ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИИ 10 страница
– Паломничество, т.е. хадж к храму Каáба и другим святыням ислама, находящихся в окрестностях священной Мекки. Отправляются туда в начале 12-го месяца. Обязателен один в жизни хадж для мусульман, имеющих возможность его совершить. Кто не может, должен принести выкуп: постом, или милостыней, или послать кого-нибудь вместо себя. Но кто обязался, тот должен в преддверии хаджа вести себя как в пост, а перед тем, как вступить на территорию Мекки, обязан привести себя в состояние «освящения» (ихрама). Совершив омовение всего тела и облачившись в белую сакральную одежду (тоже ихрам – неподрубленная повязка и накидка), можно идти к Каабе, расположенной внутри Священной мечети Мекки (аль-Масджид аль-Харам). Здесь паломники слушают проповеди, пьют воду из священного источника Замзам, совершают ею омовения, молятся, а перед этим совершают первый из паломнических обрядов – Тауаф, или обход – семикратное обхождение вокруг храма с обязательным прикладыванием к Черному камню в знак любви и уважения к первому дому поклонения Богу. Затем идут к холмам Сафа и Маруа и совершают обряд Са’и, или «быстрое передвижение», точнее, пробегают между ними подобно тому, как бегала в поисках воды Хаджар – мать Исмаила и жена Ибрахима, ради которых Бог сотворил источник. Далее паломники направляются к горе Арафат, где совершают стояние, как это сделал в последний раз Мухаммад. От нее идут в скалистую пустошь Муздалифа. Здесь молятся, собирают камни, отдыхают. После краткого пребывания в ней направляются на два с половиной или три дня в долину Мина, где бросают камни по трем каменным столбам, воплощающих собой Сатану. Этим символизируют отвержение Сатаны в бесконечной борьбе человека против различных соблазнов. Потом совершают заклание жертвенных животных. Это начало и основное содержание главного четырехдневного мусульманского праздника жертвоприношения – Курбан-байрам (’Ид аль-Адха). Мясо животных делится на три равные части – семье, друзьям и соседям, а также для бедных. Это считается особым пожертвованием. После принесения жертв начинается освобождение от состояния ихрама. С первыми лучами Солнца следующего дня все возвращаются в Мекку. Вновь обходят Каáбу, холмы Сафа и Маруа. Ихрам снимается, хадж закончен, а его совершивший становится хаджи, т.е. особо благочестивым человеком. Мусульманами может совершаться и ’Умра – «малое паломничество». Оно состоит из принятия ихрама, Тауафа вокруг Каáбы и Са’и. Имеющие возможность, посещают и могилу Пророка Мухаммада, находящуюся в мечети Медины.
Некоторые мусульманские богословы выделяют в исламе еще один «столп» – джихад (араб. – рвение). Первоначально он понимался как усердие в утверждении ислама. Но проповеди мира и ненасилия по известным причинам сменяются в исламе разрешением войны (газават) с «неверными», т.е. с неверующими и верующими других религий. Причем война в полном смысле слова. Отличившийся в ней становится гази, погибший – шахидом, т.е. мучеником. С течением времени содержание и назначение джихада менялось. Сегодня снова джихад рассматривают, прежде всего, как приложение мусульманином непрестанных усилий по самоулучшению и самоочищению (джихад билль нафс – рвение по отношению к себе). Одновременно он видится и как средство непрестанной борьбы (языком, пером, а при необходимости, и руками, т.е. самым крайним способом) с несправедливостью, тиранией и угнетением ради утверждения свободы и торжества истин ислама. Каким образом на сегодняшний день осуществляется джихад, насколько видоизменились средства в деле распространения ислама и обеспечения его торжества? Идет ли речь при этом об истолковании джихада как средства для объединения арабских племен, а потом для агрессии и подавления народных восстаний (7-8 вв.)? Говорится ли о представлении о нем (с 9-10 вв.) как о духовном способе самоусовершенствования на пути к Аллаху или о выражении джихадом народной борьбы против колонизаторов, а в дальнейшем борьбы за прогресс народов в странах распространения ислама (20-21 вв.)? Сегодня ответы на эти вопросы разнятся не просто в теоретическом, но и в практическом отношениях.
