Культура ранних цивилизаций
Первые цивилизации возникли на основе раннеземледельческой культуры в VI-iV тыс. до н.э. в Месопотамии, Восточном Средиземноморье и Малой Азии, Иране, Средней Азии, Индостане, Китае, Перу и Мезоамерике, Египте. Возникновение цивилизации связано с рядом преобразований в социально-экономической и духовной жизни первобытного общества. Эти преобразования и являются признаками цивилизации на ранних стадиях ее развития. Наиболее полный и обоснованный список признаков ранних цивилизаций был предложен американским ученым Г. Чайлдом. Он выделил 10 признаков цивилизации: города, классовая структура общества, государство, налоговая система, интенсивная экономика и торговля, специализация ремесел, письменность, зачатки науки, монументальная архитектура, развитое искусство.
При всем своеобразии и индивидуальности этих культур, оставивших неповторимые памятники, они имеют общие типологические черты.
- появление городов – поселений, выполняющих специфические функции;
- выделение элитарной субкультуры на основе имущественного неравенства, дифференциации образа жизни, отделения умственного труда от физического, развития неприкладного искусства – индивидуального художественного творчества;
- появление новой формы передачи информации (наряду с устной и художественной) – письменности;
- зарождение науки – новой формы познания мира, отличающейся от мифа точностью и конкретностью;
- улучшение средств сообщения – различных видов транспорта, обеспечивающих новый объем хозяйственных, культурных и политических связей;
- создание монументальных построек – преимущественно культовых комплексов;
- институализация власти, сакрализация должности и функций правителя;
- появление идеологии (ею выступала религия) и поддерживающих ее институтов (жречество). Как следствие – сакрализация всех форм культуры.
Античная культура
Античная – греко-римская – культура развивалась в период от начала I тыс. до н.э. (образование первых полисов) до падения Римской империи в V в. н.э. Происходит процесс интенсивного развития всех форм общественной и духовной жизни, сопровождавшийся созданием целого ряда выдающихся явлений культуры.
Общий характер античной культуры определяется ее ярко выраженной мифологичностью: религиозно-мифологическая система становится основой всего античного мировоззрения. Однако расцвет мифологии в античную эпоху не исключал появления и развития других форм познания мира – философии и науки.
История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы – греческую и римскую античность. Каждая из них имеет свои культурные доминанты. В греческой культуре ими становятся философия и искусство. В римской культуре – политика и государственность.
Зарождение философии в древнегреческой культуре можно считать событием мирового значения. Оно означало появление принципиального нового, по сравнению с мифологией, типа мышления – обобщенно-абстрактного. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий.
Искусство в Древней Греции превращается в самостоятельную область культуры, сферу деятельности, направленную на удовлетворение эстетических потребностей. Произведения искусства обретают собственную, эстетическую ценность, которая определяется не культовым значением, а художественными достоинствами. Искусство в Древней Греции наиболее ярко выразило черты, свойственные этой культуре в целом – гармоничность, красоту, совершенство, эстетизм.
Римская культура заимствует многие идеи и традиции греческой культуры: мифологические сюжеты и образы, жанры литературы, формы и стили искусства. Однако римляне придают этим формам особый характер, отражающий специфику римской культуры, определяющейся бурной общественной жизнью. В римской культуре максимально широкое развитие получает ораторское искусство, зрелищность, архитектура стремится к гигантизму, скульптура достигает реалистичности.
Но важнейшие культурные новации Древнего Рима связаны с развитием политики и права. Римские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Характер же всей культурной и общественной жизни Древнего Рима определялся политикой.
В целом своеобразие, самобытность и богатство античной культуры, позволившие ей стать колыбелью европейской культуры, определяется сочетанием в ней культурных антиномий – противоположных духовных установок. В их сочетании обнаруживается одновременно и путь духовно-интеллектуального развития античной культуры. К ним можно отнести: гармонию чувственного и интеллектуального (логика и точный расчет проникали даже в искусство – в каноны архитектуры, скульптуры, стихосложения); диалектику социального и индивидуального в античном человеке и обществе (несмотря на доминирующий общественный характер жизни, античная культура – это культура выдающихся личностей, свой жизнью доказавших приоритет индивидуального над социальным).
Античную культуру принято называть героической культурой, поскольку образ героя в ней является определяющим для всего духовного контекста. Античный героизм имеет мифологические истоки и социальную почву. В мифологическом отношении он тесно связан с идеей судьбы, которая определила масштаб и строй души античного человека. Судьба (ананке – рок, неотвратимость, неизбежность) – властвует над всем миром, определяет жизнь человека. Однако это не предполагает полной пассивности человека. Именно его активное действие, выполнение того, что он считает своим долгом, борьба с роком – способствуют реализации судьбы. Поэтому идея античного героизма неразрывно связана с представлением о судьбе и борьбе, их неразрывностью, а с другой стороны - обнаруживает глубину духовного потенциала человека. Диалектика судьбы и борьбы раскрыта в древнегреческом эпосе, в трагедиях.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1885;