Методология исследования темы

Основной целью проводимого в настоящем докладе анализа является раскрытие картины саморазвития целостных социальных систем в региональных природно-климатических условиях под воздействием исторически изменяющихся социальных, технических и научных факторов.

Анализ темы будем вести на основе системно-генетического подхода, для чего необходимо рассмотреть человечество с момента его зарождения в историческом развитии как целостную систему, находящуюся в единстве с окружающей природой. При этом воспользуемся результатами ранее проведенных исследований закономерностей и движущих сил эволюции живого, в том числе на этапе предбиологической эволюции[3].

Вслед за Ж. Пиаже[4] будем исходить из понимания человеческого интеллекта как высшей формы развития адаптационных механизмов живого, при этом наука и техника предстают в качестве продуктов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих адаптацию человечества к природной среде. В дальнейшем изложении будем также учитывать, что человек наследует адаптивные механизмы живого, но у вида Homo sapiens адаптация развивается в форме социального, негенетического механизма накопления и наследования приобретенных адаптаций в форме знаний и навыков, механизма культурной эволюции.

При исследовании эволюции социальных структур будем также исходить из того, что в основе способности человеческого индивида воспринимать окружающий мир, взаимодействовать с себе подобными и адекватно вести себя в социуме лежит соответствующий набор шаблонов восприятия и поведения (объект-гипотез, по В.А. Лекторскому[5]), которые входят в матрицу человеческого сознания. Матрица представляет собой многослойное образование и лежит в основе взаимодействий индивида с другими членами сообщества, а социальные взаимодействия в своей совокупности представляют собой иерархическую систему (социальную форму движения материи). Матрица как социальный код передаётся из поколения в поколение и является основой механизмов самовоспроизведения и самосохранения социума как социальной формы материи <…>

Античность

Открытие металлов, особенно железа, и применение их для изготовления орудий труда, углубление знаний о свойствах природных объектов и совершенствование технологий привело к дальнейшему повышению эффективности производства продуктов питания. Народы железного века, перейдя к оседлости, оказались способными на некогда бесплодной земле создавать процветающие сельскохозяйственные и ремесленнические общины. Результатом было такое уменьшение превосходства ранних приречно-долинных цивилизаций, что они больше уже не выступали в качестве основных центров культурных достижений. Человечество сумело преодолеть уровень выживаемости по кинетическому пределу за пределами плодородных речных долин, в результате чего на островах в Древнегреческом регионе возникли самостоятельные античные поселения.

Эффективность античного земледелия уже в значительной степени зависела от знаний, навыков и инициативы работника. Здесь уже не требовались общественные работы с участием больших масс населения, следовательно не было условий для формирования крупных деспотических государств. В тоже время, общинники (в матрице сознания которых доминировали коллективные формы социальной организации), утрачивающие в результате социального расслоения гражданскую свободу, отстаивают личную независимость и экономические права в борьбе с родовой и имущественной аристократией, добиваются закрепления этих прав в законах. Стержень матрицы сознания у греков (не формализованного расслоением социальных ролей-функций) составило представление о личном достоинстве человека и другие коллективные ценности, а не ценность происхождения и социального положения, как в древних царствах. Поэтому античные поселения на островах, недоступных для древних сухопутных деспотических государств, самоорганизовались в демократические города-государства, в которых все решения принимались на основе коллективного обсуждения, сопоставления различных точек зрения и выработки мнения большинства свободных граждан. С целью обороны, города строились в удобных для этого местах - на вершинах холмов (Акрополь в Афинах), или на островах, подобно Тиру, и все горожане неизбежно были солдатами. Небольшие города железного века были проще и свободнее, чем города древних царств, расположенные в долинах рек.

Мировоззрение периода становления античности отражено в поэмах Гомера, которые являлись для греков общей основой поверий о богах и людях, об искусстве ведения войны и поддержания мира. В них содержалось столько мировоззренческих представлений, сколько вообще было необходимо среднему человеку. Изменяются акценты в понимании соотношения активности человека и богов, в центре эпоса люди или полубоги - герои, боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Все эти существа уже не полулюди-полузвери, как боги Древнего Египта. В гомеровском эпосе почти все природное и социальное имеют свою сверхъестественную человекоподобную ипостась, однако рудименты звероподобия всё-таки сохраняются, образы фантастических существ ещё сочетают отдельные черты животного. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях кровного родства.

Трансформации в понимании источников активности в природе и обществе сопряжены с изменением роли знаний в человеческой деятельности. В старой религиозно-мифологической традиции, как уже отмечалось, изготовление вещей понималось как совместное действие людей и богов, причем именно боги творили вещи, именно от божественных усилий и разума вещи получали свою сущность. В новой, научно-философской, традиции еще нужно было понять, что такое изготовление вещей, ведь боги в этом процессе уже не участвовали. Под природой понималась реальность, изменения и движения в которой происходили сами собой, а не в силу воздействия человека. Поскольку источником изменений, происходящих сами собой, в конечном счете, мог быть только бог, природа мыслилась одновременно и как живое, органическое, и как сакральное целое.

Производительность труда, возросшая благодаря совершенствованию технологий и орудий труда, привела к возможности производства избыточного продукта. Железный век - это первый век, когда товарное производство становится существенной частью деятельности, зарождается новый тип социальных связей, основанных не на коллективном хозяйстве, как в первобытном обществе или на силе – в древних царствах, а на взаимных интересах, обмене продуктами труда. Город почти с самого начала превратился в удобно расположенный центр ремесла и торговли, имеющий возможность получать извне сырье и даже рабочую силу - рабов в обмен на продажу своих продуктов. Вместе с тем, физический труд в античном обществе был уделом рабов, и свободные граждане относились к нему пренебрежительно. Это тормозило техническое развитие и ограничивало формирование научного знания в основном областью теоретических исследований.

Важнейшим результатом демократизации общественно-политической сферы античной Греции явилось формирование аппарата рационального логического обоснования, переросшего рамки средства непосредственного осуществления политической деятельности и превратившегося в универсальный алгоритм продуцирования знания в целом, инструмент трансляции знания от индивида в общество. Вера в то, что вселенная рациональна и что она во всех деталях может быть выведена чисто логически, исходя из первичных принципов, несомненно, способствовала на начальном этапе развития греческой науки освобождению людей от предрассудков.

Таким образом, в античности продолжают совершенствоваться механизмы адаптации человеческого сообщества как целостной системы к региональным природно-климатическим условиям за счёт развития социальных и научно-технических механизмов, что позволило ещё дальше отодвинуть границу кинетического предела развития живого. При этом возрастает роль интеллектуального компонента в механизмах человеческой адаптации, помимо материально-технического аспекта, непосредственно вызывающего рост производства продуктов питания, происходит изменение в понимании сущности взаимоотношения в системе «человек – природа», закладывается новое качество этого взаимодействия на основе его научного понимания.

 


[3]








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 844;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.