Индо-буддийский тип культуры.
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений. Это прежде всего Веды, создание которых относится к 2000 г. до н.э. – свод гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы. В Ведах зафиксированы раннемифологические представления ариев.
Упанишады (800 г. до н.э.) – следующий шаг в развитии религии индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине, смерти и бессмертии.
В Упанишадах четко сформулированы идеи Брахмана и Атмана. Брахман — абсолютная реальность, абсолютная духовность. Вне его ничего нет, и все сущее заключено в Брахмане. Атман — осознание индивидом собственного «я», завершающееся признанием тождественности Атмана и Брахмана.
Упанишады дали толчок к развитию религиозно-философского мышления, и вскоре сформировались шесть его основных школ. При всем своем единстве шесть школ классической индийской философии затрагивают различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру и представляют собой различные способы его понимания. К этим школам относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. В системе брахманизма все они считаются равноправными формами толкования истины.
В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей — это мировой закон жесткой обусловленности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни. Самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед и почитание брахманов — все это сулит смертному высокое положение в обществе после возрождения его души.
В VI в. до н.э. начал формироваться буддизм. Его основоположник — Будда, который принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Его подлинное имя — Сиддахартха. Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенареской проповеди. Она сродни Нагорной проповеди Иисуса Христа. Учение Будды глубоко нравственное. Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.
В основе всех ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. Вследствие этого во вселенной поддерживается порядок, господствует закономерная связь явлений и смена событий.
В рамках всемирного закона личность свободна, но она стоит перед вечностью жизни и переселением душ. Карма — это страж и переселения душ, и причинности, закономерного воздаяния личности за ее прежние дела. Случайность и беспричинное зло в индо-буддийской культуре исключены. Каждому — свое.
На систему ценностей индо-буддийской культуры наложил глубокий отпечаток кастовый строй. Каждая варна – это не только замкнутая социальная группа со своими традициями и представлениями, но и олицетворение определенной культурной ценности. Не представляет большой ценности обладание богатством, поскольку цель жизни состоит не собирании сокровищ, а в освобождении от власти кармы. Прожитая жизнь оценивается не по накопленному, а по тому, насколько она была моральна и благосчестива.
Вследствие этого в индо-буддийской культуре не культивируется ни социальная активность, ни классовая и политическая борьба, идея равенства не имеет никакой значимости, поскольку противоречит закону кармы. Лучшие достижения индо-буддийской культуры – отказ от насилия, нравственная чистота, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой – обогащают мировую культуру.
Итак, индо-буддийская культура характеризуется: философичностью, акцентом на религиозно-детерминированном поведении, социально-политической индифферентностью, религиозной терпимостью при крайней жесткости общественной структуры, компенсирующей слабость политических институтов.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1637;