Дезинтеграция тела.
Дезинтеграции тела говорит Григорий Синайский:
«Когда Бог сотворил тело, то он не вложил в него гнева и сладострастия, и только позже, вследствие непослушания, приняло оно (тело) смертность, тленность и животность» (Добр. 5, 213, гл. о запов.).
Об изменениях тела он говорит:
«Плоть, созданная нетленной, не имела той влажности, из коей впоследствии вышли сдалострастие и животное неистовство... После преслушания впал человек в тление и дебелость плоти» (т. ж. 213).
1) Это метасхематизированное сырое и влажное тело стало началом тления. Катастатическая влажность тела проявилась и в глубоких изменениях нервно-гуморальной среды организма, вегетативно-эндокринного (внутрисекреторного) аппарата, как физиологический эквивалент эффективности (гнев, неистовство, свирепость) и эмотивности (волнения, страха, боязни).
2) Дезинтеграция тела выразилась и в «восстании» и автономности внешних чувств, результатом коих была «неразумность» чувств (Исаак, Диадох и др.) Авва Дорофей говорит о неповрежденных и здоровых чувствах 534 в райском состоянии человека, перед падением в противоестество (Патр. М., 88, 107). Параллельно с извращением чувств идет извращение воображения (фантазии), как внутреннего чувства души. Григорий Неокесарийский Чудотворец (ученик Оригена) говорит:
«Чувства (внешние) неразумны и образуют в нас неверные представления о существах» (Патр. М., т. 10, 1141, о душе).
Дезинтеграция чувств ведет к извращению анализаторской (ощущения) и рецептивной (восприятия) функций, а впоследствии и к извращению аппрегензивной функции (выработка представлений). Извращение внешней и внутренней чувственности достигает своей крайней степени в психопатологических состояниях: в галлюцинациях и параноидных навязчивых представлениях. Обман чувств, как и обман чувственной фантазии в виде фантомов и фантасмагорий, есть результат дезинтеграции и метасхематизма чувственности.
3) Дезинтеграция тела идет дальше в трех направлениях, в зависимости от тех трех принципов, из коих составлено человеческое тело: клеточных монад, стихийных (элементарных) сил и астрального или сидерического (планетарно-звездного) состава тела. Человеческое тело состоит из огромного количества клеток, из коих каждая заключает в себе монаду, как клеточную душу. Они связаны для совместного существования под гегемонией двух больших человеческих монад, духа и души. Монады - души клеток находятся в определенном коррелятивным (соотносительном) контакте друг с другом, составляя в то же время отдельные органы человеческого тела. Расстройство корреляции клеточных групп, отдельных частей и органов человеческого тела вызывает различные заболевания тела, особенно хронические заболевания. Монады в то же время как бы погружены в море материи тела, состоящей из основных элементарных (стихийных) веществ. Эта элементарная среда имеет определенный состав и структуру и всякое нарушение их ведет к дальнейшей дезинтеграции тела. Дезинтеграция элементарного начала в человеке проявляется в расстройстве взаимоотношения элементов и их единства, в разделении их, с тенденцией автономности, господства, конкуренции и борьбы. Отдельные элементы выплывают как бы на поверхность, удерживая свое преобладание в теле и обусловливая темперамент человека. Темперамент есть проявление нарушения равновесия 4-х стихийных сил. Оривасий (врач императора Юлиана Отступника), развивший учение Гиппократа о темпераментах, установливает 8 темпераментов или кразов, когда 4 основных элемента вступают в новые комбинации друг с другом. Эвкразия 535, то-есть идеальное состояние равновесия элементов, встречается редко. Расстройство элементарного сидерического равновесия есть дискразия, предрасположение к заболеваниям.
Расстройство сидерического (астрального), равновесия проявляется в конституции человека, которое есть в то же время стигматизация (запечатление) сидерических, микрокосмических принципов в человеческом организме, с преобладанием одних принципов над другими.
Нарушение равновесия элементов в организме достигает крайности в плотскости и вещественности, при накоплении в организме не ассимилированных и несублимированных элементов. Чревоугодие вызывает обогащение организма жидким и земным элементом.
Исаак говорит:
«Всякая поглощаемая снедь прибавляет собою влаг, и делается естественною в нас крепостью» (Сл. 43, 188).
Изобилие гуморального элемента повышает дезинтеграцию тела и тление. Религиозно-аскетическое укрощение плоти ведет к уменьшению влаг и вещественность дает некоторое место духовности. Исаак говорит о сухости плоти у аскетов и совершенных.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1073;