Культурные различия между Западом и Востоком
Запад | Восток | |
Особенности образа жизни | Познание внешнего мира и активное воздействие на ненр; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни | Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы. |
Философия | Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; владение даром слова. | Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается личным примером. |
Наука | Развитие науки, как практической, так и теоретической. | Развитие преимущественно практических знаний. |
Искусство | Утилитаризм, визуальность, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм. | Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы, неиндивидуализированность стиля. |
Этика | Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций. | Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность. |
Политическая жизнь | Динамизм | Инерционность |
Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада (так, по мнению востоковедов, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в специфически восточных формах). В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними.
Север и Юг
Наряду с проблемой «Восток—Запад» в последнее время все большую. важность приобретает проблема «Север—Юг». Под «Югом» здесь понимается социокультурный мир народов субтропического пояса - африканского континента, Меланезии, Океании. Живущие же севернее народы образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пересекается с миром Востока и противопоставляется главным образом миру Запада. Наиболее отчетливо его специфика выступает в образе жизни аборигенов тихоокеанских островов и «черной Африки».
«Южный» регион — это прародина человечества: современные антропологи склоняются к признанию моноцентрической теории происхождения человека, согласно которой род человеческий ведет начало от живших на африканском континенте 3-4 миллиона лет назад предлюдей. Природные условия (богатство флоры и фауны, теплый климат) не требовали от южных народов развития форм материального производства, характерных для более суровых зон земного шара. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поколению один и тот же, мало изменяющийся объем знаний и традиций, обеспечивающих жизнь людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства.
Однако свойственная южному типу культурно-хозяйственной жизни застойность превратила Африку и острова Океании в колонии европейских государств. Движение за независимость вызвало у них бурный подъем национального самосознания и стремления защитить, утвердить и возвысить достоинство своей самобытной культуры.
К настоящему времени население Юга составляет около одного миллиарда человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообразен. Повсюду сохраняются и играют большую роль в организации жизни традиционные формы мифологии и магии, включающие в себя древние верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами. Наряду с древними местными языческими религиями распространены буддизм, ислам и христианство.
Искусство народов Юга отличается экспрессией — бурным выражением эмоций, что особенно чувствуется в музыкально-танцевальном искусстве. В изобразительном искусстве преобладают яркие краски, острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характерных признаков животных и людей. Удивительно разнообразны варианты украшения человеческого тела. Музыка и танец, живопись и скульптура проникнуты магической символикой. Скрытый смысл ее понятен только посвященным. Что именно означают те или иные произведения и их отдельные элементы, знают иногда лишь прошедшие инициацию члены рода или шаманы.
В настоящее время получает все большее распространение мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В наиболее развернутом виде эта мысль воплотилась в негритюде— распространенном на Юге направлении общественной мысли, утверждающем исключительность исторических судеб Африки и особую роль негритянской культуры в развитии человечества.
Один из идеологов негритюда, современный африканский мыслитель Л. Сенгор, утверждает, что негры иначе, чем европейцы, относятся к природе, к окружающей среде. Негр — дитя природы, он находится в живой, непосредственной связи с нею. Если для европейца главным орудием познания мира является рациональное мышление, то для негра — чувства, эмоции, «непосредственное сопереживание» происходящих в мире процессов. Мир для него полон магии и одушевлен. Стихия африканца — танец, музыка, спорт, теплота человеческих отношений. Ему не нужна бездушная техника, отгораживающая людей от мира. Чужда ему и абстрактная, обезличенная наука белых людей: он постигает все и без нее — с помощью, своей «африканской науки» чувствования и сопереживания.
По Сенгору, негритянская культура — антипод культуры белых народов Севера. Он считает, что африканская культура не только встает наравне с западной, но и во многих отношениях превосходит ее. Сенгор полагает, что будущее человечества должно лежать на путях принятия ценностей негритянской культуры.
Культура Юга уже сейчас оказывает заметное воздействие на Север. Вливание «свежей африканской крови» заметно обновило и эмоционально обогатило искусство Севера, в особенности музыку и танец (джаз, рэгги, диско, рэп, брейк-данс). Искусство Юга наложило свой отпечаток на творчество выдающихся европейских художников конца XIX — начала XX века (Гоген, Матисс, Пикассо, Дали и др.). Эхо африканской культуры можно заметить и в области философии (например, в концепции «уважения к жизни» европейского мыслителя XX века А. Швейцера). Благодаря негритянским спортсменам стали живее, острее и динамичнее многие спортивные зрелища — футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика.
5. Цивилизации, их типология
О смысле понятия «цивилизация»
Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis — гражданский, общественный, государственный. В XVII-XVIII веках «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости». Л. Морган, Ф. Энгельс и другие историки и философы рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. К концу XIX века в обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.).
Соотношение культуры и цивилизации. Культура понимается как внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собой его «вещное тело». Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура — это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация — это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.
В сочинениях философов, трактующих цивилизацию таким образом, проводится мысль, что цивилизованный человек — это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности — превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения личности. Цивилизованный же человек — это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. Если это соблюдение не стало для него внутренней необходимостью, то его нельзя считать подлинно культурным.
Развивая эти взгляды на цивилизацию, немецкий философ Освальд Шпенглер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эволюции современного западного мира («Закат Европы»). Цивилизация у Шпенглера выступает как последняя стадия развития всякого социокультурного мира, эпоха упадка творческой силы и погружения в бездуховное существование.
Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилось. У одного из крупнейших историков XX века Арнольд Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Современный американский исследователь Сэмюэл Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними.
Итак, понятие цивилизации может означать:
• исторический процесс совершенствования жизни обществ ( Поль Гольбах);
• образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Льюис Морган);
• материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Георг Зиммель);
• последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культуры, эпоху смерти этой культуры (Освальд Шпенглер);
• любой отдельный социокультурный мир (Арнольд Тойнби);
• наиболее широкую социокультурную общность, представляющую собой самый высший уровень культурной идентичности людей (Сэмюэл Хантингтон).
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1531;