Цивилизации в современном мире
С течением времени отношения между цивилизациями делаются все более тесными, соприкосновение и взаимопроникновение культур становится постоянным и непрерывным.
Однако отношения между цивилизациями далеко не всегда сводятся к контакту культур. Нередко они принимают конфликтный характер. Многие войны в прошлом были по сути дела битвами между цивилизациями (например, в крестовых походах христианская Западная Европа выступала против мусульманского Востока). В современном мире взаимоотношения между цивилизациями становятся одной из самых острых проблем.
Ныне государства постепенно перестают быть основными структурными единицами, из которых состоит мир человечества. Государственные границы становятся все более «прозрачными»: информация, капитал, техника, рабочая сила все свободнее перешагивают через них. Возрастает роль различных надгосударственных объединений. Государства по-прежнему остаются важнейшими действующими лицами на международной арене, но их политика все больше диктуется их цивилизационными, культурными особенностями. Поэтому облик мира начинает зависеть уже не столько от отношений между государствами, сколько от отношений между имеющимися сейчас на Земле цивилизациями, от ценностей и идеалов, господствующих в их культурах.
На рубеже XX-XXI веков получила известность выдвинутая С. Хан-тингтоном концепция, в которой утверждается, что человечество в наше время вступает в новую эпоху — эпоху «столкновения цивилизаций».
Хантингтон выделяет восемь «крупных цивилизаций» (западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую). От их взаимодействия, считает он, будет зависеть ход истории человечества.
Основным источником конфликтов на мировой арене станет уже не идеология и не экономика, а культура. Именно ею будут определяться важнейшие границы, разделяющие человечество. Наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и государствами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики.
Хантингтон указывает на ряд причин, вызывающих в наше время рост конфронтации между цивилизациями (метакультурами). Различия между цивилизациями — по их истории, традициям, языку, религии — более фундаментальны, чем различия между государствами. Так как ныне мир стал более тесным, взаимодействие цивилизаций усилилось, и это вызвало рост цивилизационного самосознания. В незападных цивилизациях идет процесс «девестернизации» — возврата к своим культурным корням. Западные идеалы демократии и свободы уже не воспринимаются в незападных цивилизациях как общечеловеческие.
В хантингтоновской концепции «столкновения цивилизаций» многое вызывает возражения. В частности, акцентируя внимание на столкновении цивилизаций, Хантингтон явно недооценивает силу противоположной тенденции — тенденции к культурному, экономическому и политическому сотрудничеству, которая постепенно, через трудности и противоречия, набирает силу в мире.
Литература:
1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. - с. 87 – 128
2.Введение в культурологию /Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996. - с. 127 –255.
3.Гуревич П. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. – С. 98 – 115
4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. - №1
Раздел 2. Структура и содержание культуры
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1370;