Современная западная культура
Современная западная культура — это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые традиции, специалистам приходится учиться в течение всей жизни. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое отношение к времени («время — деньги») во многом разрушают сложившиеся в прежние времена идеалы человеческих взаимоотношений.
Современная культура базируется на развитии научно-технического комплекса. Бытовая техника заполнила человеческое жилье. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос, создала новые химические материалы, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее болезней, открыла пути генной инженерии. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества.
Вместе с тем, современная цивилизация порождает глобальные проблемы, угрожающие самому существованию человечества. Одна из самых опасных среди них — экологическая проблема, связанная с разрушительным действием технического прогресса на природную среду. Серьезными проблемами можно считать также:
- дефицит духовных потребностей на фоне стремления к комфорту и материальным ценностям;
- высокую динамику развития и обновления культуры, ведущую к нивелированию культурных традиций, что порождает серьезные трудности в деле воспитания подрастающих поколений;
- рост наркомании и преступности;
- международный терроризм и др.
Конфликтностъ современной западной цивилизации — является уже неоспоримым фактом. Можно выделить несколько аспектов, в которых она проявляется с особой остротой.
1. Свобода и насилие. Они проявляются, с одной стороны, в масштабах социального и технологического совершенствования жизни, а с другой — в необычайном размахе насилия и надругательства над человеком, достигшем крайней степени в фашизме и тоталитаризме.
Создание условий для увеличения свободы человека — одно из величайших достижений современной западной цивилизации. К этим условиям относятся:
- социальная мобильность — открытость путей для изменения социального статуса и материального положения человека (благодаря образованию, способностям, карьере и пр.);
- невиданные ранее возможности передвижения (рост скорости, комфортности и вместительности транспортных средств, развитие туризма, «прозрачность» границ между государствами, правовое обеспечение проживания, работы и учебы за границей, эмиграции и иммиграции);
- расширение возможностей выбора места жительства, профессии, режима работы, сексуального партнера и супруга;
- увеличение разнообразия и доступности источников информации, а значит, и свободы в определении своей интеллектуальной позиции (свобода совести и выбора религиозной веры, мировоззрения, политических убеждений и т. д.).
Культура, ориентированная на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью. Однако распространенность различных видов оружия в обществе, доступность и легкость применения взрывчатых веществ, ядовитых химикалий, болезнетворных бактерий и других вредоносных для жизни человека средств — это условия, создающие почву для роста насилия в общества. Преступность в современном мире приобретает широкий размах и в значительной части остается безнаказанной,
2. Элитарность и массовость. Более или менее явное расслоение культуры на «культуру всех» и «культуру избранных» существовало всегда. Уже первобытные шаманы и жрецы составляли культурную элиту, обладавшую особыми познаниями. С появлением письменности возникло различие между элитарной культурой образованных людей и фольклорной (народной) культурой. В XX веке это различие уступило место противостоянию элитарной и массовой культуры.
Объем информации, содержащейся в современной культуре, необъятен. Аристотель знал едва ли не все, что было написано греками до него. Сейчас знание всего даже в рамках одной специальности невозможно.
Чрезвычайно сложным стало современное искусство. Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. «Высокая культура» стала специализированной. В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немногочисленная, элита.
Массовую культуру отличают общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Она не требует от человека ни знаний, ни размышлений, строится на непосредственных эмоциональных реакциях.
3. Плюрализм и унификация. Современная культура плюралистична: предшествующие культуры не знали такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений. По одному и тому же вопросу существует множество различных точек зрения. Плюрализм проявляется внутри каждой системы: существует множественность религий, философских концепций, математических и естественно-научных теорий, художественных стилей, медицинских учений, теорий личности. Культура в целом «избыточна»», что является результатом и вместе с тем источником ее творческого развития.
Но механизмы массовой культуры действуют в обратном направлении, тиражируя и распространяя одни и те же материальные и духовные ценности. Она стандартизирует все — от условий быта, питания и одежды до желаний, мыслей и идеалов. СМИ (средства массовой информации) внушают индивидам, принадлежащим к разным общественным слоям, одинаковые установки. Сотни миллионов людей в разных странах получают примерно один и тот же комплект ежедневных новостей, смотрят одни те же фильмы и спортивные состязания, слушают одних и тех же певцов, читают одни и те же детективы, восхищаются одними и теми же кумирами.
В массовой культуре совершается «бегство от свободы»: личность освобождается от рассмотрения множества возможных вариантов, из которых нужно выбирать, взяв на себя ответственность за выбор. Выбор передается другому — авторитету, лидеру, телеобозревателю, священнику или просто власти. Унификация вкусов, взглядов, идеалов сочетается с конформизмом, утратой самостоятельности и автономии личности (я — «как все»), неприятием идей, не совпадающих с «общим мнением». «Избыточность» культуры на этом уровне исчезает. Складывается узкое, единообразное, примитивное видение мира, приспособленное к восприятию малообразованного большинства.
Все формы культуры существенно изменяют свой облик, так или иначе приспосабливаясь к динамике общественной жизни. Особенно ярко это видно в области искусства. В нем появляется множество новых идей, течений и направлений. Возникают новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники, приобретают популярность массовые художественные зрелища, получает развитие тенденция к синтезу различных искусств, спорт стал сближаться с искусством. Наиболее ярким явлением искусства ХХ в. стал «модернизм».
Модернизм неоднороден. Это не единый художественный стиль, а целая группа стилей. В ХХ веке искусство расщепилось, раздробилось на множество течений и направлений, стало «мозаичным». Отсутствие единого стержневого художественного стиля — характерная черта модернизма. Модернизм принципиально многостилен, но некоторые общие черты объединяют различные стили искусства эпохи модернизма:
• Противопоставление искусству прошлого, поиск новизны, в котором могут и даже должны быть отброшены любые художественные каноны, стесняющие свободу поиска.
• Отказ от принципа мимесиса (подражания), согласно которому искусство обязано отражать, копировать действительность. Стремление не к отражению реального мира, а к созданию силой воображения и таланта своего мира, который может иметь мало общего с реальным.
• Отрицание традиционных эстетических и этических требований к искусству (красота, гармония, разум, добродетель и пр.). Стремление поразить, публику; обращение к таким темам, как бессмысленность бытия, болезнь, уродство, смерть; выделение эстетики ужасного и безобразного.
• Недолговечность стилей модернистского искусства. Рождение нового стиля нередко имеет эпатажный характер и начинается со скандала. Рекламность — важнейшее условие популяризации нового стиля.
В последней трети XX века в искусстве царит необозримое разнообразие. Пытаясь выделить характерные черты искусства этапа, следующего за модернизмом, искусствоведы стали говорить о постмодернизме как о художественном направлении, характеризующем искусство наших дней. Постмодернизм расширяет рамки искусства, размывает грани между художественной и внехудожественной деятельностью, между искусством и жизнью, чему способствуют возможности техники.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1203;