить в будущем деловые и развлекательные поездки и в корне изменить характер контакта между людьми, образ их жизни. Неконтролируемое развитие персональных компьютеров вызывает опасность превращения человека в придаток компьютера и обесчеловечения человеческого общества. Возможность управления развитием физического труда и психического облика человека открывают простор для манипулирования психикой человека.
Все эти факты свидетельствуют не только о необходимости формирования у инженера общей культуры, но и о том, что общество должно взять под социальный и моральный контроль развитие современной техники чтобы избежать подобных негативных явлений. "Если на технику не одеть эстетического намордника, то она перекусает все человечество" - говорил В.В. Маяковский.
Однако каким бы большим и противоречивым не было бы воздействие техники на культуру, все же культура обладает относительной самостоятельностью своего развития. В истории общества решались все более сложные технические проблемы и все более обострялись культурные, человеческие. Техника сама по себе оказалась неспособной решить все культурные задачи общества. Технический прогресс можно уподобить чудодейственному лекарству, которое у незнающих людей вызывает культурное отравление. В развитии духовной культуры эта относительная самостоятельность, ее независимость от техники проявляется особенно ярко. Здесь большую роль играют отдельные талантливые личности. Еще Гете писал, что " в становлении культуры не все области человеческой деятельности и поведения, в которых проявляется ее развитие, созревают равномерно, а, напротив, вследствие благоприятствующих свойств отдельных лиц и обстоятельств, одна область культуры обгоняет другую, привлекая к себе всеобщее внимание" (39,179).
Мы уже писали о том, что техника имеет свои специфические законы, не сводимые к тем общим закономерностям общественного развития, которым подчинена культура в целом, и к специфическим закономерностям отдельных элементов культуры - науке, искусству, морали и пр. Это также определяет относительную самостоятельность развития культуры от техники.
Диалектика взаимосвязи техники и культуры включает не только воздействие техники на развитие культуры, но и диалектически противоположный процесс воздействия культурного потенциала общества на технику. Именно этот культурный потенциал обусловливает развитие основных направлений техники, масштабы и темпы этого развития, степень планирования технического прогресса и управление им, его цели и результаты. Все это придает технике социальную окраску и определяет ее место в системе культуры. Таким образом, развитие техники приобретает социальную значимость и ценностное значение в системе культуры. Гуманистический характер культуры определяет функционирование техники в интересах развития личности и общества, придает гуманистическую направленность научно-техническому прогрессу. Антигуманный характер культуры напротив превращает технику в фактор, способный уничтожить культуру и человеческую цивилизацию. Именно поэтому демократические силы выступают за развитие культуры, способной гарантировать гуманистическое применение величайших достижений современного этапа научно-технической революции.
Любое техническое изобретение - это факт культуры, зависимый от ее состояния. Так, в силу различных культурных условий России и Англии в 18 веке в одном случае изобретение парового двигателя не получило общественной значимости, а в другом послужило началом промышленной революции.
Воздействие техники на культуру было неодинаковым также в различные исторические периоды. В целом это воздействие шло по линии усиления значимости техники в развитии и особенно в функционировании культуры. Это усиление взаимосвязи особенно ярко проявляется в современных условиях, что видно на примере взаимосвязи техники и искусства.
Взаимосвязь технического и эстетического довольно ярко прослеживается на протяжении истории общества. В античной культуре возникает идея об эстетической ценности технической и научной деятельности. Так, Плутарх писал, что "знаменитому и многими любимому искусству построения механических орудий положил начало Эвдокс и Архит, стремившиеся сделать геометрию более красивой и привлекательной, а также с помощью чувственных, осязаемых примеров решить те вопросы, доказательство которых посредством одних лишь рассуждений, чертежей затруднительно" (40, ,391).
Органическое соединение технической и художественной деятельности сохранилось и в средневековом ремесле. П.Лафарг писал, что "все художественные школы нашего века прогресса и просвещения не в состоянии создать таких армий художников, какие создавали средневековые цехи... У ремесленника все его ремесло заключалось в его пальцах и мозгу. В течение ряда лет он был учеником, и для изготовления в мастерской вещи, дававшей ему право мастера, требовалось больше способностей и знаний, чем для того, чтобы написать богословский или философский трактат" (41,12).
Поворот культуры буржуазного общества к практицизму и рационализму укрепил мнение о связи научно-технической деятельности с искусством. Еще на заре буржуазного общества Ф.Бэкон заявил, что "знания извлекаются из отдельных фактов природы и искусства, как мед из полевых и садовых цветов" (42, 297). Но вскоре возникают пессимистические рассуждения о подавлении всей культуры, в том числе и искусства, рациональным отношением к действительности и техникой.
Новое дыхание проблема соотношения техники и искусства получила в условиях современности, когда все шире развертывающаяся научно-техническая революция усиливает свое влияние на искусство, его содержание и формы выражения, а искусство все более глубоко проникает в саму ткань технического прогресса. Этот процесс имеет далеко идущие последствия. Сдвиги, происшедшие в искусстве под воздействием научно-технического прогресса, можно без риска впасть в преувеличение охарактеризовать как эпохальные, имеющие всемирно-историческое значение.
Это обстоятельство получило отражение в извращенном общественном сознании в виде тезисов об отмирании искусства и замене ее техникой, поглощении искусства техникой, превращении художника в программиста. Не сразу получил однозначный ответ вопрос о взаимоотношении техники и искусства и в нашей стране. Достаточно вспомнить дискуссию о так называемых " физиках и лириках ", в ходе которой получило известное распространение мнение о том, что в век техники искусство изжило себя и это неизбежное явление. Нашлись такие горячие головы как поэт Б. Слутский, которые объявили "мировым законом" смену поэтических рифмов машинным алгоритмом. Правда, вскоре стали доказывать обратное: искусство все более проникает в различные виды деятельности, научно-техническая революция и искусство не противоречат друг другу.