Распространением ислама, пропагандой его вероучения, совершением культовых действий занимается мусульманское «духовенство». Надо отметить, что в исламе отсутствуют институты церкви и духовенства в общепринятом европейском понимании. Существуют многочисленные и разнообразные в функциональном отношении группы лиц, связанные с исламом. Они могут быть заняты как в религиозной, так и в светской сферах деятельности. С одной стороны, они выполняют некоторые, прежде всего, регулятивные функции в обществе, обслуживают его конкретные земные интересы в качестве хранителей предписанного Богом порядка и толкователей Божьей воли, якобы зафиксированной в шариате. С другой – хранят и толкуют Откровение, организовывают церемонии отправления культа, обеспечивают моральное и религиозное руководство общиной единоверцев и т.д. Неразделенность священного и мирского, фактическая причастность к священству в силу специфики своего религиозного знания (и обычно образования) позволяет отнести эти группы к духовенству.
Состав этих групп имеет конкретно-историческое и религиозное преломление. Поэтому модель мусульманского «духовенства» будет различной в разных районах мусульманского мира. Но поскольку есть в их структуре и сходство, то возможно, исходя из религиозно-общественных функций представителей «духовенства», выделить из них лиц, непосредственно связанных с отправлением культа – причт мечети: муэдзин (созывает к молитве), хатиб (проповедник), имам (руководитель молитвы); лиц, имеющих отношение к шариатскому судопроизводству: муэдзин (знаток шариата), кади (араб. – судья) и мухтасиб (исполнитель); учителей религиозных заведений – муллы (от араб. – господин, владыка).
Верхние ступени духовной иерархии в исламе занимают улемы (улама). Они в основном занимаются систематизацией и интерпретацией догматов, созданием религиозных произведений и т.д. Прежде всего, именно их относят к духовенству. Но они могут иметь непосредственное отношение и к власти. Занимать определенные должности в государственных структурах им дает возможность религиозное образование. Сейды (сейиды) и шерифы, наоборот, могут вообще не принимать участия в религиозной деятельности, а лишь пользоваться своим статусом в мусульманской иерархии в силу происхождения. Особое положение в этой иерархии занимают потомки Пророка Мухаммада и его ближайших сподвижников.
Среди мусульманского «духовенства» выделяют и так называемое неофициальное (шейхи, пиры и др.),контролирующее организации массового ислама.
4.3.3. Направления и ответвления в исламе. За пределами основных положений, касающихся вероучения и культа мусульман, как наиболее общих идейных представлений, целостность ислама нарушается. Причем он предстает не только в виде основных направлений: сунниты, шииты, хариджиты. Каждое из них имеет свои ответвления: суннизм – маликитов, ханбалитов, мутазилитов и др.;шиизм – имамитов, зейдитов, исмаилитов и проч.;хариджизм – азракитов, суфритов, ибадитов и т.д. В свою очередь и они распадаются. Число идейных течений ислама не является постоянным. Оно изменяется в зависимости от исторического периода его развития и тех проблем, которые решаются в этот период.
Хронологически первой проблемой, породившей серьезные разногласия и первые идейные течения (суннизм, шиизм, хариджизм) была проблема верховной власти (ал-хилафа, ал-имама). В конце 7-8 вв. разногласия в решении проблемы веры (ал-иман) предопределяют возникновение других направлений – мурджиитов и мутазилитов. К ее обсуждению примыкают и уже существующие хариджиты и сунниты, из среды которых в 9 в. выделились с иной точкой зрения ханбалиты. Полемика вокруг проблемы предопределения и свободы воли (ал-кадар) велась уже джабаритами (в 8 в. – джахмитами), мурджиитами и кадаритами (в 8 в. – мутазилитами), а с 10 в. и ашаритами. По проблеме сущности (аз-зат) и атрибутов (ас-сифат) Аллаха определилось девять основных позиций: муаттилиты, мутазилиты, мушаббихиты, джахмиты, ханбалиты, захириты, каррамиты, сифатиты, ашариты, а с 12 в. и суфии. С конца 8 по 10 в. по проблеме права (ал-фикх) выделилось семь правовых школ (мазхабов, араб. – путь, направление, образ действия), существующих и в современном исламе: четыре суннитских (ханифитская, ханбалитская, шафиитская, маликитская) и три шиитских (зейдитская, исмаилитская, джафаритская).
