Тема 4. Типология культуры
1. Понятие «тип культуры», его основные характеристики
Культура разных времен и народов многообразна и неоднородна. В связи с этим в культурологии возникает проблема типологизации культур, их классификации. Тип культуры – это целостное культурное образование определенного исторического периода или народности, определяющееся рядом факторов – географических, социально-экономических, мировоззренческих, религиозных и др. На основе этих факторов формируются особенности мировосприятия, мышления, отношение к основополагающим принципам бытия – жизни и смерти, природе, человеку, обществу. В соответствии с этим, каждый тип культуры рождает свою систему ценностей.
В современной науке существует множество различных классификаций культуры. Среди них невозможно выделить «правильные» или «неправильные», они равноправны, поскольку основываются на различных подходах.
Рассмотрим важнейшие подходы к типологизации культуры.
1. Всемирно-исторический, или универсалистский подход. Исходит из идеи универсальности исторического развития человечества. Соответственно, и развитие культуры у всех народов имеет сходные этапы и единую линию. Этот подход представляют концепции Вольтера, Г. Лессинга, И. Гердера, В. Соловьева, К. Маркса, К. Ясперса, Л. Моргана.
Самое общее положение его состоит в следующем: человеческая культура явственно включает в себя два основных периода – архаический (первобытный) и цивилизационный. Между ними – переходный этап так называемой «неолитической», или «аграрной» революции, знаменующей переход от присваивающей деятельности охотников к производящей сельскохозяйственной деятельности, смену родовых, общинных и племенных структур социальными - с семьей, частной собственностью и государством. Время цивилизационно-исторического существования охватывает относительно небольшой, в сравнении с первобытностью, временной отрезок (примерно 5-6 тысячелетий).
2.Локально-исторический подход. Приверженцы его утверждают, что не существует единой истории человечества, а есть отдельные, локальные культуры, ядром которых являются большие этнические образования (концепции Н. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др.). Самым крупным и влиятельным выразителем этой точки зрения был германский философ культуры О. Шпенглер.
Принцип локальности культуры допускает и разные основания для выявления границ типов культуры (этнический, региональный, религиозный, хозяйственный, ментальный и т.п.). Например, с точки зрения религиозной, выделяют такие типы культур: конфуцианско-даосистский, индо-буддийский, исламский, христианский.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 689;