Отделение науки от техники
Греческая наука коренным образом отличается от науки ранних цивилизаций; она значительно более рациональна и абстрактна, но так же, как и они, или даже еще больше далека от техники. По традиции она передала нам формы аргументации, основанной на общих принципах, а не на примерах, взятых из конкретных проблем техники или управления государством, вроде тех, которые мы находим в египетских или месопотамских текстах. Математика, особенно геометрия, была той областью, которую греки оценивали очень высоко и где их методы дедукции и доказательств до сих пор используются нами. Ввиду колоссального авторитета этих методов мы склонны упускать из виду тот факт, что они применимы к весьма ограниченной части природы и даже в этих случаях только там, где была проделана подготовительная работа по наблюдению и опыту. Вера в то, что вселенная рациональна и что она во всех деталях может быть выведена чисто логически, исходя из первичных принципов, несомненно, способствовала на начальном этапе развития греческой науки освобождению людей от предрассудков. Позднее, особенно после того, как Аристотель стал непререкаемым авторитетом, вместо того, чтобы, как он этого хотел, стимулировать исследования, этот абстрактный и априорный подход неизбежно оказался гибельным для науки. Он вел поколения мыслящих людей к убеждению в том, будто они уже разрешили проблемы, которые еще даже не начали изучаться.
Технические достижения раннего периода железного века, и особенно достижения греков до александрийского периода, хотя и важные с точки зрения своих результатов, не являлись столь фундаментальными нововведениями, как нововведения бронзового века. Использование железа привело непосредственно к улучшению всех орукояченных орудий, вроде топора и молотка, а также сделало возможным изготовление орудий производства, подобно лопате, которая, будь она из бронзы, обходилась бы слишком дорого, чтобы ее можно было использовать. Применение железа, повидимому, сделало также возможным использование шарнира, что привело к созданию двух новых довольно важных инструментов — клещей и чертежного циркуля. Все это могло иметь место благодаря тому, что полосы железа легко сгибались, образуя отверстие для рукоятки или стержня. И не столько совершенствование орудий, сколько их общедоступность составила революционный прогресс техники в железном веке. Наиболее важные достижения появились позже благодаря сочетанию греческой математики с египетской или сирийской техникой, включая, как мы далее увидим, всевозможное применение вращательных механизмов — мельницы и прессы, блоки и лебедки, а также гидравлические и пневматические устройства, водоподъемники и насосы.
Из изобретений в области химии наиболее важным является изобретение выдувного стекла, впервые полученного в Египте, хотя оно в течение длительного времени оставалось предметом роскоши. В результате нескольких нововведений и многих усовершенствований эффективность техники классической эпохи, в частности техники применения металла, была к VI веку до н.э. гораздо выше эффективности культур бронзового века в период их расцвета. Это было одной из причин, благодаря которым греческие солдаты с их латами могли в течение нескольких столетий побеждать намного превосходившие их по численности войска азиатских народов.
Технические достижения железного века не повлияли, однако, на знатоков так, как это было в ранний период бронзового века. Отчасти это произошло потому, что они, по существу, были усовершенствованиями, а не радикальными нововведениями, и поэтому они не будили воображение. Кроме того, эти достижения порождали незначительную потребность в новых вспомогательных научно-технических приемах. Чтобы справиться с ними, достаточно были арифметики и геометрии. Наиболее важной причиной, однако, было то, что ремесленника все еще презирали. Рабочий-ремесленник – cheir ourgos на греческом языке (наших хирургов все еще называют мистер, а не доктор) считался существом, определенно низшим по сравнению с работниками умственного труда или созерцательным мыслителем. Это была не новая идея — она была унаследована от древней цивилизации, — но она значительно усилилась, особенно в греческом обществе более позднего периода, вследствие того, что она ассоциировалась с рабством. Хотя значительная часть ремесленных работ осуществлялась свободными людьми, последние много теряли от конкуренции с рабами, так что их работа называлась низкой и холопской.
Подобным же образом рабовладельческое общество делало унизительным экономическое и общественное положение женщин. И в самом деле, положение жен и дочерей греческих граждан куда хуже, чем во времена более древних цивилизаций. Им не было разрешено принимать участия в общественной жизни, и жилось им немногим лучше, чем домашним рабам. В результате вся работа по дому, которая требовала намного больше мастерства, чем в настоящее время, так как в нее входили, например, и ткачество и приготовление простых лекарств, не удостаивалась внимания философа. Ибо хотя философы использовали работу ремесленников для выведения своих идеи, таких, как идеи о развитии природы, они непосредственно были почти незнакомы с этой работой, и ничто не побуждало их совершенствовать ее, и вследствие этого философы не могли извлечь из нее то богатство проблем и предположений, благодаря которым в эпоху Возрождения была создана современная наука.
Архитектура
Необходимо сделать одно важное исключение из существовавшего тогда общего пренебрежения к механическим работам. Архитектура в Греции поднялась до уровня гражданской профессии, а не считалась просто ручным мастерством. Мы знаем великие красоты, пропорции и симметрии греческой архитектуры и выдающуюся ее последовательницу — римскую архитектуру. В настоящее время архитектура является прежде всего [художественным] мастерством, зависящим от геометрии и требующим составления тщательных чертежей. Поэтому архитектура вряд ли могла не оказать влияния на королеву греческой науки — математику. Два инструмента — циркуль чертежника и токарный станок — содействовали этому. Циркуль явился таким удобным, точным инструментом, что неудивительно, что греческая геометрия связала себя почти исключительно с линейно-окружными конструкциями. «Патронный», или винторезный, токарный станок с его возвратно-поступательными движениями происходит от лучкового сверла, которое было изобретено в период бронзового века; современный приводной токарный станок появился лишь в XIV веке н. э., хотя винторезный токарный станок используется до сих пор во многих частях света и прекратил свое существование в Англии лишь пятьдесят лет назад. На таком токарном станке стало возможным обтачивать цилиндры, конусы и шары, и они оказались замечательными пособиями для математика. Степень влияния техники на науку в Греции была не незначительной, но сравнительно гораздо меньшей, чем в более древних цивилизациях. Соответственно этому греческая наука развивалась более общим и независимым способом, но так как опыт недостаточно сдерживал науку, она имела тенденцию запутываться в домыслах и абстракциях.
Содержание и метод греческой науки
Тем не менее, современная наука произошла непосредственно из греческой науки, которая в общем определила ее развитие, метод и язык. Все общие проблемы, на основе которых выросла современная наука, — природа небес, человеческого тела или деятельность вселенной — были сформулированы греками. К несчастью, они также думали, что разрешили эти проблемы своим собственным, особо логичным, прекрасным, завершенным способом. Первейшей задачей современной науки после эпохи Возрождения было показать, что в большинстве случаев эти решения были бессмысленными или неправильными. И так как этот процесс занял почти четыреста лет, то это могло бы убедить нас в том, будто греческая наука скорее мешала, чем помогала решению этих проблем. Однако мы не можем сказать, были бы вообще поставлены эти проблемы, если бы греческой науки не существовало.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 812;