И в последующие столетия процессы дезинтеграции доминировали в исламе. Этому способствовали и менее значительные проблемы. В суннитском исламе выделились ваххабиты, в шиитском – фатимидские исмаилиты с их последующими ответвлениями (друзы, низариты и мусталиты), нусайриты (алавиты), хуруфиты и али-илахи. В 19 в. возникают и сектантские направления – бабиды (позднее – бахаиты) и ахмадие, объявленные вне структуры ислама за принципиальное переосмысление его основных догматов. С конца 19 в. начинают проявляться интеграционные тенденции. Все обнаруживающиеся в исламе вопросы решаются в рамках проблемы отношения мусульманского мира и европейской цивилизации. Но и здесь нет единства. Определилось два основных направления – салафитское (называемое традиционалистским, фундаменталистским) и модернистское. Хотя по многим вопросам разногласия между ними минимальны, это не означает возрождения единства ислама, подобного первым годам его существования.
Двумя самыми многочисленными и влиятельными направлениями в исламе являются суннизм (ахль-сунна ва-аль джама) и шиизм (араб. шиа – партия, группировка). Их возникновение связано не с признанием одними и отрицанием другими Сунны. Коран и Сунна являются для них первоисточниками всех положений ислама. Разница в том, что шииты признают только те предания, входящие в Сунну, которые восходят к членам семьи Мухаммада, а сунниты опираются и на свидетельства его сподвижников.
Истоки же разделения уходят ко времени соперничества двух родов племени Курайш – Хашим и Омейя, которое вылилось в борьбу за верховную власть. Ее источником всеми признается Аллах. Разногласия заключаются в том, каким образом эта власть должна реализовываться. Для суннитов – это имамат, верховное руководство общиной, осуществляемое выборным главой – халифом (араб. – наместник, преемник), сочетающим светскую и духовную власть. Шииты не признают сам термин «халиф», а имамат считают божественным установлением. Власть не может зависеть от людей. Как божественная благодать она передается от имама к имаму сакрально. Имам является непосредственным исполнителем предписаний Аллаха. У суннитов же функция Мухаммада не переходит к халифам.
Этим обусловлено различие духовных титулов, функциональных возможностей суннитских и шиитских улемов. У суннитов – шейх-уль-ислам и муфтий (у турок), шейх аль-Азхар и муфтий (у египтян). У шиитов – аятолла и моджтахед (у персов). Только их улемы (по-араб. – айатулах и муджтахид), считают шииты, вещают устами «сокрытого имама», что придает их мнению особый авторитет и дает право выносить собственное решение. Суннитские же могут исходить только из прецедента и свои решения должны согласовывать с шариатом.
По-разному они относятся и к мечети. Для суннитов – это только молельный дом. Шииты после молитвы могут в мечети пить чай, вести мирные беседы и даже деловые переговоры.
Шииты большинством признают двенадцать имамов. Последний (Мухаммед, род. в 873 г.) не умер, а (после исчезновения в пещере под Самарой в Ираке) «сокрыто» присутствует в мире и должен объявиться в качестве мессии (махди). Сунниты почитают первых четырех халифов – Абу Бакра, Омара, Османа и Али – как праведных (рашидун). Шииты признают из них законным главой общины только Али. Его назначил преемником после прощального паломничества в Мекку Мухаммад, сказав: «Кому я глава, тому и Али – господин». Эта дата у шиитов отмечается как праздник, а в их шахаде добавлено, что «Али – наместник Аллаха».
Имеются у шиитов и свои праздники и памятные дни: день инвеституры (вхождения в должность) Али и день его рождения (13 раджаба), дни рождения Хусайна – второй сын Али и Фатимы, третий имам (3 шабана) и двенадцатого имама (15 шабана). Отмечают они дни скорби: траур по Пророку Мухаммаду и Хасану (28 сафара), сороковой день гибели Хусайна (20 сафара), дни смертельного ранения и кончины Али (19 и 21 Рамадана), день смерти шестого имама Джафара ас-Садина (1 шавваля). Траурная декада – ашура (араб. ашара – десять) – приходится на первые десять дней мухаррама.
