Христианский тип культуры

Христианская религия и церковь были важным фактором, определявшим образ жизни, мировоззрение и систему ценностей в культуре. Христианство вы­ступало как:

- Мировоззренческая система, давала новую картину мира, отличную от языческой;

- Моральная доктрина, формулировавшая нормы человеческого поведения;

- Общая идеологическая основа культуры, оказавшая влияние на идейную и содер­жательно-смысловую стороны всех форм культуры;

- Централизованная иерархическая организация, крупный землевладелец, отстаи­вающий порядок и незыблемость социальных основ.

Христианское мировоззрение получило выражение в религиозно-философском уче­нии – теологии («учение о Боге»). Для христианского мировоззрения характерно было представление о дуализме мира, его делении на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный – небесный, «горний». Оба мира были неотделимы друг от друга, но идеальный мир был первичным, главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. При­мирение или противопоставление этих двух миров – проблема, занимавшая христианское сознание на всех его уровнях: и высших, и низовых. К дуализму, т.е. двумирности, восхо­дили универсализм, символизм и аллегоризм христианской культуры.

Согласно теологическому миропредставлению, как мир делится на две части, так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось «темницей души», кото­рую нужно было освободить для достижения высшего блаженства. Красота человека вы­ражалась в торжестве его духа над телом.

Христианство породило и новое понимание времени. Из кругообращаемого (свойст­венного язычеству) время стало линейным, направленным от прошлого к будущему, имев­шим начало, историю и конец. Отсчет времени производился от Сотворения мира до Страшного суда. Время покоилось в вечности. Вечность – один из главных символов христианской культуры.

Понимание времени как линейного, имеющего начало и конец, внесло трагические мотивы в христианскую культуру, новое, трагическое, по сравнению с античным, пред­ставление о смерти. Человеческая жизнь приобрела драматический характер: она стала ареной борьбы добра и зла, тела и духа, Бога и дьявола, и от результатов этой борьбы зави­село посмертное воздаяние – вечное блаженство или муки.

Христианство сформировало и собственную нравственную систему, определявшую нормы поведения человека. Оно разрушило внутреннюю гармонию человека (идеал «олимпийского спокойствия») и обогатило духовный мир многообразием чувств и пережи­ваний, драматизмом, выдвинуло на первый план ценность человеческого страдания как очищающего душу.

Христианская мораль – это внутренний нравственный закон как основа личност­ного самосознания. Христианская мораль (как внутренний закон) и право (как гражданский за­кон) в христианской культуре не совпадают или не вполне совпадают. Христианская мораль рассматривается как нечто более высо­кое, по сравнению с гражданским кодексом права, лежавшим в основе судопроизводства.

Важной чертой христианской нравственности является ее активный характер, направленный на преобразование не только отдельного человека, но и всего социума.

Христианство и религиозное мировоззрение оказали огромное влияние на все формы культуры – философию, науку, образование, литературу, искусство.

 

4. Региональные культуры: «Восток» и «Запад», «Север и Юг»

Характерной чертой региональных куль­тур является то, что каждая из них существует в определенном геогра­фическом ареале. Как правило, они представляют собою конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, населяющи­ми регион. В них образуется историческая преемственность, сохраняющая специфику данной региональной культуры. Например, в Индии культуры народов, поселявшихся на индийской земле, впи­тывали в себя древние традиции, составляющие и поныне специфиче­ский колорит жизни этой страны.

Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исто­рически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются «Запад» и «Восток», а также «Север» и «Юг».

Запад и Восток

Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. О чертах, отличающих культуры Запада и Востока друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому что культуры эти неоднородны по своему содер­жанию. Во-вторых, восточная культура неоднородна гораздо в большей степени, чем западная, в ней со­существуют разные религии, тогда как культура Запада объединяет­ся одной религией — христианством. Поэтому академик В. М. Алек­сеев называл культуру Востока «горизонтальной», а Запада — «вер­тикальной».

В течение долгого времени проблема «Восток—Запад» рассматри­валась преимущественно с позиций европоцентризма. В настоя­щее время стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновре­менно, но по-разному.








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1972;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.