Критерии различения гуманитарного и естественно-научного знания 1 страница

Критерии различения Естественные науки Гуманитарные науки
Объект исследования Природа Человек, общество
Ведущая функция Объяснение (истины доказываются) Понимание (истины истолковываются)
Характер методологии Генерализирующий (обобщающий) Индивидуализирующий
Влияние ценностей Малозаметно, неявно Существенно, открыто
Антропоцентризм Изгоняется Неизбежен
Идеологическая нагрузка Идеологический нейтралитет Идеологическая на-груженность
Взаимоотношения субъекта и объекта познания Строго разделены Частично совпадают
Количественно -качественные характеристики Преобладание количественных оценок Преобладание качественных оценок
Применение экспериментальных методов Составляет основу методологии Затруднено
Характер объекта исследования 1. Материальный 2. Относительно устойчивый 1. Больше идеаль­ный, чем материальный 2. Относительно изменчивый

1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно­научной и гуманитарной культур

Введение постулата неразрывного единства гуманитарной и естественно-научной культур (и соответствующих типов наук) может быть оправдано несколькими соображениями.

А. И тот, и другой типы культур — суть творения разума и рук человеческих. А человек при всей своей обособленности от природы продолжает быть ее неотъемлемой частью. Он — су­щество биосоциальное. Эта объективная двойственность бытия человека, в общем, не мешает ему быть созданием достаточно цельным и умелым. Так почему бы такую же целостность не воспроизвести естественно-научному и гуманитарному типам культур?

Б. Описываемые типы культур и составляющие их сердце­вину науки активно формируют мировоззрение людей (каждый — свою часть). В свою очередь мировоззрение также обладает характеристикой целостности: невозможно правым глазом ви­деть одно, а левым — совершенно другое, хотя разница, конеч­но, имеется. Мировоззрение человека (общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом) не может быть разорванным, половинчатым. Поэтому гуманитар­ные и естественно-научные знания вынуждены координиро­ваться, взаимосогласовываться, как бы мучительно (вспомним хотя бы многовековую войну религии с наукой) это порой не происходило.

В. Естественно-научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем, предметная область которых едина для того и другого. Решение таких проблем за­ставляет их идти на сотрудничество друг с другом. Это, напри­мер, проблемы экологии, антропосоциогенеза, генной инжене­рии (применительно к человеку) и т.д.

Г. Известно, что общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Этот «разделительный» процесс стягивает, консолидирует со­циальные общности гораздо сильнее, нежели выполнение оди­наковых трудовых функций. Нечто подобное происходит и с размежеванием гуманитарной и естественно-научной культур. Разделение их «труда» порождает необходимость «обмена про­

дуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры.

В частности, естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам:

• интенсивное развитие естественных наук и создаваемых на их базе технологий способно порождать объекты, ста­вящие под угрозу существование всего человечества (ядерное оружие, генно-инженерные монстры и пр.); по­этому необходима гуманитарная экспертиза (проверка на совместимость с главной общественной ценностью — жизнью человека), а также этические, юридические и другие ограничители такой научной экспансии;

• вполне «законным» объектом естествознания является и сам человек в качестве элементарной «химической ма­шины», биологической популяции или нейрофизиологи-ческого автомата; обойтись при этом без эксперимен­тальной проверки выдвигаемых гипотез естественные науки не могут, но определять пределы допустимости та­ких экспериментов лучше поручить наукам гуманитар­ным;

• главное оружие естественных наук заключено в их мето­дах — способах, правилах, приемах научного исследова­ния; учение о методах науки, а также их системная орга­низация называютсяметодологией; и как ни парадок­сально, но методология естествознания (анализ системы используемых методов, их эволюции, границ примени­мости и пр.) составляет также и предмет науки гумани­тарного профиля;

• основным критерием истинности всякого знания являет­ся, как известно, практика; однако ее порой бывает не­достаточно для подтверждения той или иной гипотезы, и тогда в ход идут дополнительные критерии истины: на­пример, внутренняя красота теории, ее стройность, гар­моничность и т.д.; в таких случаях естествознание охотно пользуется гуманитарным инструментарием;

