IV этап(с середины XX в. по настоящее время)– психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики
До середины XX века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих, несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм.
Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.
Важным психологическим направлением, возникшим в период «открытого кризиса», явилась гештальтпсихология (приблизительный перевод с немецкого: психология формы), связанная в первую очередь с именами германских исследователей М. Вертгеймера (1880 – 1943); К. Коффки (1886 – 1941) и В. Келера (1887 – 1967).
Макс Вертгеймер (1880 – 1943) – немецкий психолог. Изучал философию и психологию в университетах Праги, Берлина и одновременно посещал лекции по музыке, физиологии, истории искусств. В 1905 году получил докторскую степень, защитив диссертацию. Занимался проблемами музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», парапсихологией. Известны его разработки «детектора лжи». |
В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов, и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода, причем не только в психологии, но в науке в целом). Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.
Гештальтпсихология, возникшая как направление исследования познавательных процессов, оказала влияние на психологию в различных ее проявлениях. Предметом исследования оказались целостные структуры (гештальты), что же касается практических приложений, то они определяются тем, как используют те или иные положения, конкретные направления практической психологии.
Курт Ко́ффка (1886 – 1941) – немецкий психолог. Обучался в Берлинском университете получил степень доктора философии. Вместе с Келером участвовал в экспериментах Вертгеймера, посвящённых изучению восприятия движения. С ними основал журнал «Психологическое исследование». У Коффки был дальтонизм, отчасти поэтому он изучал цветное зрение, остаточные образы и феномен «фигура–фон». |
Идеи гештальтпсихологии оказались чрезвычайно эвристичными: по существу был открыт новый способ психологического мышления. Несмотря на то, что в «чистом» виде это направление в современной психологии практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего тем значением, которое оно несет в культуре в практике конкретного человека), многие идеи гештальтпсихологов оказали глубокое влияние на развитие и возникновение ряда психологических направлений: идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальтпсихологии во многом определили идею проблемного обучения и т.д.
Немецко-американские психологи Курт Левин и Фредерик Перлс заимствовали у этой науки ряд принципов, которые распространили за пределы психологии познавательных процессов – в область психологии личности.
Курт Левин (1890 – 1947) – немецко-американский психолог. В Америке основал научно-исследовательский центр по проблемам групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Ввел в психологию понятие «группы». Имел широкий круг интересов, эрудирован в вопросах биологии, физики, математики. Его любимая фраза: «Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости». |
Курт Левин вошел в историю науки как автор так называемой «теории поля». Вслед за гештальтпсихологами (с которыми он одно время непосредственно сотрудничал) он полагал, что образ мира формируется как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт (озарение). Понятие «поля» связывается К. Левином с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено (аналог физического поля; как и гештальтисты, К. Левин утверждал тождество физических и психологических закономерностей), когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу. Например, если мы хотим есть, то появившийся в поле зрения бутерброд «притягивает» нас (в терминах К. Левина, имеет положительную валентность), но удовлетворив голод иначе, мы теряем к нему интерес. Ситуации, в которых поведение человека определяется объектами поля, называются «полевое поведение»; его «нормальный» вариант предполагает, что объект управляет поведением в силу того, что соответствует потребности. В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.
Фредерик Перлс – создатель одного из наиболее влиятельных направлений современной психотерапии – гештальттерапии, помимо гештальтпсихологии наследовал ряд идей психоанализа и некоторых других направлений. Хотя Перлс был противником теорий как таковых, тем не менее, он сформулировал некоторые положения, дабы не допустить превращения гештальттерапии в простое использование приемов (которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно много).
