Волновые модели социокультурной динамики
Исследователи неоднократно пытались понять суть циклических процессов, изучая политические и хозяйственные циклы, закономерности художественной культуры, науки, повседневной жизни. Наиболее значительный материал по разработке моделей волнообразных динамических процессов накоплен в экономике.
Еще в начале XIX века были выделены, "торгово-промышленные циклы", фиксирующие колебания экономики в пределах 7 — 11 лет, и периодические кризисы в хозяйственной жизни. Уже К. Маркс отмечал, что наряду с этими поверхностными кризисами существуют колебания с более значительным периодом. В конце XIX — начале XX века были названы факторы, обусловливающие подобные колебания: введение новых технологий, открытие новых рынков, соотношение спроса и предложения, межотраслевые связи, накопление и перераспределение капитала (М. И. Туган-Барановский, А. И. Гельфанд — в России, Ван Гельдерн и С. де Вальф — в Голландии и др.).
Современные представления об экономических волнах базируются на теории русского социального мыслителя Николая Дмитриевича Кондратьева(1892 —1938). Анализ экономических изменений, соотнесенных с политическими и социальными факторами, позволил ему разработать теорию длинных экономических волн с периодом 48 — 55 лет.
Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы включает в себя четыре фазы: повышение, перелом, понижение и переход. Первому периоду предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах. В это время происходит обновление и расширение основных капитальных средств, изменение и перегруппировка производительных сил. Совокупность данных факторов приводит к рентабельности крупных инвестиций в производство, внедрению новых технологий, созданию новых производительных сил, новому капитальному строительству.
Во второй фазе (переломной) инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится не эффективной (дефицит капитала, замедление капитального инвестирования, понижение рыночных цен приводят к угасанию экономической жизни).
Третья фаза (понижение — депрессия) характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис, подготавливается переход движения от депрессии к подъему (радикальные технологические изменения производства, вложения в принципиально новую технику, изменение технологической парадигмы). Уже в этой фазе, таким образом, закладывается и формируется новая организация экономической системы.
Для четвертой фазы (переходной) характерно, что предшествующая экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся формы хозяйственной жизни в рамках старой экономической структуры еще не могут переломить ситуацию. Борьба нового со старым продолжается 7 — 10 (иногда более) лет. После перелома волны (связанного с удешевлением капитала) опять следует подъем экономической активности, то есть начинается новая "длинная экономическая волна"[с. 172].
Исследование экономических циклов позволило австрийскому экономисту и социологу Йозефу Шумпетеру(1883 — 1950) выявить механизм, объясняющий волновую смену нестабильности и накопления капитала — это колебания технологических нововведений. Он утверждал, что технические инновации изменяют производство, инициируют появление структурно-новых коммерческих операций, товаров, расширяют процесс накопления денежной массы. Совокупность этих изменений лежит в основе смены фаз экономического цикла
Американский социолог Питирим Сорокин (1889 —1968) предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, — считает Сорокин. Основными типами культуры Сорокин считает идеациональный и чувственный (сениситивный). Они сменяю друг друга в истории развития культуры.
В идеациональной культуре подлинной реальностью считается сверхъестественное, недоступное органам чувств бытие. Среди человеческих потребностей и желаний на первом плане находятся духовные. Способ их удовлетворения – не столько изменение внешней среды, сколько трансформация личности, добровольная минимизация физических потребностей, аскетизм.
В основе сенсетивной культуры лежит чувственное восприятие действительности. Потребности и стремления людей носят главным образом материальный, физический характер. Способ их удовлетворения заключается в приспособлении и эксплуатации внешней среды. Пример – поздний Рим, Западная Европа после Возрождения. Мировоззрение ориентировано на практическое освоение, материализм. Система истины – чувственное познание, рационализм. Искусство тяготеет к реализму и натурализму. Ценности – польза, удовольствие, счастье. Этика – утилитаризм, разумный эгоизм. Право – носит социальный характер, прагматизм. Типичное явление – рост преступности.
П. А. Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» идеационная и сенситивная культура никогда полностью не реализуются в каком-либо конкретном обществе. Но в одни периоды истории конкретных обществ господствует идеационная культура, в другие – сенситивная, а в третьи – оба эти типа культуры «смешиваются в различных пропорциях». Таких культур смешанного типа может существовать множество. Но цельная, интегрированная форма смешанной культуры получается только тогда, когда удаётся более или менее непротиворечивым образом логически согласовать противоположные понимания реальности и привести их в единство. Возникающую на такой основе культуру П. А. Сорокин называет идеалистической. Пример – культура Возрождения.
Динамика социокультурного развития, по Сорокину, представляет непрерывный переход из идеационной к сенситивной культуре. Она сопровождается войнами и катастрофами.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 618;