Поэтому, естественно, что кроме паломничества в Мекку и Медину, шииты совершают хадж к местам захоронения своих мучеников и святых: в Кербелу, именно к гробнице Хусайна и в Неджеф – к гробнице Али (Ирак); в Мешхед – к могиле восьмого имама Резы и в Кум, где похоронена его сестра Фатима (Иран).
Сунниты и шииты расходятся и в том, в какие именно дни Рамадана был ниспослан Коран Пророку. По мнению суннитов, это происходило 27 числа. Шииты считают, что по 19, 21 и 23 числам.
Это различие между шиитами и суннитами не последнее, а эти направления и ответвления ислама не единственное, что делает его неоднородным.
4.3.4. Влияние ислама и особенности его проявления в жизнедеятельности народов мусульманского мира. Влияние ислама на общество в разных регионах мусульманского мира различно. Оно обусловлено целым рядом факторов, сложившихся в жизни стран этого мира. Среди таковых, по Г.В.Милославскому,можно выделить: время исламизации, удаленность стран (территориальную, государственно-политическую, языковую, этнокультурную и т.д.) от исторического центра формирования ислама, официальную принадлежность страны к мусульманскому миру, выраженную в членстве в Организации исламской конференции (ОИК – основана в 1969 г.), существование и статус в стране мусульманских (правительственных и неправительственных) институтов, удельный вес мусульман в общей численности населения, уровень организации и централизации мусульманских общин, статус ислама и мусульманской общины (для стран не входящих в ОИК) в конфессиональной структуре, статус представителей («официального» и «неофициального») «духовенства».
Эти факторы накладывают отпечаток как на внутренние процессы в исламских странах, так и на их отношения с «внешним миром» (европейской цивилизацией). В той и в другой связи воздействие ислама многопланово. Оно проявляется и в экономике, и в социально-политической сфере, и в житейской практике мусульман. Имеет оно и особенности своего преломления в этих областях жизни общества.
Исходным положением для всех этих проявлений, с точки зрения самих представителей ислама, является идея единства (единобожия, единения). Однако реальное свое воплощение она имела лишь в период Мухаммада и «праведных» халифов. Тем не менее, эта идея в духовно-практическом отношении всегда значительна для мусульман. Это относится и к другим положениям вероучения и культа ислама. Их переплетение со светскими элементами создает мобильную и вместе с тем устойчивую и прочную структуру. В ее рамках формируются традиционные формы исламских отношений, которые санкционируются и шариатом.
В отношении различных сфер жизни мусульман влияние ислама проявляется:
– В формировании общей традиционной мусульманской модели социальной структуры, разделяющей общество (мусульманскую общину – умму) на две большие категории – элита (хасса) и массы (амма). Для реальной жизни характерно конкретное ее преломление в социальных и политических структурах.
– В становлении социальной иерархически организованной структуры (мусульманин – община (братство) – функционеры («духовенство», традиционная интеллигенция) – элита). Указанные компоненты, их связи как здесь, так и в других структурах, могут носить разный характер. Это зависит от конкретно-исторической ситуации, статуса той же общины и других факторов.
– В формировании политической иерархически организованной структуры (мусульманин – община (орден, братство, цех) – организации – Халифат (все мусульмане), соответствующей, как и в двух первых случаях, мусульманской картине мира (Земля с регионом распространения ислама (мусульманский мир) как центром и целью мироздания – небеса (их семь), которые населяют ангелы, функции и роль которых регламентированы, и Аллах, находящийся на седьмом небе – и то, что между ними, а именно, джины (разумные существа) и Иблис (дьявол), способные проникать и на Землю, и на небеса).
– В создании различного рода организаций и объединений: межгосударственных правительственных (напр., ОИК) и неправительственных (Лига исламского мира), международных религиозно-общинных (исламский совет Европы) и сектантских, национальных однотипных религиозно-общинных (Братья-мусульмане) и местных сектантских (Зикри), международных профессионально-корпоративных (исмаилиты ходжа). Все они имеют определенную область принятия решений и их реализации. Особенностью таких объединений является широта географических рамок, охватывающие и отдаленные друг от друга районы мусульманского мира.
