Философия как теоретическое мировоззрение

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критиче­ское осмысление и рациональное доказательство. Философия стремится к рациональному объяснению всего бы­тия. Но, будучи выражением мудрости, философия об­ращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Тем самым философия выступает как осмысление, «теоретическая душа культуры» (Г.Ф.Гегель).

Религия

Религия выражает непреходящую потребность человека чувствовать свою сопричастность высшим и сущностным основам жизни (religio в переводе с лат. – связь). Ранние формы религии сложились на почве мифологического мировоззрения, поэтому сущностные основы жизни изначально видятся в рамках природного мира. Такие формы религии называются язычеством.

Развитые религии ищут суть бытия за пределами мира, в сфере трасцендентного (возвышающегося над реальностью). Поэтому, как правило, развитые религии монотеистичны. Трансцендентный Бог понимается как сверхестественный абсолют и является воплощением совершенства, немыслимого в реальном мире – несовершенном и противоречивом. Поэтому все развитые религиозные системы содержат нравственные постулаты, ориентирующие человека на абсолютное добро, воплощением которого является Бог. Утверждение высоких, абсолютных, общечеловеческих моральных ценностей определяет непреходящее значение религии в жизни человечества.

Основные элементы религии

1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет. В разных религиях — разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо: а) разумное, б) бессмертное, в) обладающее сверхъестественными способностями, г) непостижи­мое для человека, превосходящее человеческое разумение. С точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства. По мысли Л. Фейербаха, религиозное представление о Боге — это зерка­ло, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать.

2. Эмоциональное отношение к Богу. Вера в Бога — это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмоционально — с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния. Эмоци­ональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

3. Вероучение. Во всякий религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о пророке-основателе религии, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жизни общества и человека, о чудесах, которые соверша­ют боги, пророки, святые и которые служат свидетельствами боже­ственного могущества. К священным текстам со време­нем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися деятелями религии. На основе священных текстов и их канонизированных толкований строится религиозная наука — богословие (теология). На наиболее общем уровне вероучение приобретает истолкование в ре­лигиозной философии.

4. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвя­щенных ему обрядах и ритуалах. Важной стороной религиозного культа является символика. Куль­товые предметы, действия, жесты — это символический язык, на ко­тором происходит диалог человека с Богом. В символической форме верующий, с одной стороны, выражает свои чувства и мысли в освя­щенных, допустимых для обращения к Божеству формах.

5. Организация верующих. Религия по природе своей коллектив­на. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Общество признает в качестве религии только достаточно распространенную среди людей веру.

Ти­пичной формой организации верующих является церковь. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируют­ся вокруг церковных храмов.

Функции религии

Религия играет особую роль в культуре. Она может быть духовной основой культуры, фактором духовного единства. В современном обществе религия вытеснена на периферию, но сохраняет свои духовные основания.

Можно выделить следующие функции, в которых проявляется роль религии как фундаментального фактора общественной жизни.

1. «Душеспасительная» функция (по отношению к личности). Религия отрывает человека от повседневности. Она требует обращения к вечному и бесконеч­ному, напоминает о высших идеалах. Религия служит психотерапевтическим средством адаптации лю­дей к трудностям жизни. Она утешает слабых, помогает им пере­жить трудности жизни.

2. «Духовная» функция (по отношению к культуре). Религия вы­ступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культу­ры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей. Тем самым она подчи­няет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя. Основой культуры становится единый религиозный менталитет, который определяет образ мышления и поведения людей во всех их делах. Эту функцию можно назвать также интегрирующей.

3. «Мирская» функция (по отношению к обществу). Религия высту­пает как духовная сила, способствующая организации общественно­го порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Как правило, распространение в стране определенной религии поддерживается господствующими в обществе силами. Государство обычно использует ее для освящения, обоснования и укрепления вла­сти.

Роль религии по отношению к личности, культуре и обществу нельзя оценивать однозначно. Эта роль двояка.Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее стано­вится негативной, когда она претендует на безраздельное господ­ство в умах людей, в культуре, в обществе или становится источником войн и конфликтов.

Искусство

Это чрезвычайно важная и развитая сфера духовной культуры. Ее «непрактический» (по сравнению, например, с наукой) характер свидетельствует о том, что искусство – это высшее выражение «незаинтересованной», неутилитарной деятельности человека, своего рода «концентрация духовности».

Искусство порождается потребностью человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Мир искусства не тождественен реальному миру, хотя и является, в широком смысле, его отражением. В мире искусства реально-жизненное возвышается до образа; время, пространство, эмоции – концентрируются, наполняются человеческими мыслями и переживаниями. Искусство выступает как способ выражения, реализации человеческой духовности и играет огромную роль в ее формировании.

Существует множество определений искусства. Назовем основ­ные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональным и интуитивным).








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 665;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.