• и наконец, самое главное: все, что делает человек (в том числе и в сфере естественно-научного знания и культу­ры), должно быть наполнено смыслом, целесообразно­стью; а постановка целей развития естественно-научной

культуры не может быть осуществлена внутри нее самой, такая задача неизбежно требует большей широты обзора, позволяющей учитывать и основные гуманитарные цен­ности. Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры:

• рассуждая, допустим, о месте человека в мире, разве можно не принимать во внимание естественно-научные представления о том, что этот мир собой представляет;

• чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественно-научных отраслей знания;

• достижения естествознания важны гуманитариям и в ка­честве примера, образца строгости, точности и доказа­тельности научного знания;

• там, где возможно, гуманитарное знание с удовольствием пользуется количественными методами исследования, например, — экономические науки, лингвистика, логика и т.д.;

• гуманитарное знание имеет дело в основном с идеаль­ными объектами (смыслами, целями, значениями и пр.);

но идеальное само по себе не существует, оно возможно только на какой-либо материальной основе; поэтому многие особенности социального поведения человека не­объяснимы без обращения к такой материальной основе, а это — сфера компетенции естественно-научного зна­ния; ведь даже сама склонность человека к гуманитар­ным или естественным наукам предопределяется, в част­ности, функциональными различиями правого и левого полушарий его головного мозга!

Д. Любопытно также, что единство обоих рассматриваемых типов культур и наук проявляется не только в стремлении к ис­тине, но и в схожести заблуждений. Например, в целом равно­весная, статичная картина мира времен классического естест­вознания, а точнее, наполненный ею «дух эпохи» заставил даже такого гуманитарного революционера, какКарл Маркс про­возгласить целью исторического развития социально однород­ное, бесклассовое общество.

Е. Не менее очевидна и корреляция между радикальными поворотами в судьбах естественно-научной и гуманитарной культур. Так, переход естествознания в началеXX в. от класси­ческого к неклассическому этапу своего развития соответствует аналогичной трансформации гуманитарной культуры. «Модер­низм» как отрицание и «преодоление» классики в искусстве, архитектуре, религии, гуманитарных науках не случайно утвер­ждается в своих правах в тот же самый период. Поворот естест­вознания от описания реальности «как она есть» к ее «ре­конструкции» в 'соответствии с целями и возможностями субъ­екта познания удивительнейшим образом напоминает борьбу авангардизма с «реализмом» в искусстве, экспансию реляти­визма и субъективизма в историю, социологию, философию и тд.

Ж. Неклассический этап развития естественных и гумани­тарных наук выявил, между прочим, иотносительность крите­риев их разграничения. Так, в частности, выяснилось, что строгое разделение субъекта и объекта познания невозможно не только в обществознании, но и в исследованиях микромира (теоретическое описание квантового объекта обязательно вклю­чает ссылку на наблюдателя и средства наблюдения). Под во­просом оказалось и безразличие естествознания к социальным ценностям: возрастание роли науки в жизни общества неиз­бежно привлекает внимание к вопросам ее общей социальной обусловленности, во-первых, и социальных последствий ее применения, во-вторых. Но и то, и другое неминуемо затраги­вает область человеческих ценностей.

Таким образом, перечисленные выше аргументы единство естественно-научной и гуманитарной культур подтверждают достаточно очевидно. Их строгая демаркация, характерная для XIX — первой половины XX вв., в наши дни все больше осла­бевает. Тенденция к преодолению пугающего разрыва двух ти­пов культур формируется объективно, «естественным» ходом развития событий в социокультурной сфере.

