Эволюционные модели социокультурной динамики
XIX веке эволюционная теория Ч. Дарвина побудила ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции, звено ее цепи. Эволюционизм надолго становится ведущим направлением социогуманитарной мысли, опираясь на представления о единстве законов истории природы и истории человека, единстве метода естественных и социогуманитарных наук.
Эволюционизм опирается на концепцию развития, разработанную английским социологом Гербертом Спенсером, который видел во всех происходящих явлениях часть общего необратимого процесса эволюции, включающего интеграцию и дифференциацию. Говоря о "законе эволюции", Спенсер имел в виду не "улучшение жизни", а движение от однородности к разнородности, причем ускоряющееся движение. Он утверждал также неизбежность регрессивных процессов. Таким образом, социокультурный процесс является дивергентным, а не линейным движением, включает в себя целый ряд относительно автономных процессов.
Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению. Механизмы адаптации (биологические и культурные) и составляют эволюционное развитие, которое разворачивается как дифференциация и усложнение первоначальной, синкретичной "зародышевой" формы.
Можно выделить две основных эволюционных модели: однолинейную и многолинейную.
Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тайлора, Л. Моргана, Дж. Фрэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяется три универсальных последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации общества и человека.
Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизме, где на основе синтеза моргановских идей и немецкой, классической философии в лице Г. Гегеля, вскрывшего механизм и источники диалектического развития (возникновение, борьбу и преодоление противоположностей), обосновывается диалектико-материалистическое понимание истории. В основе прогрессивного развития человечества, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, лежит диалектика производительных сил и производственных отношений. Научно-технический прогресс приводит к изменению образа жизни людей, их культуры и быта. В своем поступательном развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономических формаций, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное, антагонистическое развитие.
Универсалистский подход характеризует концепцию немецкого философа-экзистенциалиста Карла Ясперса (изложена в труде «Смысл и назначение истории»).
Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. В мировой истории Ясперс выделяет четыре великих периода:
1. «Прометеевская эпоха» - доистория человечества. В эту эпоху происходило формирование человека, закладывались основы его бытия. Факторами развития Ясперс считает использование огня и орудий, появление речи, способов социального регулирования (табу), образование групп и сообществ, развитие мифологического сознания. По сути, «прометеевская эпоха» соответствует историческому периоду первобытности.
2. «Эпоха великих культур древности». Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара (это шумеро-вавилонская, египетская и эгейская, древнеиндийская и древнекитайская культуры). Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и развитие технической рационализации хозяйства.
3. «Эпоха духовной основы человеческого бытия» («осевое время»). Согласно Ясперсу, в истории человечества это была эпоха формирования духовных основ культуры (она длилась с 8 века до н.э. до 2 века до н.э.). В эту эпоху происходит открытие личности, развитие интеллекта, формирование нравственности и т.п. Это происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Под этим импульсом культура развивалась еще около двух тысячелетий (до XVIII в.).
4. «Научно-техническая эпоха». По своей значимости соответствует «прометеевской», только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии и т.д. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых будет аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго «осевого времени» - подлинного становления человека.
Основные противоречия концепции К. Ясперса относятся к его гипотезе «осевого времени», однако эта теория остается на сегодняшний день одной из авторитетных заявок на обоснование единства процесса развития культуры.
Философов и теоретик культуры К. Леви-Строс считал, что нельзя отождествлять прогресс человечества с однолинейным подъемом по ступеням лестницы, поскольку социокультурная динамика идет одновременно по нескольким направлениям, и ее нельзя измерять лишь уровнем технических достижений. Например, Индии бесспорно принадлежит приоритет в философско-религиозном творчестве, а культуры Востока опережают западный мир в области познания физической сущности человека, связей между психическим и физическим.
Разнообразие форм бытия культуры, по мнению К. Леви-Строса, вытекает из специфики природно-географического положения народов (объективный фактор) и из стремления культивировать свои собственные оригинальные способы и стили жизни (субъективный фактор). Людям свойственно неприятие иных культур — этноцентризм — и отождествление представителей других культур с "дикарями", "варварами". Оригинальность и самобытность культур, согласно концепции К. Леви-Строса, является результатом особых способов реализации аналогичных человеческих ценностей разными культурами.
Многолинейная эволюционная модель отказывается от всеобщих законов эволюции и признает множественность путей социокультурного развития. В рамках этой модели исследования ограничиваются обобщением эмпирических результатов, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов.
Выдающийся французский биолог, философ и теолог, приверженец концепции "христианского эволюционизма" Пьер Тейяр де Шаден (1881 — 1965) понимал человека как природное существо, обладающее духовной жизнью. Именно этот внутренний мир человека и порождает особое видение окружающего. Эволюция жизни понимается им как развитие сознания и духовности.Появление сознания и рефлексии— это шаг от биологического к социокультурному развитию; без этого было бы невозможно возникновение человеческой психики, мысли, разума, души, и, наконец, культуры как целостного явления и достояния человека.
Путь эволюционного развития мира представляет собой постепенный переход биосферы в "ноосферу", то есть сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека. Результатом такого перехода должна стать, по его мнению, "сверхжизнь" — состояние полного окончания всех эволюционных процессов: исчезновение всяких различий между людьми (расовых, религиозных, экономических), когда человечество сольется в единое целое с природой и Богом.
Современные исследования выделяют два эволюционных потока — общий и специфичный. Эволюция культуры понимается как процесс развития человеческого рода внебиологическими средствами (культивирование технологий совместного существования и взаимодействия со средой, способов социализации, знаковых систем и т.д.). Различия жизненных условий обусловливают специфику этих средств и самих культур. Процесс адаптации к конкретным условиям существования, то есть развитие отдельных культур, называется специфичной культурной эволюцией. А универсальный процесс последовательной смены стадий перехода от простого к сложному — общей эволюцией.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 960;