Социокультурные ориентиры науки
1. Истина и польза. Достижение истины является целью деятельности ученого. Но общество (народ, государство, социальная группа) проявляет заинтересованность только в тех истинах, которые представляются нужными и полезными, а к прочим относится безразлично или даже отказывается их признавать. На ранних этапах своего развития наука была чем-то вроде интеллектуальной игры, любительским занятием и не требовала больших затрат.
Современная наука начинает требовать все больше средств, для своего развития. Ей нужны ученые-профессионалы, и притом в растущем количестве. Наука уже не может существовать как частное дело одиночек-любителей и нуждается в поддержке со стороны. Но она может получить материальную поддержку, лишь доказывая на деле свою полезность для общества. Поэтому происходит сдвиг в социокультурных ориентирах науки: перед учеными рядом с задачей поиска истины встает задача служения общественной пользе. «Чистая» истина остается внутринаучной ценностью, но право ученого на стремление к ней обосновывается вненаучной, общественной ценностью результатов. В общественном сознании научная истина ставится на службу пользе.
В настоящее время затраты на науку даже в развитых странах распределяются так, что на долю фундаментальных исследований, не приносящих обществу (по крайней мере в ближайшем будущем) практической пользы, расходуется в 100 раз меньше ресурсов, чем на прикладные исследования и разработки, имеющие практическую направленность. Это значит, что в современной науке принцип «служения пользе» имеет приоритет над принципом «служения истине».
2. Автономия и социальный контроль. В научном сообществе выдвигается принцип автономии науки. Сторонники этого принципа подчеркивают, что наука имеет собственную логику развития, и только специалисты могут правильно определить наиболее важные и перспективные — в том числе и в плане социальной полезности — направления ее развития. Поэтому общество не должно вмешиваться во внутренние дела науки. Ученым надо предоставить свободу исследовательской деятельности, возможность самостоятельно выбирать ее проблематику и решать, на что и как должны расходоваться средства.
Общество же выдвигает принцип социального контроля над научной деятельностью. Поскольку общество содержит науку, оно имеет право контролировать ее развитие. Один из наиболее часто дискутируемых ныне вопросов — это вопрос о том, должны ли пользоваться ученые полной свободой выбора целей и средств исследований или же эта свобода должна как-то ограничиваться обществом. С одной стороны, нельзя препятствовать развитию научных знаний, какими бы опасными или вредными они нам ни казались. Научное знание само по себе не может быть вредным: вред может проистекать только от его злонамеренного использования, которое и должно обществом пресекаться. Главное — в науке должны быть запрещены антигуманные и противоречащие нравственным нормам методы исследования; должны быть признаны недопустимыми эксперименты, последствия которых несут угрозу существованию человечества, чреваты экологическими, социальными, генетическими и прочими катастрофами.
С другой стороны, трудно предвидеть все возможные — как полезные, так и вредные — изменения, которые они способны внести в нашу жизнь. Поэтому нельзя категорически налагать раз и навсегда запрет на какие-либо исследования. В каждом отдельном случае этот вопрос требует специального обсуждения.
Приходится признать, что неограниченной свободы исследований у ученых быть не может. Общекультурные, и в первую голову нравственные ценности всегда имеют приоритет над интересами развития науки. Развитие науки сегодня невозможно без тех или иных форм регулирования и контроля научной деятельности со стороны общества.
3. Нейтрализм и социальная ответственность. Позиция нейтрализма состоит в убеждении, что проблемы науки необходимо отделять от религии, политики, этики и вообще от социальных и идеологических проблем. Ученый должен выполнять свое дело — исследовать, открывать, разрабатывать, проектировать. А как и в каких целях будут использоваться результаты его исследований и проектов — это уже вопрос, выходящий за пределы науки. И ответственность за его решение лежит не на науке и не на ученых, а на тех, кто имеет право и власть принимать решения по этому вопросу.
С точки зрения противоположной позиции должна существовать социальная ответственность ученого. Ученый должен нести ответственность перед обществом как за методы и цели своей научной деятельности, так и за ее результаты и последствия. Ученый не должен нейтрально, бесстрастно взирать на то, как используются достижения науки. Ученые не имеют права перекладывать ответственность за последствия своей деятельности на социальные силы, правительства, фирмы или отдельных лиц, которые заказывают и оплачивают их работу.
В настоящее время идея социальной ответственности ученых получает всеобщее признание. На практике же окончательное решение по общественно важным вопросам, ориентирующим науку на те или иные задачи, редко принимаются самими учеными. И здесь принцип социальной ответственности ученых должен быть важнейшим социокультурным ориентиром для них. А если уж принятые властными органами решения не отвечают тому, что подсказывает ученым их совесть, то они должны отказаться от участия в выполнении таких решений и поднимать голос протеста. В противном случае они несут социальную ответственность за свое участие.
Литература:
1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. - с. 153-281.
2.Гатальська Н. Філософія культури – К., 2005. - с. 158-182.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1266;