Итак, единство и взаимосвязь естественно-научной и гума­нитарной культур и соответствующих типов наук реально про­является в последней четверти XX в. в следующем:

• в изучении сложных социоприродных комплексов, вклю­чающих в качестве компонентов человека и общество, и

формировании для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, содиобиологии, биоэтики и др.;

• в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных про­грамм, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;

• в формировании общей для гуманитарных и естествен­ных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;

• в гуманитаризации естественно-научного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием образования гуманитарного;

• в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче оп­ределить перспективы своего развития в XXI в. В заключение стоит отметить, что, несмотря на всю неос­поримость тенденции сближения естественно-научной и гума­нитарной культур, речь вовсе не идет о полном их слиянии в каком-либо обозримом будущем. Да и нет в том особой нужды. Вполне достаточно разрешения конфликта между ними в духе принципа дополнительности.

1.2. Наука в духовной культуре общества

Определение места и специфики науки в системе культуры человечества стало предметом многих исследований философов и ученых прошлых веков (Аристотель, Платон, Фома Аквин-ский, П. Гольбах, И. Фихте, Г. Гегель и др.) и нынешнего XX в. (К. Поппер, М. Хайдеггер, П. Фейерабенд, Б. Г. Юдин, М. А. Розов, В. С. Степин и др.). Исходное общее определение науки выделяет ее самые необходимые признаки:

Наука — это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, на­правленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности.

Наука составляет существенную часть человеческого спосо­ба освоения действительности.

В общем понимании наука — это система сознания и дея­тельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и об­ществу информации. Научная деятельность включает следую­щие элементы: субъект, объект, цель (цели), средства, конеч­ный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Субъект — носитель сознательной целенаправленной дея­тельности. Субъектами науки являются ученые и специалисты

— научные работники, коллективы ученых и обслуживающий персонал, например, научно-производственные ассоциации, бюро, объединения, научные школы. В предельно общем вы­ражении субъектом науки выступает человечество как всеоб­щий носитель познавательной потребности и пользователь на­учными результатами.

Объект (в общем понимании) — это все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Объекты науки универсальны. Сюда включаются явления и сущности, законы и случайности микро-, макро- и мегамиров, внешне объективированные и внутренневдеальные состояния человека и социальных групп. Уникальность объектов науки — их второе свойство. Оно состоит в том, что, в отличие от чув­ственно воспринимаемой житейской конкретности, в поле ак­тивности ученого присутствуют теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окруже­нии. Так, ученые-теоретики исследуют свойства точки, линии, «абсолютно черного тела», «идеального газа» и т.д., а затем пе­реводят полученные результаты на уровень непосредственных объектов.

В связи с усложнением научного познания различают объ­ект науки ипредмет научного исследования. Предметом науч­ного исследования становится конкретная часть объекта науки. Например, объектом биологии в целом выступает живое веще­ство, а предметом физиологии высшей нервной деятельности

— процессы центральной нервной системы.

Цель вообще это предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления дея­тельности. Благодаря цели действия людей обретают конкрет­ную последовательность и эффективность.Цели науки многооб­разны. К непосредственным относятся: описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые

стали ее объектами (предметами). Систематизация знаний и реализация полученных научных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучше­нии ее качества — все это также является целями науки. Их как бы задает общество, а не объект. Одним словом, цели нау­ки — это сложная система ожидаемых результатов научной деятельности.

Средства — это способы действия и орудия для осуществле­ния какой-либо деятельности.К средствам науки относят в первую очередь методы мышления — правила, следуя которым можно оптимально достичь положительного результата, а также методы эмпирического исследования — правила .наблюдений, экспериментов и т.д. Помимо методов значительную часть средств составляет активная и пассивная техника — система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность.

Важнейшее значение имеет денежно-кредитное обеспечение научной деятельности. Универсальные средства науки — язык и разумно-рассудочный уровень мышления.

Конечный продукт, результат — это итог, завершение, пока­затель осуществленной последовательности действий. Резуль­таты науки также многообразны. Но смысл ее — получение научного знания, которое отличается следующими показателя­ми: объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого уче­ного), систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, открытость для компе­тентной критики, интерсубьективность (т.е. знание есть резуль­тат деятельности не одиночки ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие), практическая применимость.

