Новые религиозные течения 5 страница
Что касается неопозитивистского направления в современном западном свободомыслии, то его основоположником является Б.Рассел, известный такими работами, как «История западной философии» и «Почему я не христианин». Б.Рассел отмечает, что утверждения теологии не сопоставляются с чувственными данными, не могут быть проверены с помощью формального языка науки. Исходя из этого, он опровергает доказательства бытия Бога. Христианской морали противопоставляет мораль «науки свободного разума». Отрицая дуализм души и тела, выступает против теории личного бессмертия. Сущность христианства он определяет как утешение тех, кто утратил свободу.
З.Фрейд представил своеобразную точку зрения на проблему происхождения и сущности религии. В работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» он попытался применить свой метод психоанализа для объяснения возникновения тотемизма – древней формы религии. Последний возник, по мнению ученого, в результате переноса первобытным человеком своего «амбивалентного» отношения к отцу, обусловленного «Эдиповым комплексом», на заместителя отца – тотем. В результате дальнейшей эволюции объекта почитания тотем превратился в христианского Бога. В работе «Будущее одной иллюзии» З.Фрейд рассматривал религиозные представления в качестве иллюзий, выступающих как исполнение древнейших, сильнейших желаний человечества и определял религию как «общечеловеческий навязчивый невроз». Таким образом, он пытался объяснить религию как порождение индивидуальной психики. З.Фрейд не считал религию основой нравственности, выступал против религиозного воспитания.
Современные неофрейдисты отказались от фрейдовского «пансексуализма», пытались синтезировать социологический подход с психоаналитическим (так возник «социофрейдизм»). Представитель социофрейдизма Э.Фромм, чьи воззрения поддерживают многие современные свободомыслящие, в работе «Психоанализ и религия» критикует ортодоксальную, авторитарную религию, – религию отчужденного человека и выступает за религию без Бога – гуманистическую религию, в центре которой стоит человек.
Позиция атеистического экзистенциализма четко прослеживается у Ж.-П.Сартра, который отвергал теологию и признавал несостоятельными все доказательства бытия Бога. В его работах («Экзистенциализм – это гуманизм», «Бытие и ничто» и др.) красной нитью проходит идея об абсолютной свободе человека, которая противопоставляется идее божественного провидения. Человеческая свобода, являющаяся атрибутивной характеристикой человеческого бытия, и активность Бога исключают друг друга. Даже если бы Бог существовал, это бы ничего не изменило. Человек осужден быть свободным, он должен обрести самого себя.
Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от Ф.Ницше. В его сочинениях («Так говорил Заратустра», «Антихристианин», «Воля к власти» и др.) подвергнута резкой критике христианская этика, которая, по его мнению, лишает человека полноты жизни, культивирует его бессилие и слабость, ослабляет инстинкт самосохранения. Христианство Ф.Ницше считал вредоноснее любого из пороков. Ему он противопоставляет новую «религию религий», базирующуюся на идее вечного возвращения, в результате которого появляется сверхчеловек – единственная цель всего человечества. Основная ценность сверхчеловека – воля к власти: господствовать и не быть больше рабом Божьим.
Дж.Хаксли, один из активных деятелей современного международного движения свободомыслящих, заложил основы эволюционного гуманизма. В труде «Религия без откровения» он отмечает, что возникновение религиозных представлений обусловлено определенной связью человека с природой и обществом. В своих работах Дж.Хаксли проводит компаративный анализ религии различных народов на разных ступенях развития древних культур, чтобы понять психологические механизмы, лежащие в основе религиозного опыта, и указывает на сходство между человеческим единством и единством религиозных систем. По мнению философа, сейчас необходимо создать «новую религию», без элементов сверхъестественного, которая будет иметь дело с реальным миром и основываться на интеллекте и логике. Такую религию он называет «эволюционным гуманизмом» как синтез гуманистической этики и теории эволюции.
Необходимо упомянуть также теорию секулярного гуманизма, представленную в работах П.Куртца. Одну из причин существования религии ученый видит в склонности людей к магическому мышлению. Религиозные системы, согласно П.Куртцу, являются творческим продуктом идеализированного воображения, в котором люди топят свои мечты и слезы.
