Предпосылки и эволюция конфликтологии как научно-прикладной дисциплины

Предмет и задачи конфликтологии

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах и способах их конструктивного регулирования.

Объектом конфликтологии является конфликт во всех его формах, это конфликт между людьми, а также зооконфликт.

Предметом изучения конфликтологии является социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Конфликтология решает следующие задачи, которые носят не только теоретический, но в значительной мере и практический прикладной характер:

- выявление сущности конфликтов, их причин, этапов, участников;

- определение методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предотвращения конфликтов;

- установление основных форм конфликтов, своеобразия каждого из них.

Основы научных знаний о конфликтах необходимы для всех видов управленческой деятельности. Применительно к управлению основное предназначение конфликтологии заключается в том, чтобы побудить руководителя правильно смотреть на конфликтные ситуации, не довольствуясь интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми наукой установленными правилами и приемами управления конфликтами.

 

Предпосылки и эволюция конфликтологии как научно-прикладной дисциплины

 

2.1. Предпосылки конфликтологии как научно – прикладной дисциплины.

 

Конфликтология – относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине ХХ в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности. Так, Конфуций – знаменитый мудрец Древнего Китая – еще в VIв. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфуций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими; вести себя одинаково как с простым человеком, так и при встрече с важной персоной; не делать другим того, чего не хотеть себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в стране. Нужно платить за зло по справедливости, а за добро – добром».

Примерно в это же время, в VIв. до н.э., попытку рационально осмыслить природу конфликта предпринял древнегреческий философ Гераклит. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, так как он считал, что в мире все рождается через вражду и распри.

Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей разделял и другой философ – материалист древности – Эпикур, который тем не менее считал, что негативные последствия столкновений когда-нибудь вынудят людей жить в состоянии постоянного мира.

Христианская философия стремилась (в соответствии с Евангелием) доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. На рубеже II – III в. видные ее представители развивали аргументацию, направленную против вооруженных столкновений, но уже в начале IV в. принцип несовместимости войн с “учением Христа” ставится под сомнение.

В эпоху Возрождения (15 – 16 вв. – период интенсивного культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы, переходный от Средневековья к Новому времени) c резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов выступали такие известные гуманисты как Эразм Роттердамский, Френсис Бэкон, Томас Мор и др. Они ратовали за мир доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.

Эразм Роттердамский, в частности, не только отмечал тот факт, что «война сладка для тех, кто ее не знает», но и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего воздействия все новые слои населения страны.

Френсис Бэкон впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин конфликтов внутри страны, проанализировав материальные, политические, психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы преодоления. Для Френсиса Бэкона была характерна глубокая оценка решающей роли материальных причин в возникновении социальных беспорядков. Он считал, что важно устранять всеми возможными способами материальные причины социальных конфликтов, среди которых особая роль принадлежит неудовлетворительному положению отдельных сословий в обществе. Важным средством предупреждения социальных столкновений Бэкон считал политическое маневрирование. Он говорил, что поистине мудро правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворять их нужды. К подобного рода предписаниям можно отнести и соображение Бэкона о роли и значении политики “разделения и раскалывания всех враждебных государству союзов и партий посредством стравливания их между собой и создания между ними недоверия”. Самостоятельной и прекрасной мерой предотвращения конфликтов (по его мнению) является забота о том, чтобы у недовольных не оказалось подходящего вожака, который бы смог их объединить. А с другой стороны, большое значение имеет наличие одного, а еще лучше нескольких лиц, обладающих способностями к подавлению народных волнений мятежей.

В 18 в. (век Просвещения) с открытой критикой вооруженных конфликтов, с осуждением завоеваний и насилия выступали английские демократы и французские просветители Джозеф Пристли (продолжатель философской традиции Ф.Бэкона), Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер. Вооруженные конфликты они рассматривали как пережиток «варварской эпохи» и полагали, что лишь ликвидация существующих феодальных устоев приведет к «вечному миру». В работах этого периода много внимания уделялось поиску рациональных форм организации общественной жизни, которые устранили бы причины социальных конфликтов, коренящихся в совершенно отживших формах государственного устройства гражданского мира.

В 19 в. наметился иной подход к оценке войн и социальных конфликтов. Общественное развитие в этих теориях начинает выглядеть так, что борьба, конфликты и столкновения представляются не просто возможными, а неизбежными явлениями социальной действительности. Более того, появляются теории, стремящиеся обосновать наличие вечных причин конфликтов, а тем самым принципиальную неустранимость их последствий. Например, английский экономист, священник Томас Мальтус причины бедственного положения трудящихся обнаружил не в исторических последствиях промышленного переворота и политике обезземеливания крестьянства, а в «легкомысленной привычке» населения неразумно размножаться. Естественно, что такой взгляд на процессы общественного развития делал борьбу людей за средства существования очевидным и неизбежным явлением, а всевозможные конфликты с точки зрения этой теории стали постоянным фактором общественного развития. В своей работе «Опыт о законе народонаселения» он дал новое объяснение факта усиливающейся в стране безработицы, сформулировав некий «естественный закон», согласно которому численность населения растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической.