Формами научного знания выступают: научные факты, гипо­тезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира.

Результатами науки являются не только научные знания, но и:

• научный способ рациональности, который выходит за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей;

• технические и методические новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в производстве;

• нравственные ценности — образцы честности, объектив­ности, добросовестности, реализуемые в профессиональ­ной деятельности.

Социальные условия науки — это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, мини­стерства, научно-исследовательские институты и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными сред­ствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуника­ционное (издание монографий, журналов, проведение конфе­ренций), подготовка научных кадров.

Активность субъекта — один из важнейших элементов функционирования науки. Без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество так же не может быть реализовано, как и без необходимого уровня финансирования, обеспечения методами, техникой и т.д. Хотя, конечно, в исто­рии культуры существуют примеры, когда ученые достигали выдающихся научных результатов, не обладая необходимыми материальными средствами и находясь в ограниченных соци­альных условиях (Архимед, Г. Галилей, Дж. Бруно, А. Л. Чи­жевский и др.).

Итак, функционирование науки раскрывает ее уникальность и высокую общественно-человеческую значимость. В составе культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества. Помимо науки в эту систему входят: искусство, мораль, религия, право, идеология, мировоззрение и другие элементы. Их общим признаком выступает продуцирование в идеальной форме норм и правил мышления, общения, поведе­ния и иных состояний человеческого бытия. Поскольку челове­ческое существование исторично, т.е. эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и наука прошла такой же путь эволюции.

Существует несколько точек зрения о времени возникнове­ния науки в зависимости от того или иного критерия. Согласно первой, наука как достоверно фиксируемый и передаваемый от поколения' к поколению опыт практической деятельности воз­никает в каменном веке (около 2 млн лет назад). Вторая точка зрения учитывает важнейший признак науки — доказатель-

ность (обоснованность) знания и определяет началом науки V в. до н. э. (древнегреческая цивилизация). Третья точка зре­ния учитывает опытно-эмпирическую основу достоверного ес­тественно-научного знания. Поэтому, когда в эпоху схоластики теологи Р. Гроссетест (1175—1253), Роджер Бэкон (1214—1293) и некоторые другие сформулировали принцип «знание — сила» (Р. Бэкон), то тем самым они положили начало науке как об­щественно признанной форме культуры. Четвертая точка зрения — самая распространенная: наука возникает с XVI—XVII вв. В это время наука получает общественное признание, развиваются экс­периментальные исследования, которые выражаются универсаль­ным языком математики, формулируются законы природной фи­зической реальности Г. Галилеем, И. Кеплером, И. Браге, Н. Коперником, И. Ньютоном и др. Согласно пятой точке зре­ния, начало науки — конец первой трети XIX в., когда осуще­ствилось совмещение исследовательской деятельности и выс­шего образования на основе единой научной программы. У ис­токов данной модели науки — немецкие ученые В. Гумбольдт (1767-1835) и Ю. Либих (1803-1873).

В целостном процессе научного творчества указанные точки зрения раскрывают специфические особенности эволюции нау­ки от «преднаучных» состояний к полноценному самостоятель­ному существованию. Традиционная точка зрения на начало науки признает древнегреческую цивилизацию начальной ста­дией становления науки, а западноевропейскую цивилизации XVI—XVII вв. местом и временем начала науки в современном смысле этого понятия. Современная наука охватывает область знаний, представленную 15 тыс. научных дисциплин. Инфор­мационная насыщенность данной формы духовной культуры в XX в. удваивается каждые 10—15 лет. Коммуникации в науке обслуживаются на рубеже XXI в. несколькими сотнями тысяч научных журналов и периодических изданий.

Современная наука представляет собой сложное системное об­разование. С точки зрения предметного единства все ее многочис­ленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естест­венных, общественных, технических, гуманитарных и тд.

Естествознание — система знаний и деятельности по их дос­тижению, объектом которых предстает природа — часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.

