Культура Нового времени
В Новое время — с XVII до начала XX века — культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом.
Уже в XVII в. были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ньютон создал классическую механику. Выдающиеся мыслители XVII века — Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. — освободили философию от схоластики. Основой философского познания стал разум, опирающийся на логику и факты. Общественная мысль все больше обретала независимость от религии. Христианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но утратила свое безраздельное господство над всей культурой. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из областей культуры.
В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых находят выражение два больших художественных стиля того времени — барокко и классицизм.
Искусство барокко пышно, экспрессивно, динамично, нарочито в своей театральности, создает зрительные иллюзии в живописи, обилие декора в архитектуре, сложность и витиеватость слова в литературе.
Классицизм унаследовал от ренессансного искусства преклонение перед античностью как эпохой, создавшей образцовую красоту. Но теперь античная классика предстает сводом канонов, незыблемых правил: колонны и портики в архитектуре; образцовое телосложение героев живописи и скульптуры; пять действий в трагедии; сюжеты из греческой и римской мифологии и истории. Стиль классицизма требует ясности, четкости, простоты, симметрии, тематической выдержанности.
Расцвет европейской культуры явился результатом взаимообмена между культурными достижениями европейских государств. Контакт и взаимодействие культур — это одно из решающих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире.
XVIII столетие — век Просвещения — определило основные тенденции, сформировавшие облик европейской культуры Нового времени. С этого времени начинается индустриализация общественного производства. На новый качественный уровень поднимается техническая культура общества.
На небывалую прежде высоту поднят авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Особенно возрастает престиж философии: идеи Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте, Гёте заложили фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся «властителями дум» в обществе.
В XIX веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая система хозяйствования. Растет крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Просвещение становится более доступным для широких слоев населения. Ускоряются темпы технического прогресса.
Наука XIX века выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика. В естествознании разрабатываются термодинамика, теория электричества, электродинамика, теория валентности, периодическая система элементов, клеточная теория, теория эволюции и другие фундаментальные теории. Появляется экспериментальная психология. Публикуются обобщающие труды по общей истории, истории искусства, истории философии. Преклонение перед наукой порождает позитивизм как направление философской мысли (Конт, Спенсер).
В художественной литературе одним из главных направлений становится реализм (Бальзак, Золя, Диккенс и др.). Реализм характеризуется такими особенностями, как внимание к историческому своеобразию жизни, сочувствие к низшим сословиям и «маленькому человеку», типизация героев и обстоятельств, критичность по отношению к действительности.
Однако уже в середине XIX века появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет философские работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Развертывается критика буржуазного общества. О приближающемся конце буржуазной культуры по-разному говорят такие разные мыслители, как Маркс и Ницше.
Разочарование в идеалах все явственнее сказывается в европейском искусстве последней трети XIX столетия. Возникают новые течения в живописи (примитивизм, импрессионизм), связанные с поиском новых художественных средств. С 1880-х годов в моду входит термин декаданс (так назывался французский журнал, начавший издаваться в эти годы). Под декадансом стали понимать настроение усталости, пессимизма, отчаяния, распространяющееся в обществе ощущение приближающегося распада и заката культуры.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 666;