Особенности художественного образа.
Эмоциональность.Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отношение к объекту. Знание об объекте служит в нем лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом.
Предназначение художественного образа — не в том, чтобы отразить реальность такой, какая она есть, а в том, чтобы вызвать в человеческой душе переживания, сопряженные с ее восприятием. Художник не может заставить человека переживать какие-то чувства, просто назвав их или даже подробно описав. Он возбуждает переживания, моделируя средствами художественного языка породившие их причины. Художественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. Воссоздавая силой своего воображения то, что представлено в произведении искусства, зритель, читатель, слушатель становится «соавтором» содержащегося в нем художественного образа.
Итак, художественный образ по сути своей есть не столько отражение явлений действительности, сколько выражение их человеческого восприятия, связанных с ними переживаний, эмоционально-ценностного отношения к ним.
Условность. Мнение, что искусство — по крайней мере «предметное» искусство — заключается в умении достигать сходства изображения с изображаемым, широко распространено. Еще в античности это мнение легло в основу «теории подражания» (по греч. — мимесиса), согласно которой искусство есть подражание действительности. С этой точки зрения эстетическим идеалом должно быть максимальное сходство художественного образа с объектом. Но художественный образ не может быть просто копией действительности. Эмоционально-ценностный характер художественного образа предполагает отступление от бесстрастной объективности в изображении действительности. В этом и состоит художественная условность.
Символичность. Как уже отмечалось язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме. Искусство использует визуальные, аудиальные, вербальные знаки не просто в их прямом, непосредственном значении, но и кодируя в них глубинные, «вторичные» символические смыслы. Поэтому художественный образ не сводится к тому, что в нем изображено. Он несет в себе какое-то иное, более общее смысловое содержание, выходящее за рамки конкретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.
Многозначность.Всякий знак способен быть носителем разных значений. Значение знаков складывается и существует только в контексте. Таким образом, понять значение знака нам помогает контекст, в котором он употреблен. Этот контекст связан со своей исторической эпохой. Восприятие произведения может проходить в ином историческом контексте. Поэтому подлинное произведение искусства обладает настолько глубоким содержанием, что его невозможно исчерпать в рамках одного «единственно верного» толкования.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1450;