Обществознание — система наук об обществе — части бы­тия, постоянно воссоздающаяся в деятельности людей. В про­цессе вещественного, энергетического, информационного и иного рода взаимодействия людей с природой и друг с другом создается новая реальность бытия — общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые зако­ны и должно быть определенным образом упорядочено. В про­тивном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной для людей.

В составе общественных наук выделяются относительно са­мостоятельные группы дисциплин (наук): экономические, со­циальные, технические, гуманитарные, антропологические.

Экономические науки — системы знаний о материальном производстве.Социальные науки изучают законы и специфику макро- и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т.д.).Технические наукиизучают законы и специфику создания и функционирования сложных небиологических устройств, используемых индивида­ми и человечеством в различных сферах жизнедеятельности — техники. Мир техники уникален, он имеет свои законы, кото­рые необходимо профессионально изучать, чтобы в обществе развивался технический прогресс.

Гуманитарные науки — это системы знаний и деятельности по их достижению и систематизации, в которых предметом изучения выступают ценности общества. К ним относятся:

идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения и поведе­ния, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных дей­ствий, их направленности, стереотипов активности. Сфера гу­манитарных наук велика: философия, религиоведение, этика, искусствознание, юридические науки и т.д.Антропологические науки — науки о человеке в единстве и различии его природ­ных и общественных свойств. К данному роду наук относятся:

физическая антропология, философская антропология, педа­гогика, культурная антропология, медицина в трехстах специа­лизациях, криминология и т.п. Существуют также иного рода классификации, о которых можно узнать из рекомендованной литературы.

Выделяются различные аспекты взаимосвязи данных отно­сительно самостоятельных наук. Взаимосвязь может быть уста-

новлена по различным основаниям, например по методам. Так, метод наблюдения применяется во всех группах наук. Далее, по типу проникновения в сущность объекта: эмпирический и теоре­тический уровни познания представлены в каждой из наук, данные уровни фиксируют глубину осмысления того или иного явления. Универсальным основанием взаимосвязи выступает антропное, т.е. человеческое, основание. Именно бытие чело­века в его исторической конкретности и перспективе есть ос­нова связи всех наук. Это обосновано тем, что человек:

1) непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание соб­ственной познавательной активности;

2) использует результаты наук для удовлетворения своих ро­довых и личных потребностей;

3) постоянно совершенствует научную деятельность в смене поколений;

4) определяет смысл науки, ее идеалы, прогнозирует разви­тие науки.

1.3. Этика науки

Занятия наукой представляют собой довольно специфиче­ский род деятельности человека. Регулируясь наравне со всеми прочими человеческими занятиями обычными моральными нормами и требованиями, они в то же время нуждаются в не­которых дополнительных этических регуляторах, учитывающих особый характер научной деятельности. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дис­циплина, какэтика науки.

Предмет ее забот: отыскание и обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые бы способствовали, во-первых, большей эффективности научного труда, а во-вторых, его безупречности с позиций обществен­ного блага.

Система подобных ценностей, норм и принципов называет­сяэтосом науки. Он охватывает два круга научно-этических проблем. Первый связан с регуляцией взаимоотношений внут­ри самого научного сообщества. Второй вызван к жизни

«обострением отношений» между обществом в целом и наукой как одним из многих социальных институтов.

1.3.1. Этика научного сообщества

«Внутренний» этос науки, формируемый на основе приме­нения к научной деятельности этического оценочного разделе­ния явлений на «добро» и «зло», включает следующие принци­пы:

а) самоценность истины;

б) новизну научного знания как цель и решающее условие успеха ученого;

в) полную свободу научного творчества;

г) абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины»;

д) научные истины — всеобщее достояние;

е) исходный критицизм и др.

В краткой расшифровке эти принципы означают следую­щее.

