Дезинтеграция духа.
Дезинтеграция духа выражается в расхождении не только отдельных сил духа, т. е. ума, воли и силы, но и в расхождении этих сил от сил недифференцированного духа, т. е. ума, внутреннего слова (логос эндиатетос) и духа-пневма, которые остаются в латентном состоянии.
Дезинтеграция духа сопровождается изменением сознания и его крайним сужением. Сознание уже не вмещает духа и становится душенным сознанием. Духовное зрение, «очи сердца» переходит в скрытое состояние, не функционирует больше, за исключением редких мгновений в жизни человека, когда внезапно наступет состояние просветления и пробуждения духа. Скрытое состояние недиференцированного духа ведет к изолированию (отделению) сил духовной триады: ум отделяется от слова, а слово - от духа. Только в длительной аскезе, соединенной с концентрацией и молитвой, достигается катарсис (очищение) и воссстанавливается связь между умом и внутренним словом, умом и духом, то-есть «духовным чувством», и между словом и чувством. Аскеты говорят, что ум «находит» свое умное (духовное) чувство, а внутреннее слово «осведомляет» дух.
Ум, воля и сила, эти дифференцированные силы духа менее просты, чем недифференцированные силы духа: ум, слово и дух, о которых была речь выше. Они связаны с душевно-телесным аппаратом и зависят от состояния телесных органов, мозга, сердца и спинного мозга, этих духовных центров в теле. Поэтому ум, воля и сила нуждаются в развитии и упражнении. Для ума это развитие достигается в мышлении и созерцении, для воли - в практическом делании добродетелей, а для силы - в упражнениях, имеющих задачею ограничить все автоматическое, бессознательное и подсознательное в действиях человека и довести все это до сознания. В обычной практике упражнения ума, воли и чувства оказываются недостаточными и является необходимость в религиозной теории и практике, как например в христианской аскезе или в интеллектуальной аскезе Йоги. Идеалом духовности человека являются: простота, связь, синергия (сотрудничество), гармония и иерархия членов духовной триады. Но тысячелетняя история человечества дает примеры дисгармонии, дизархии, дизергии и разъединенности членов духовной триады. Дезинтеграция духа проявляется в центробежной тенденции ее отдельных сил, в стремлении к отделению, отпадению и обособлению, что ведет к их функциональной диссоциации (расщеплению). Возникает иллюзорное чувство «свободы», самостоятельности, независимости отдельных сил. Затем возникают: чрезмерные претензии, соперничество, сопротивление, борьба, соединенные с эксплоатацией и порабощением одних сил другими. Разъединенные силы духа теряют свою духовность и простоту, принимая участие в комплексообразовании страстей, и метасхематизм духа тем самым усиливается.
Дезинтеграция духа проявляется в самостоятельной, автономной деятельности отдельных сил духа, то-есть в автономности ума, воли и силы. Автономность духовных сил заключается в их самоутверждении и самопроизвольной деятельности, вне связи с деятельностью других сил. Уже одно это событие направлено против духа в целом и есть восстание против духа вообще. Уже в одном этом устремлении против духа ум, воля и сила перестают быть духовными, что ведет к падению их с духового уровня на низший, душевный уровень, с неизбежным помрачением и охлаждении духа. Неизбежным следствием падения духа являются: пассивность и восприимчивость ко всяким чужесторонним влияниям. Дальнейшее огрубение духа (дебелость) в противоестественной деятельности делает его невосприимчивым к божественным воздействиям, дух становится безблагодатным.
В их гедопатическом устремлении автономные силы духа, ум, воля и сила сталкиваются, как соперники и конкурренты, как антагонисты и враги в борьбе за исключительное господство над душою и телом, но вместо господства, они сами попадают в рабство плоти. Это рабство духа - одно из самых печальных явлений в духовно-душевной жизни человека.
Автономный ум как бы сам порывает с внутренним словом и с внутренним чувством, с которыми он не только созерцает, но и молится. Здесь имеется в виду молчаливая, умная молитва, которая проникает до самого сердца и реализует его внутренние сокровища. Молитва ума есть признак религиозной интеграции ума и духа, который начинает вновь обретать свои прежние духовные черты.
Ум, воля и сила имеют свои центры в теле: в мозгу, сердце и спинном мозгу, но в своем естественном, первозданном состоянии они имеют местопребывание и в других центрах. Так ум пребывает не только в голове, но и в сердце. Воля, центром коей считается сердце, имеет и филиальные центры в головном и спинном мозгах. Дезинтеграция и автономизм привели к духовному разобщению телесных центров духа и их сознаний, осталась только анатомо-физиологическая связь.
Восстановление духовной связи телесных центров духа осуществляется в умном делании древней Церкви, осуществляется и триадическое объединение духа (триадизация духа) 532. Триадизированный, обновленный дух соединяется в сердце с внутренним Логосом-Христом, с внутренним сокровищем сердца (Матв. 13, 45-46).
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 688;