Характеристика метода типологии культур

Для наиболее полного изучения феномена культуры применяется метод типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения по составу множества объектов культуры.

Существует два основных подхода в типологии культуры:

- изучение культуры в пространстве (синхрония);

- изучение культуры во времени (диахрония).

Термин «синхрония» обозначает состояния и процессы, одновременно происхождящие в культуре всего человечества на каком –то этапе его развития. Словом «культура» в синхронном (географическом) плане могут объединять самые различные группы людей – от весьма малочисленных (культура племени) до миллиардных (культура Запада). При этом объединяющими факторами с разной степенью значимости могут быть расово – этнические, языковые, хозяйственные, образа жизни, территории, общего менталитета и многие другие.

Диахронный, т.е. исторический подход выдвигает перед исследователями две проблемы: во–первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса; во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиваться, но и постоянно наращивать свой потенциал.

В связи с этим выделяют виды типологий:

- Этнографические типологии (Западная культура – Восточная культура; Христианская культура – Исламская культура – Буддийская культура – Конфуцианская культура; Культура Северных народов – Культура Южных народов и т.д.)

- Антропологические типологии (Культура белых народов – культура черных народов – культура цветных народов; Культура романских народов – культура тюркских народов и т.д.)

- Исторические типологии, где основанием является специфика и своеобразие культуры в историческом развитии.

В исторических типологиях исследователями используются в основном два принципиально разных подхода: «линейный» и «циклический». В первом случае историко–культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к более совершенному и сложному, что находит выражение в идее «прогресса». Второй подход, характерный для современных культурологов, заключается в том, что они отрицают идею прямолинейного прогресса и мыслят историю как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам.

Рассмотрим основные исторические типологии.

Одной из первых исторических периодизаций, правда, лишь в пределах первобытно-общинного и рабовладельческого строя, является периодизация древнеримского просветителя Тита Лукреция Кара. Он взял за основу процесс овладения человеком конкретным природным материалом, в результате чего различают: 1) каменный век, 2) медный век, 3) бронзовый век, 4) железный век.

Одной из самых распространенных периодизаций культурного развития человечества была основана на марксисткой теории общественно-экономических формаций (XIX в.). В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе – социалистическую и коммунистическую. В основе каждой из этих формаций, а следовательно, и культур, лежат определенные производительные силы и экономические отношения, а в качестве движущей энергии в большинстве из них выступают классовая борьба и революции.

Впервые представление о различных и самостоятельных «культурно – исторических типах» было предложено русским ученым Н.Я. Данилевским (1822-1885) в XIX веке. Его теорию «локальных», «замкнутых» цивилизаций в дальнейшем продолжили немецкий историк и социолог О. Шпенглер (1880-1936) и английский историк А. Тойнби (1889-1975).

Согласно их представлениям, в культуре как основе общественно – исторического развития, самостоятельно органически существуют отдельные «замкнутые» культуры. Культурный мир последних тысячелетий в этом контексте рассматривается как «россыпь» локальных цивилизаций, практически не связанных между собой. Н.Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов культур, О. Шпенглер насчитывал 8 таких культур, А. Тойнби – 21. Наиболее распространенной типологией является схема, утвердившаяся во второй половине XIX века в истории, этнографии, археологии и других науках: Архаика – Античность – Средневековье – Новое время – Новейшее время. Эта схема основана на формационном принципе, т.е. каждая социокультурная эпоха соответствует определенной формации (первобытнообщинная, родовая феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

Немецким социологом, историком М. Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, а образ – схему. М.Вебер различал три «чистых» типа господства:

- рациональный тип – правовой, который характеризуется подчинением закону;

- традиционный тип – основывается на святости существующих обычаев и законов;

- «харизматический» тип (харизма – качества личности) – когда качества какого-либо человека позволяют вдохновлять и увлекать за собой людей (Будда, Наполеон, Петр Великий, В.И. Ленин и др.).








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 926;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.