Проблема понимания и интерпретации артефактов культуры
Всякое явление культуры выступает как текст, созданный людьми с помощью знаковых средств, и в этом смысле репрезентирует культуру. И любой текст – в виде вещи, ритуала, художественного произведения, речи и т.п. – подлежит прочтению и пониманию. Прочтение текста связано с выявлением заложенных в нем смыслов. Понимание – процесс идентификации смысла текста со смысловым полем познающего субъекта, а оно формируется культурой.
Ни одно явление культуры не существует и не воспринимается в «чистом» виде, а только в ряду других явлений культуры и их смыслов. Они образуют то, что называется культурным контекстом. Таким образом, любой текст (знак) всегда создается и воспринимается в контексте. Вычленить «чистый» смысл явления культуры трудно: он всегда определяется контекстом, в котором существует воспринимающее сознание. Изучение смысла явлений в их данности сознанию – одна из задач феноменологии – направления в философии ХХ века.
Текст, попадая в новый историко-культурный контекст, наполняется новым смыслом, отличным от того, который он имел во время его создания. Таким образом, понимание явлений культуры меняется от эпохи к эпохе. Не существует окончательной, единственно правильной их интерпретации. Они живут в истории, и в диалоге поколений они осмысливаются заново. Культурные ценности не умирают, потому что они все время обогащаются новыми смыслами.
Проблема понимания и интерпретации культурных текстов стала объектом и других наук, которые изучают проблемы понимания и интерпретации – семиотики и герменевтики. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах – рассматривает сам принцип знакового воплощения информации и соотношение тех или иных текстов с широкими культурными контекстами. У истоков семиотики – находятся труды американского философа и социального психолога Ч. Морриса(1834-1896) и французского философа Ф. де Соссюра (1857-1913). Ф. де Соссюр считал семиологию частью социальной психологии, дающую возможность изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Его последователь структуралист К. Леви-Стросс полагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и др. имеют природу, аналогичную природе языка, и, следовательно, могут изучаться теми же методами. Русская ветвь семиотики восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпета, Ю. Лотмана и тартуской школы.
Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.- Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, реконструируя и конструируя его смысл. Задачу герменевтики также составляет прояснение условий, делающих возможным понимание смысла того или иного текста.
Литература:
1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. - с. 35-63.
- Гатальська Н. Філософія культури – К., 2005. – с. 194-235, 135 – 150.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1065;