Конфуцианско-даосистский тип культуры
Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры. Смысл жизни для древних китайцев заключался в поддержании правильных отношений человека с космосом, в умении всегда соответствовать движению мира.
Картина мира в китайской культуре поражает своей цельностью и гармоничностью. Мир в представлении китайцев — это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, все различия относительны. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).
Китайская культура не ориентирует на деятельное напало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежит Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: «Я излагаю, а не говорю». С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от природы.
Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства, которые наряду с буддизмом, составили философско-религиозную триаду (сань цзяо), духовный стержень китайской культуры.
Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Творцом даосизма считается Лао-цзы, «Старый мудрец». Дао — это нечто всеобъемлющее, что заполняет собой все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания. Слушающий дао не имеет привычки видеть лишь одну сторону вещи, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирующее изменения. Вещь — временна, процесс ее изменений постоянен, поэтому акцент в дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает в покое, но порождает жизнь.
Второе начало китайской культуры – конфуцианство. Его создатель – Кун Фу-цзы, т.е. учитель Кун. Он сформировал идеал совершенного человека, «цзюнь-цзи», обладающего главными достоинствами – чувством долга и гуманностью. «Благородный человек» Конфуция – умозрительный социальный идеал, своеобразное звено между Небом и обществом.
Конфуций сформулировал основные принципы социального порядка, согласно которому все будут знать свои права и делать то, что положено. На основании культа предков Конфуцием было разработано учение о «сяо» – сыновней почтительности, которую он считал основой гуманности. Культ сыновней почтительности стал нормой жизни. Он воспитал уважительное отношение к семье – основе общества. Интересы семьи и общества превосходили интересы личности.
Все этико-мировоззренческие положения даосизма и конфуцианства составили основу китайской культуры, способствовали ее стабильности, инертности, консерватизму.
Искусство Китая глубоко пронизано высокими философскими идеями и мудрыми поучениями. В нем воспевается красота мира и гармония природы. Идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия.
Даже письменность китайцев трепетно-красива и чрезвычайно сложна для усвоения людьми других типов культуры. Каждый иероглиф выговаривается с определенной мелодией, поэтому многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, в зависимости от тона имеют абсолютно разные значения.
Восприятие каллиграфического знака в традиционной китайской культуре осознано как особая область не только эстетики, но и этики.
Китай — родина уникальной живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых». Жанр этот зародился в IX в., но не теряет своей прелести и актуальности и в наше время. В древнем трактате «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» не только даны образцы изображений и техника исполнения, разработанная для этого жанра, но и все это связано с космологическим принципом подобия философии даосизма. Единое (мир) реализуется через единственное (дерево, цветок). Образно говоря, сквозь причудливые переплетения прожилок лепестков цветка просвечиваются грандиозные контуры мироздания. Художественная система Китая глубоко символична.
В китайской эстетике живопись измеряют двумя параметрами: философией и каллиграфией. Это значит, что лицо художника выражают дух и линия. Камни, деревья, водные потоки, цветы, птицы и даже человек даны в типизированном, а не индивидуализированном виде.
Итак, китайско-конфуцианская культура характеризуется: религиозной индифферентностью, акцентом на социальную этику и административно-детерминированное поведение, приматом жесткой нормы, догматизмом и конформизмом.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1116;