Антропоцентричный характер европейской культуры.

Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Древнегреческий философ Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей». Христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали, пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию божественного усиливало анторопоцентрический характер европейской культуры Нового времени. Ренессансный элитарный гуманизм, воспевавший мощь и свободу творческого человеческого духа, в Новом и Новейшем времени становится универсальным: он адресуется каждому человеку и провозглашает право на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. Свобода личности становится исходным символом и основной ценностью западной культуры.

2. Инновационный («нововведение») характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, высокий уровень риска, а стало быть, творчества и предприимчивости.

Данная черта способствовала формированию в Новое время цивилизации техногенного типа. Ее характерная особенность – это быстрое изменение техники и технологии, систематическое применение на производстве научных знаний, умножение знаний и изобретение нового.

3. Полицентризм власти, характерный для европейского типа культуры, заключается в рассредоточении власти в обществе, включая как относительную самостоятельность различных форм власти, так и ее ограничение на различных условиях с учетом определенной автономии местной власти. Заслуживает отдельного внимания разделение властей на политическую и духовную, государства и церкви. В борьбе политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть – сферу человеческой нравственности, благодаря чему человек приобрел свободу личности, нравственный идеал, суверенитет выбора между добром и злом. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры.

4. Европеизм – это такое мышление, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте, когда проявляется воля к объединению наций и культур, в частности, через более тесное сотрудничество во всех областях общественной жизни. Например: НАТО, ООН, Международный Красный крест, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), «Грин – пис», Олимпийские игры, европейская денежная система и т.д.

5. Христианские корни европейской культуры. В основании культуры западного типа лежит христианство – одна из мировых религий. Основные идеи христианства – религии Иисуса Христа: искупительная миссия Христа, его второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного. Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм. Сегодня оно представлено и многочисленными сектами и культами – мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней), баптисты, пятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы и т.п.

Земная жизнь Иисуса Христа изложена в Евангелиях (от Иоанна, от Луки, от Марка, от Матфея). Евангелие – составная часть главного памятника христианской литературы – Библии.

Основанная Библией христианская картина мира лежит в основе христианского вероучения. Идея спасения – одна из главных тем христианской гуманистической литературы. Христианство для Европы нечто большее, чем просто какая – либо религия в любой другой культуре. Христианская церковь как институт объединяла Европу «сверху»: путем распространения папской власти она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры. Христианская вера объединяла Европу «снизу»: формировала своего рода «общеевропейское сознание», понемногу вытесняла разнородные мифологии, заменяя их единым упорядоченным мировоззрением, что также способствовало формированию единой культуры.

Различия между Западом и Востоком, хотя и сглаживаются под напором современной цивилизации, но пока еще остаются весьма значительными.

Принципиальные отличия двух обозначенных парадигм можно проследить по следующим основным позициям: (см. таблицу 1).

Итак, западный тип культуры – явление сложное и неоднозначное. Он ориентирован на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западного типа характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно – экономических и политических структур.

 

Таблица 1

Западный тип Восточный тип
1. Антропоцентризм 2. Истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека. 3. Познаваемость мира безгранична.   4. Ориентация на изменение окружающего мира. 5. Экстравертность. 6. Понятие свободы. 7. Индивидуализм. Демократия. 1. Теоцентризм 2. Истина –само бытие, а потому не зависит от ума и воли человека. 3. Есть нечто принципиально не познаваемое. 4. Ориентация на изменение собственной природы. 5. Интравертность. 6. Понятие долга. 7. Коллективизм Тоталитаризм.

 

Литература

 

1. Гуревич А.Я. Человек и культура: индивидуализм в истории культуры [Текст] / А.Я. Гуревич. – М.: Политиздат,1990.-301с.

2. Запад и Восток. Традиции и современность [Текст]. – М.: Знание,1993.-189с.

3.Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели о месте культуры в современном обществе [Текст]. –М.: Политиздат,1991.-366с.

 








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1168;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.