М. Вебер считал, что абстрактные модели позволяют изучать множество явлений культуры на количественной основе.
Немецкий мыслитель К. Ясперс (1883-1969) в качестве центральных понятий выдвигал «единство истории», «единство человечества», «единство культуры». Ясперс настаивает на том, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода:
- доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления навыков и духовных ценностей;
- древние культуры – связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древних архаических культур (шумеро – вавилонская, египетская, эгейская), когда человек становится человеком;
- «осевое время» - духовное освобождение человека, которое происходило одновременно и независимо (в Китае, Индии, и т.д.) с 800 по 200 г.г. до н.э. В это время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий;
- технический век – начинается с конца Средневековья. Это время создания принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.
В ХХ веке появились новые воззрения, согласно которым главным показателем культурного уровня того или иного общества является степень его индустриализации. У истоков таких воззрений находились французский философ Р. Арон (1905-1983) и американский экономист и политолог У. Ростоу (род. в 1916). Поступательное движение человечества делится на три этапа:
- доиндустриальное общество – включает в себя первые три формации. Здесь преобладает так называемая первичная сфера экономической деятельности – сельское хозяйство, большую роль играют религия и военная сила, автократическая форма правления;
- индустриальное общество – соответствует капиталистической формации. Главенствуют «вторичная» сфера производственной деятельности – промышленность. Формы правления демократические;
- постиндустриальное общество – общество будущего. Главная сфера деятельности – «третичная» - духовная. Ведущая роль приобретают наука и образование. Форма правления – «меритократия – аристократы духа», т.е. люди, выделившиеся лишь благодаря своему интеллекту, нравственности и реальным заслугам.
В 60-х годах ХХ века канадский ученый М. Маклюэн выдвигает концепцию информационной технологии, где социокультурный процесс связывается с особенностями получения, переработки и передачи информации. Согласно идее Маклюэна, смена эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации:
- эпоха устных (оральных) средств коммуникации – соответствует первобытнообщинной формации;
- эпоха визуальных средств коммуникации – соответствует появлению письменности – рабовладельческая формация;
- эпоха появления массовых средств коммуникации – соответствует эпохе Возрождения, когда появляются первые типографические станки;
- эпоха современных, электронных средств коммуникации – соответствует концу XIX и далее ХХ веку (телеграф, радио, телефон, телевизор, интернет).
Подводя итог краткому рассмотрению истории типологизаций культуры, выработанных за последние столетия, можно сделать вывод о бесконечности процесса исследований в этом направлении и разнообразии взглядов на процесс развития мировой культуры.
Литература
1. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность [Текст] /А.М. Баткин // Вопросы философии.-1969.-№9.-С.99-108.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа [Текст] / Н.Я. Данилевский. –М.: Книга,1991.-573с.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат.1992.-542с.
4. Тайнби А. Постижение истории [Текст] / А. Тойнби. –М.: Прогресс,1991.-730с.
5. Шпенглер О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер.-Т.1.-М.: Мысль,1998.-666с.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 848;