– В регламентации экономического функционирования мусульманского общества, источниками которой, как и поведения мусульман в других странах, является Коран и Сунна, а нормативно закрепленный порядок реализации экономической доктрины в практике хозяйственной деятельности содержится в шариате. Классическая исламская экономическая доктрина связана с учением о собственности, об источниках приобретения богатства и его использования. Основные его принципы сводятся к ограничению свободы экономической деятельности в силу существования запретов (как на риба – ростовщичество, ссудный процент); признанию в качестве основ экономики двух видов собственности – частной и общественной; принципу обеспечения социальной справедливости – закят; обеспечению справедливого распределения; признанию права государства вмешиваться в экономическую деятельность; равному распределению риска между партнерами по экономической деятельности с помощью системы договоров (акд). Эти принципы остаются в действии и сегодня. Но для процесса проведения этих принципов в жизнь (что имело место ранее) характерно новое их осмысление с учетом новой ситуации. То есть в решении практических вопросов предпочтение отдается не столько предписаниям священных текстов (нусуф), сколько обычаю (урф, адат).
– В существовании традиционных общественных структур (интеллигенции – традиционная, современная, политические деятели, а также городской мелкой буржуазии – ремесленники, мелкие торговцы и др. и маргинальных слоев города, части городского пролетариата, массы сельских жителей, племен) и их функционировании (объясняющее, в частности, религиозные конфликты). Это во многом связано с наличием в мусульманском мире двух уровней ислама – официального (идеология правящего режима или верхних эшелонов функционеров общины) и массового, или народного, «бытового» (совокупность идейных течений, отличных от официального ислама). Особенности этих структур проявляются в сохранении ценностных ориентаций, не свойственных исламу, в неоднозначности проявлений указанных уровней в разных направлениях ислама, в их конфронтации и т.д.
– В формировании исламизированных взглядов и представлений всех слоев мусульманского общества как отражение исламского мировосприятия, культуры, традиций, системы ценностей и т.д. Для этого процесса характерно не замыкание этих взглядов в рамках собственно религиозных проблем, а их перенос на самые разнообразные явления и события современного мира.
– В регулировании элементов структуры внешнеполитического механизма мусульманских стран. Это прослеживается во взаимоотношениях между мусульманскими государствами, мусульманских государств с немусульманскими, последних со странами распространения ислама. Источником модели этих отношений (помимо Корана и Сунны) признаются исторические прецеденты из практики мусульманских правителей, мнения авторитетов, судебные решения, договоры, акты, указы, законы отдельных стран, обычаи. Среди особенностей внешнеполитических взаимодействий можно выделить такие, как влияние ислама через общественные структуры и одновременно со стороны внешних, как в прямой, так и в опосредованной форме, а также динамичность этого процесса. Хотя это еще не говорит о наличии каких-либо специфических черт во внешнеполитической деятельности мусульманских государств. Использование религиозного фактора, кроме прагматических соображений и расчета на внешнеполитический эффект, больше связано с повышением в жизни общества внимания к мусульманской традиции, исламу вообще среди широких масс и использования исламской аргументации оппозицией.
– В житейской практике мусульман, в рамках которой, по сути, остаются незыблемыми запреты и предписания в регламентации повседневной жизни мужчин-мусульман и, особенно, женщин, в отношениях между полами; в решении бракоразводного процесса, в отношениях между родителями и детьми, с родственниками; в отношении к труду и ведению мирских дел, к знанию и образованию, деньгам и имуществу, одежде, к пище и употреблению спиртных напитков; в плане изображения людей и животных, ростовщичества и азартных игр; в отношении обрезания; в совершении погребального обряда; во взаимоотношении с другими народами и представителями иных вероисповеданий и т.д.
Несмотря на все новации, происшедшие и происходящие в афро-азиатских странах, многие сферы их жизни и деятельности по-прежнему находятся под влиянием вероучения ислама, религиозных обрядов и традиций, сложившихся в мусульманском мире.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 533;