Каково же действительное взаимоотношение между техникой и одним из элементов духовной культуры - искусством? Не противостоят ли они друг другу? Являются ли они антиподами общественной практики или находятся в тесной взаимной связи?
Искусство возникает и совершенствуется как органическая сторона трудовой деятельности человека, отличной от деятельности животных. К.Маркс писал, что "животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую ему мерку: в силу этого человек строит также по законам красоты" (43, 34). Поскольку в технике воплощаются все сущностные силы человека, в том числе и его способность изменять окружающий мир по законам красоты, техника имеет не только чисто утилитарную значимость, но и эстетическую ценность. Другими словами, ценность техники включает в себя два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое. Выполнение той или иной практически-полезной функции может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.
Единство утилитарно-практического и эстетического освоения человеком объективной действительности воплощенное в технике, включено в труд человека имеющего творческий характер в самом высоком значении этих слов. Стремление к интеллектуальному труду, к художественному творчеству заложено в самой природе человека. Совершенствуя технику нужно стремится к тому, чтобы с ее помощью развивать способности человека эстетически осваивать реальность.
Безусловно, неправомочно отождествлять техническое и эстетическое, они далеко не всегда совпадают друг с другом. В романе Н. Дементьева "Замужество Татьяны Беловой" один из его героев инженер-конструктор Анатолий Локошев рассуждает глядя на памятник Николаю 1 возле Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге: "Вот в своем роде уникальное творение: на двух точках опоры. Яркая иллюстрация непрямой связи между развитием искусства и наукой и техникой. Медный всадник Фальконе опирается на три точки: кроме обеих ног, есть еще и хвост. В техническом отношении его, наверно, было проще выполнить, чем этот, а с точки зрения искусства они не идут ни к какое сравнение" ( 44, 65). Творческий процесс в искусстве отличает особая интимность в работе, влияние личностных индивидуальных качеств и эмоциональной сферы, отражение реальности в художественных образах, сочетающих в себе диалектику общего и единичного. Своеобразие технического творчества в его предметности, конструировании и изобретении техники в процессе которых рождается свой язык чертежей и схем.
Общественное разделение труда привело к выделению эстетической деятельности в качестве самостоятельной формы. Усиление темпов технического прогресс привело к возрастанию функционирования искусства в качестве особого вида духовного производства как единства материальной и духовной деятельности.
Понимание искусства как особого вида духовного производства является необходимым условием действенного анализа взаимосвязи искусства и техники. Конечно искусство продолжает оставаться формой общественного сознания. Но если этот аспект искусства абсолютизировать, то мы будем вынуждены ограничиваться исследованием лишь гносеологической природы искусства и признанием его общей зависимости от материального производства. "Выход" на все многообразие связей искусства с техникой дает понимание искусства как художественного производства, целесообразной деятельности по изготовлению отдельных предметов для удовлетворения эстетических потребностей человека и общества в целом. С этой точки зрения выделение искусства в качестве специфической формы деятельности знаменует не разрыв былой связи искусства с техникой, а изменение этой взаимосвязи, которая становится более сложной и многообразной. Суть этой сложности заключается в том, что эстетическая и техническая деятельность выступают как различные стороны деятельности единого трудящегося индивида.
Связь искусства с техникой реализуется и через технику самого искусства. Эта техника, безусловно, имеет свою специфику и предназначена для художественно-образного отражения действительности, создания квазиобъектов. Но техника искусства испытывает огромное воздействие существующей в обществе техники, которая определяет возможности более полного эстетического освоения действительности, обогащает искусство новыми техническими средствами, новыми материалами. Радио и телевидение, магнитофоны и видеомагнитофоны, компьютеры и средства космической связи предоставляют искусству широкие возможности для создания и распространения произведений искусства. Автоматизруются процессы которые связаны с творчеством но имеют прикладной характер, например, монтаж фильмов, работа над мультипликационными фильмами. Компьютеры открывают большие перспективы для развития электронной музыки, в литературоведении при составлении справочной литературы, чтении черновых рукописей, при переводе текстов с одного языка на другой, тиражировании художественных образцов. Правда в связи с этим появляется опасность стандартизации ценностных ориентацией, увеличение пассивно-созерцательных моментов.
Техника воздействует не только на художественную форму произведений искусства, но и на их содержание. Изменяется тематика эстетических произведений, тип изображения человеческой личности. Все чаще в поле внимания искусства включаются люди науки и техники, их переживания и взаимные отношения. Старая тематика, такая например, как взаимоотношения человека и природы, наполняется новым содержанием. Техника влияет на тип эстетического мышления, мировоззрение людей занятых в сфере искусства. Отсюда появление новых методов художественного творчества, его новых форм. Так, существующая в театре техника оказывает большое влияние на художников, драматургов и режиссеров, изменяющих формы театральных представлений.
Воздействие техники на искусство органически сопровождается воздействием искусства на проектирование, конструирование и функционирование техники.
Взаимосвязь конструкторского решения и эстетических свойств технического объекта существовала и раньше по разному проявляясь в различных видах техники и формах искусства. Так, в архитектуре излишний материал всегда вызывал впечатление чрезмерной тяжести, а недостаточность материала ассоциировалась с неустойчивостью, ненадежностью и вызывала отрицательные эмоции. здесь воедино связывались конструкторские, эстетические и функциональные качества.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 451;