Принцип «а». Высшей ценностью деятельности в сфере нау­ки является истина. Занимаясь ее поиском, ученый должен от­бросить все «привходящие» житейские и даже высокие соци­альные соображения: пользу, выгоду, славу, почет, уместность, приятность или неприятность и т.д. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно — ложно», все остальное — за пре­делами науки. Какой бы «печальной» или «низкой» не оказа­лась обнаруженная истина, она должна восторжествовать. Если наука, тесня религию, лишает человека привычного смысла его существования и надежды на бессмертие души — грустно, ко­нечно, но истина превыше всего!

Принцип «б». Наука может существовать только в «режиме велосипедиста»: пока крутишь педали — едешь, перестанешь — упадешь. Наука жива только непрерывным приращением, об­новлением знания. Причем не составляют исключения и самые фундаментальные, универсальные научные теории,и принципы. Например, в сфере искусства можно сотни лет играть одну и ту же пьесу или читать один и тот же роман — интерес не пропа­дает. В области морали повторение одних и тех же поведенче-

ских шаблонов лишь делает их прочнее и авторитетнее. В науке же по-настоящему интересно лишь то, что ново. Новаторство как цель науки есть следствие ее ведущей функции — объясни­тельной. Если после объяснения все понятно, зачем же объяс­нять второй «раз? Новаторство как этическая ценность науки спасает ее от застоя, вырождения и ограниченности сиюминут­ными запросами общества.

Принцип «в». Мощь и стремительность развития науки не в последнюю очередь объясняются тем, что ученые сами, в меру своего любопытства и интуиции определяют предмет исследо­вательских интересов. Действия не «по нужде», а на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее. При этом для науки не существует запретных тем. Начав с раскрытия секретов природы, она постепенно подобралась и к человеку. Уяснение основ нервной и гормональной регуляции функций человеческого организма, расшифровка его генома и другие достижения науки делают «природу человека» все менее таин­ственной. Однако если, не дай Бог, выяснится, что правЗиг-мувд Фрейд, объявивший мозг человека всего лишь «при­ложением к половым железам», вспоминать о пользе религиоз­ных запретов на изучение внутреннего устройства человека бу­дет уже поздно.

Принцип «г». Наука — институт в целом весьма демокра­тичный. Она вынуждена быть такой, ибо известно, что подав­ляющее большинство открытий в науке делается очень моло­дыми людьми, еще не обремененными званиями, должностями и прочими регалиями. И для успеха общего дела (постижения истины) просто необходимо постулировать принцип абсолют­ного равенства всех исследователей «перед лицом истины», не­взирая ни на какие титулы, авторитеты и пр.

Принцип «д». Любой ученый, получивший интересные ре­зультаты, всегда стремится побыстрее их обнародовать. Причем он не просто хочет — он обязан это сделать! Ибо открытие только тогда становится открытием, когда оно проверено и признано научным сообществом. При этом на научные откры­тия не существует права собственности. Они являются достоя­нием всего человечества. Тот, кто получает выдающийся науч­ный результат, не вправе монопольно им распоряжаться. В противном случае будут разрушены единство научного знания,

а также составные элементы его обязательности: общедоступ­ность и воспроизводимость. Наука ведь и родилась-то только тогда, когда тщательно укрываемое в ореоле священности зна­ние перестало быть монополией избранных (жрецов) и сдела­лось всеобщим достоянием.

Принцип «е». Акцент научной деятельности на новизну по­лучаемых результатов имеет одним из своих следствий мас­штабный критицизм по отношению как к уже принятым, так и новым идеям. Всякая новая теория, с одной стороны, поневоле отрицает, преподносит в критическом свете уже существую­щую. А с другой стороны, она сама попадает под огонь крити­ки сложившейся научной традиции. Из этой ситуации наука извлекает двойную выгоду: во-первых, не позволяет себе почи­вать на лаврах, '& во-вторых, тщательно фильтрует предлагае­мые во множестве гипотезы, осторожно отбирая только под­линные новации. Поэтому критичность в науке — это норма. А поскольку критичны в науке все, то нормой является и непре­менное уважение к критическим аргументам друг друга.








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 3075;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.