Принцип целостности им распространяется и на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Перлс считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т. е. бытия человека. Кроме того, идея целостности – и это уже от гештальтпсихологии – означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается «контактная граница» между индивидом и средой; у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход – завершением. Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т. е. «незаконченных», неотреагированных проблем, что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий (предполагается, что жизнь в настоящем есть истинная жизнь). Перлс этого не доказывает. Вообще, отказ от строгого обоснования – одна из примет современной психотерапии. Главное, по Перлсу, это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных, поверхностных способов поведения – клише, т.е. стереотипных способов взаимодействия, и игр или ролей, в которых мы притворяемся такими, какими хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к «внутреннему взрыву», переживаемому как страх смерти или смерть, а затем – к внешнему взрыву – вспышке эмоций (гнев, горе, радость жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии, невозможность жить в настоящем.
Фредерик Саломон Перлз ( 1893 – 1970) – выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт. Получив степень доктора медицины, начинает заниматься психиатрией. Изучал медицину без особого интереса, рассматривал ее как путь в философию и физиологию. В Южной Африке в г. Йоханнесбурге основал Психоаналитический институт, в США – Институт гештальттерапии. |
Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение в 60-е годы нашего столетия названия и формулирование основных принципов направления связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу.
В центре гуманистической психологии – понятие становления личности, представление o необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.
Обозначим основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил» (психоанализа и бихевиоризма).
Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.
Маслоу Абрахам Харольд (1908 – 1970) – американский психолог. В Висконсинском Университете получил степень бакалавра по психологии, позже – магистра гуманитарных наук, доктора. Преподавал психологию в Бруклинском колледже и Университете Брандейса. Некоторое время был президентом Американской психологической ассоциации. Впоследствии занялся философией демократической политики, экономики и этики. |
В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.
B отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.
Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т. е. творческая направленность. Она у всех врожденная, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.
Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности: прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).
Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике — психотерапии и педагогике.
Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.
«Сердце» концепции Маслоу — его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):
1. Базовые физиологические потребности;
2. Потребности, связанные с безопасностью;
3. Потребности, связанные с любовью и приятием;
4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением;
5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.
Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности следующий: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.
В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.
Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек – высшая ценность и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.
Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX в. Карла Роджерса. Для него понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.
Человек, как и другие живые организмы, по Роджерсу, имеет врожденную тенденцию расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает, несмотря на то, что на его пути встают препятствия. Существует много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.
По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.
Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987) – прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался спортом, шумными играми и практически не имел друзей. Получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в педагогическом колледже при Колумбийском университете. Преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. |
Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.
Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура «Я», т.е. самосознание.
Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием «Я» у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь его выработки связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других.
Ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгруэнтность». На уровне проявлений это означает тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориентиров» – они нестабильны. Отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр.
Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс, безусловное позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие» его. Ребенок должен знать: он любим независимо от того, что делает. Тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоакгуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим».
Роджерс развивал «личностно-центрированную» терапию, принципы которой (главное внимание – личности как таковой, а не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функционирующей личностью». Свойства же полностью функционирующей личности в понимании Роджерса во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка
до переориентации на условия получения одобрения.
Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология представлены А. Маслоу как «три силы» в психологии. На роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 60-е годы «трансперсональная психология», ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т.п., т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционных позиций. В центре трансперсональной психологии (т.е. «психологии за пределами личности») так называемые измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф, разработавший метод холотропного дыхания (холотропный – ведущий к целостности), именуемый также ребефингом (возрождение), что имеет и прямой смысл, так как в измененном состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рождения, и символический – духовное воскресение. При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специальной музыки (часто говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества).
Станислав Гроф (род. в 1931 г. в Чехословакии) – практикующий психиатр-клиницист. Изучал применение ЛСД для лечения психических расстройств. В настоящее время – профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Один из основателей Международной трансперсональной ассоциации. Открытия Грофа вдохновили культовых режиссёров братьев Вачовски на создание кинотрилогии «Матрица». |
Согласно представлениям основоположников этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.
Таким образом, на данном этапе можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки:
1) развитие существующих парадигм;
2) появление новых парадигм;
3) формирование различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии;
4) экспансия наиболее развитых парадигм на различные отрасли психологии;
5) развитие связей психологии с другими дисциплинами (психолингвистикой; психофизиологией; нейропсихологией; генетической психофизиологией).
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2809;