К.Ламонт разрабатывал концепцию натуралистического гуманизма. По его мнению, все в мире является продуктом естественного развития, без какого-либо сверхъестественного вмешательства. Естественнонаучный и натуралистический подходы к действительности делают религию несостоятельной как мировоззрение. В своих трудах «Иллюзия бессмертия», «Философия гуманизма» К.Ламонт выступает против теории личного бессмертия человека, но утверждает бессмертие человечества. Под бессмертием души он понимает жизнь человека, длящуюся в памяти людей. Философ считал необходимой полную секуляризацию общества и обеспечение свободы совести.
Помимо основных течений, форм свободомыслия выделяют направления деятельности движения свободомыслящих: теоретическое, издательское и организационное. Относительно первого направления было сказано уже достаточно. Подводя итоги, следует только добавить, что в самых общих чертах современное движение основывает свою теоретическую деятельность на традициях просветительства и гуманистического рационализма, ассимилирует идейные основы, заложенные гуманистами эпохи Возрождения, английскими материалистами и французскими энциклопедистами 18 в., а также развитием естественных наук.
Свободомыслящие объединяются в национальные и международные союзы, которые имеют свои периодические издания. Так, в США действует «Американская гуманистическая ассоциация», издающая журнал «Гуманист», в Италии – «Национальная ассоциация имени Д.Бруно» (журнал «Раджоне»), в Индии – «Индийская рационалистическая ассоциация» (журнал «Свободомыслящий»), в Великобритании с конца 19 в. издается журнал «Свободомыслящий», а также журнал «Новый Гуманист», печатаются публикации соответствующего духа в прогрессивных газетах.
Вышеперечисленные периодические издания ведут борьбу против религиозных предрассудков, используют достижения науки и философии против претензий Библии быть Божественным Откровением, утверждают рациональный подход к человеческим проблемам.
Английские свободомыслящие, в частности, входят в следующие организации: Британская гуманистическая ассоциация, Этический союз, Национальное секуляристское общество, Национальный совет по гражданским свободам, Ассоциация рационалистической прессы, Прогрессивная лига. Наиболее действенный характер носит Национальное секуляристское общество, основанное сто сорок лет назад и последовательно борющееся за свободу литературы и искусства. Оно стремится покончить с религиозным обучением в государственных школах, с церковными финансовыми и прочими привилегиями, с обеспечением священников за счет народных средств и с чрезмерным количеством радиовещательного времени, посвященного религиозной пропаганде. Выделяется своей активной деятельностью и Ассоциация рационалистической прессы, издающая журнал «Новый гуманист» и специализирующаяся на публикации периодики и книг.
Помимо национальных, существуют международные организации, объединяющие вольнодумцев. Это, прежде всего, Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), издающий журнал «Международный гуманист» и Всемирный союз свободомыслящих (ВСС). МГЭС был основан в 1952 г. и объединяет ученых, писателей, публицистов ряда западных стран, имеет свое представительство в ЮНЕСКО. Выступает против религии и церкви с позиций просветительства, гуманизма и светской морали, участвует в борьбе за демократические права. Всемирный союз свободомыслящих – это крупнейшая секуляристская организация, основанная в 1880 г. Согласно уставу, ВСС борется против религиозной догматики и морали, политического клерикализма, за рационалистическое миропонимание, за свободу совести, за отделение церкви от государства. ВСС не ограничивается борьбой против религии и церкви, но с позиций разума и гуманизма выступает также против всякого рода догматизма и авторитаризма.
Все эти организации вносят существенный вклад в дальнейшую секуляризацию общественного сознания, участвуют в процессе реализации на практике идеала светского гуманизма.
В целом свободомыслие характеризуется следующими чертами: как практическое движение оно имеет демократическую направленность, как духовный феномен его можно идентифицировать с секулярным гуманизмом или с гуманистическим рационализмом.
Свободомыслящие вносят достойный вклад в дело культуры, образования, политики. Они содействуют развитию демократических институтов, достижению полноты прав и свобод всех граждан, становлению секуляризованного, свободного сознания. Секуляристско-гуманистическое, социально-ориентированное движение свободомыслящих своей борьбой за всестороннюю демократизацию общества объективно способствует социальному прогрессу.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 565;