Негенетические механизмы адаптации и связь двух поколений
Наследуемые программы поведения животных всегда настроены на наиболее вероятное окружение, определенный тип жизненного пространства. Отбор наследуемых признаков соответствует своего рода усредненному окружению, сохраненному в длинной веренице поколений. Такой «усреднённый» способ поведения не всегда является наиболее эффективным в многообразии конкретных жизненных обстоятельств. В процессе эволюции эффективность адаптационного поведения была повышена за счёт формирования способности запоминания наиболее эффективных способов деятельности каждым индивидуумом, т.е. за счёт накопления особью жизненного опыта.
Такая способность у животных сформировалась за счёт разрыва непосредственной связи между информационными подсистемами (сенсорной, принятия решения и моторной реализации) и возникновения способности сохранения промежуточных результатов их работы в форме признаков важных факторов и объектов окружения, а также оптимальных способов реакции. Так у животных сформировалась индивидуальная память и способность к научению. В основе механизмов научения и памяти лежат эффекты на уровне молекулярных процессов в синаптических структурах нейронов, в частности, снижение выделения молекулярного носителя передаваемого между нейронами сигнала – медиатора. Ф. Кликс следующим образом описывает данный эффект:
«Оказывается, что повторное раздражение сенсорного нейрона приводит к уменьшению количества свободных ионов кальция. Как уже известно, это уменьшает число «квантов» медиатора, выбрасываемых в синаптическую щель, что редуцирует величину постсинаптического потенциала действия и в конечном счете ослабляет моторный эффект стимуляции. Так возникает привыкание»[1].
Способность сохранения в памяти опыта адаптивного поведения, отбор и закрепление эффективных образцов практической деятельности организма привели к дальнейшему развитию и возрастанию роли выше названной матрицы шаблонов психической деятельности, превращению её в важнейший для выживания вида способ накопления адаптационных механизмов.
Развитие памяти, других компонентов нервной системы привело к увеличение сроков внутриутробного развития детеныша, что вошло в противоречие с физиологическими последствиями для самок, снижающими их способность к выживанию и воспроизводству потомства. В результате изменился механизм воспроизводства: детеныши стали рождаться с недостаточным для самостоятельного существования развитием, возникла необходимость в последующем их выкармливании и воспитании. Благодаря этому появилась возможность использовать способность к научению и передать негенетическим путем от взрослого к детенышу часть индивидуального адаптационного опыта. Это повысило выживаемость популяции и создало связь двух поколений, и, как следствие, у высших животных - послужило основой для последующего развития социальных структур животного мира. Но о закономерностях самоорганизации социальных систем в мире живого речь пойдет в следующей статье.
[2]
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 589;