Ионийский натурализм
Обычно считается, что греческая наука возникла в ионийских городах Малой Азии, в частности в Милете, имевшем наиболее тесное общение с древними цивилизациями, а также в новых греческих колониях, которые были созданы в Италии и Сицилии. Она появилась в VI веке до н.э., как раз в то время, когда рушилось господство старой земельной аристократии и власть переходила к различным местным деятелям — тиранам, которых поддерживали торговые классы. Греческий мир VI века до н.э. был миром усиленной экспансии. Его торговым центром была сначала восточная часть берегов Эгейского моря, заселенная главным образом ионийцами, одной из наиболее старых племенных групп греков, живших на материке. Они создали колонии по всему Средиземному морю вплоть до Марселя, Неаполя и Сицилии, а также на востоке вплоть до берегов Черного моря. Когда под давлением персов они были вынуждены покинуть свои старые места, их новые поселения — колонии — превращались в торговые и культурные центры, по существу, такого же характера. Вот почему есть основание включить Фалеса, родившегося в городе Милете, Гераклита — из расположенного неподалеку Эфеса, Пифагора — беженца с острова Самос, поселившегося в Южной Италии, и Эмпедокла из Сицилии в одну группу ионийских философов.
В эту эпоху — при таких условиях традиции были не в почете — и создалась возможность получить новые ответы на старые вопросы. Величайшим достоинством греческой мысли раннего периода было то, что она пыталась просто и конкретно ответить на все эти вопросы. Это была попытка сформулировать теорию о мире — из чего он состоит и как он действует — в понятиях повседневной жизни и труда.
Философы и мудрецы
Люди, задававшие подобные вопросы и отвечавшие на них, только позднее были названы Сократом философами, то есть любителями мудрости. В то время их называли софистами, то есть мудрыми людьми. В настоящее время мы мало знаем о них или об их убеждениях; большинство сведений сохранялось благодаря устным преданиям, и, наконец, несколько отрывков было сохранено в ссылках в работах Платона и Аристотеля, которые использовали их главным образом для опровержения или высмеивания своих предшественников. Тот факт, что об этих людях знали и помнили и что предание об их жизни сохранилось, показывает, насколько значительными они должны были быть в свое время. Когда после войн начала железного века выкристаллизовывалась новая цивилизация, эти философы явились как представители нового общественного типа. Тем не менее, они были, по существу, мудрыми людьми, мудрецами, которые подхватили и распространили старые знания древнего Востока, приспособив и усовершенствовав их в соответствии с новым временем. Они также были пророками и руководителями религиозных тайных обрядов, часто основывали полумонашеские общины, которые одновременно являлись школами. Преуспевшим, а мы знаем только о таких, обычно удавалось обеспечить себе положение политического или ученого советника какого-либо тирана или демократического правителя; с ними советовались, а возможно, они и сами давали непрошенные советы по любым вопросам. Если они ссорились со своим покровителем, то их место обычно захватывали соперники. Если за каким-либо правительством стоял знаменитый философ, то это увеличивало престиж и устойчивость последнего. Периклу, например, было выгодно присутствие Анаксагора, но когда этот философ зашел слишком далеко в своем пренебрежении к общепринятым убеждениям - он был изгнан. Независимо от того, покровительствовали ли этим философам аристократы или демократы, почти все они были зажиточными людьми. Мы слышали лишь о немногих, кому приходилось зарабатывать себе на жизнь; Протагор и другие софисты V века получали плату за обучение. Платон, достаточно богатый, чтобы не нуждаться в этом, насмехался над этим делом. Он понимал, что они утрачивали свое независимое положение философов.
[2]
Экологический фактор в истории человечества[2]
Еремин А.Д
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1170;