2.2 Становление и эволюция конфликтологии как научно – прикладной дисциплины

По-настоящему научный подход к конфликтам проявился только со второй четверти XIX в. (ранее было преимущественно эмпирическое восприятие конфликтов). Именно с того времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения.

Формирование конфликтологии происходило вместе с развитием истории, социологи, права, этики, психологии и др. социальных наук.

Вначале для объяснения конфликтных ситуаций использовали понятия, привычные для естественных наук. Вслед за Чарльзом Дарвином, который выдвинул теорию биологической эволюции, появился так называемый социальный дарвинизм – направление, сторонники которого объясняли развитие общества биологическими законами естественного отбора наиболее приспособленных к выживанию и борьбе за существование особей.

Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых по праву относят Герберта Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной стороны общетеоретической базой конфликтологии, а с другой – методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.

С точки зрения понимания устройства общества социологи придерживаются одной из двух принципиальных позиций:

а) теории функционализма, или по-другому называется равновесная модель;

б) теории конфликта, или по-другому называется конфликтная модель.

Теория функционализма исходит из предположения о функциональном единстве, то есть гармоничном соответствии и внутренней согласованности различных частей социальных систем. При этом социальный конфликт рассматривается как некая патология в существовании социальных систем. Позиция функционализма первоначально была сформулирована Гербертом Спенсером. Он разрабатывал социологическую концепцию, основанную на принципе борьбы за существование. Спенсер считал принцип выживания наиболее приспособленных индивидов основным законом общества. В соответствии с этой концепцией состояние противоборства универсально, поскольку обеспечивает равновесие не только в рамках отдельного общества, но также между обществом и природой. Закон конфликта, таким образом, выступает у него всеобщим и основополагающим законом. Вместе с тем, в концепции Спенсера определены пределы развития общества. Они будут наблюдаться лишь до тех пор, пока в перспективе не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.

Затем теория функционализма была развита Эмилем Дюркгеймом и находит своих последователей до сих пор. Например, подобной точки зрения придерживается Толкотт Парсонс.

Сторонники теории конфликта исходят из того, что в обществе постоянно происходят изменения и конфликты, в том числе, связанные с подавлением одних членов общества другими. Серьезное влияние на возникновение конфликтной модели общества оказали идеи Карла Маркса. Он писал о неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделённости на враждующие классы (эксплуатируемых и эксплуататоров), а классовая борьба между ними становится движущей силой истории. Позднее эта теория получила развитие в исследованиях Зиммеля, Козера, Дарендорфа.

 

На рубеже XIX – XX вв. все усиливающееся влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология.

Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, был восприняты и развиты следующим поколениям представителей наук об обществе.

Так, немецкий социолог Георг Зиммель подобно К. Марксу полагал, что конфликт в обществе неизбежен и считал одной из его основных форм конфликт меду индивидом и обществом. Считается, что Г. Зиммель первым ввел в научный оборот термин «социология конфликта». По его мнению, конфликт определяет характер конкретных социальных преобразований. В отличие от К.Маркса Г.Зиммель: а) описывал более широкий спектр конфликтов: конфликты между этническими группами, между разными поколениями людей и культурами, между мужчинами и женщинами; б) считал, что конфликт не обязательно приводит к разрушениям, напротив, он может выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем.

Теоретические взгляды Г.Зиммеля в 1920-х гг. разделяли социологи так называемой чикагской школы, видным представителями которой были Роберт Эзра Парк, Эрнест Уотсон Берджесс, Аббион Вудбери Смолл. Они рассматривали социальный процесс в аспекте четырех взаимосвязанных типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции. Конфликты занимают здесь центральное место, поскольку представляют своеобразный мостик для перехода от соревнования к приспособлению и ассимиляции, являясь, таким образом, важнейшим источником социальных перемен.

Итак, анализ проблематики конфликта на рубеже XIX – XX вв. осуществлялся в основном на базе методологических установок социального дарвинизма, западной социологии, политологии и марксизма.

Основные идеи, обладающие качеством всеобщности и сохраняющие актуальность для современных концепций конфликта таковы:

1) конфликт является нормальным социальным явлением. Природе самого человека и общества присущи биологические, психологические, социальные и др. факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликты.

2) конфликты выполняют ряд позитивных функций в процессе общественного развития. Они обеспечивают общее прогрессивное движение общественной жизни, способствуют сохранению единства социальных образований, утверждению общественных норм и социальных ценностей.

3) отстаивается тезис, что противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, вызывающим трения, конфликты.

4) осознается связь и зависимость между изменениями экономической, политической, духовной стороны жизни общества и конфликтными ситуациями, возникшими в результате этих изменений.

 








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1169;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.