Структура культурного пространства
Трем осям культурного пространства соответствуют три рода парадигм: 1) когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные. Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных феноменов).
В соответствии с тремя основными парадигмами на их пересечении образуется 3 основные сферы культуры:
1) духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)
2) технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);
3) социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме)
В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Духовная культура — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.
Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область социальной культуры.. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.
Наконец, в культуре существует область технологической культуры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.
Области духовной, социальной и технологической культуры схематически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценностно-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на которые «проецируется» содержание культурного пространства.
Однако иметь в виду, что существующие в реальной действительности культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — форма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект - создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1718;