Отличительные черты научного наблюдения

Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно социальные процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним признакам их можно отследить, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать результаты.

Особенность наблюдения в социальных науках состоит в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, словесные высказывания и т. д.). Наши мысли, мнения, ценностные ориентации наблюдать невозможно. Правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования - определения психологического смысла. Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное представление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее социальных причинах. Гипотезы можно выдвигать и в рамках наблюдения, однако социологи предпочитают проверять их при помощи других видов исследования, например анкетирования или эксперимента, где используется более сложный арсенал методов, в том числе основанных на математической статистике.

Наблюдая драку на улице или тушение пожара, нужно говорить о повседневном и случайном наблюдении. Повседневное наблюдение не носит избирательного или целенаправленного характера. Иначе говоря, у него нет и никогда не было четко выделенного предмета и объекта наблюдения.

Согласно В.А.Ядову, научное наблюдение отличается от обыденного тем, что (а) подчинено ясной исследовательской цели и четко сфор­мулированным задачам; (б) планируется по заранее обдуманной процедуре; (в) все данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; (г) инфор­мация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость[2].

Об использовании метода наблюдения как познавательного инструмента можно говорить лишь в том случае, когда: выделены задачи и гипотезы; определены объект и предмет наблюдения, а также категории, условия, единицы наблюдения; подготовлен инструментарий (дневник, протокол, аудиовизуальные технические средства фиксации и т.д.). Для того чтобы превратить обыденное наблюдение в научный метод, необходимо, по мнению С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова[3], осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

(1)Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

(2)Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения: объект наблюдения (индивид, малая группа, социальная общность, общественное мероприятие, событие и др.);

v предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

v категории наблюдения - показатели либо конкретные признаки, которые отвечают определенным требованиям (они значимы для решения поставленной задач, операционализированы и доведены до уровня наблюдаемых признаков, имеют количественный характер); они более конкретные, чем исходные понятия наблюдения, но более абстрактные, чем единицы наблюдения;

v наблюдаемые ситуации, т.е. реальные обстоятельства, при которых могут проявиться категории наблюдения;

v условия наблюдения, т.е. обязательные требования к ситуации, при наличии которых только и может происходить наблюдение (или этого делать нельзя);

v единицы наблюдения - элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознается категория наблюдения.

(3)Подготовить инструментарий наблюдения, а именно:

v дневник наблюдения - методический документ, где в закодированной или общепонятной форме записываются (а) ход наблюдения, (б) результаты наблюдения, (в) действия наблюдателя, (г) оценка инструментария и процедур, (д) реакция наблюдаемых;

v карточка наблюдения (карточка наблюдателя, лист наблюдения, карточка индикаторов для регистрации)-методический документ, предназна­ченный для регистрации единиц наблюдения в строго форма­лизованном и закодированном виде (их должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

v протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения;

v классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

v аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

v программу обработки данных наблюдения.

(4)Провести пилотаж (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

(5)Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

(6)Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

(7)Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

В протоколе наблюдения заносятся данные о трех оценочных показателях:

Коэффициент согласия наблюдателей - показатель, харак­теризующий совпадение данных, полученных одновременно раз­личными наблюдателями.

Коэффициент устойчивости наблюдений - показатель, ха­рактеризующий совпадение данных, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время.

Коэффициент надежности наблюдения - показатель, харак­теризующий совпадение данных, полученных разными наблю­дателями в различное время.

Социологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому научное наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему отделить закономерное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.

 

Специфика социального наблюдения[4]

Возможно, социология, оставаясь строгой наукой, ближе всех находится к принципам обыденного наблюдения. "Социологическое наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием событий, а иногда и участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится"[5].

В первом томе говорилось о том, что все мы по своей природе - стихийные социологи. Вглядитесь в себя, в то, как вы оцениваете и как судите о других - вы их рас­ставляете по шкале престижа, по социальному поло­же­нию, по уровню образования и воспитания; од­них вы относите к бедным, других (к богатым; с одними стре­митесь во что бы то ни стало позна­ко­миться (памятуя о его связях и власти), а друг их сто­ронитесь. Все вы взве­шиваете на "социальных весах". Они внутри каждого из нас, и никуда от них не деться.

Социологическое видение мира, отточенное и заостренное специальными научными процедурами, (сильнейшее и наиглавнейшее оружие профессионального социолога. При поступление на социологический факультет абитуриентов все чаще проверяет на присутствие такого качества. Предполагается, что любовь к социальному познанию, умение наблюдать и анализировать происходящие вокруг события - обязательные элементы профессиональной подготовки. Обучение в вузе отшлифует приемы стихийной социологии, превратит их в точный инструмент научного познания, но склонность и задатки должны проявиться на школьной скамье.

Стихийная социология - складывающееся в процессе взросления социологическое видение мира (социологический образ мышления), которое опираются не на достижения научного знания, а на личный жизненный опыт и здравый смысл. К главным приемам стихийно социологии относятся: 1) социальная типологизация, 2) социальная категоризация и 3) социальное ранжирование. Все они опираются на здравый смысл, формируются в повседневной реальности и служат критерием профпригодности социолога.

Так, типологизация обнаруживается в умении находить, подмечать в окружающем типичное, повторяющееся, а затем правильно их классифицировать. На основе сходных черт можно объединить в одну группу внешне различных индивидов. К примеру, людей в возрасте от 12 до 17 лет, несмотря на их внешние различия, мы можем объединить в одну и ту же социальную группу и назвать ее "подростки". Водителей, шахтеров, трактористов мы зачисляем в ряды рабочего класса, хотя все они отличаются друг от друга. Типизация - это одновременно обобщение разрозненных явлений в устойчивые группы и типы, но вместе с тем приписывание людей к заранее созданной группе, т.е. наделение их социальными признаками. В ее основе лежит способность наблюдать социальную действительность.

Интересный опыт использования метода стихийного наблюдения в целях социологического познания общества накоплен в русской литературе 1840-х годов. В социальной беллетристике этого периода тесно сплетены гражданские чувства и умонастроения близкой к народу интеллигенции, поиски художественного отражения жизни различных социальных групп, черты научного, социологического видения общественного развития. Писатели, близкие к В. Г. Белинскому и Н. А. Некрасову, не только дали точные зарисовки быта, поступков, элементов сознания представителей многих социальных, профессиональных сообществ, но и создали типологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своего времени.

Великолепным социальным наблюдателем прослыл "дядюшка Гиляй"[6] - известный русский журналист, писатель, поэт Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935). В молодые годы, скитаясь по стране, он активно набирался жизненного опыта: был бурлаком на Волге, крючником, пожарным, рабочим на заводе, объездчиком диких лошадей, циркачом, актером. В 30 лет начал печататься в ведущих отечественных журналах и газетах, считался <королем репортеров>, писал о самых заметных и нашумевших событиях, описывал московское <дно> - хитрованские притоны, приют нищих, босяков и отщепенцев. Слыл прекрасным знатоком Москвы. Самой популярной книгой является его "Москва и москвичи" (1926), где с этнографической точностью изображена жизнь Москвы конца 19 в.: быт горожан, торговцев, артистов, чиновников, нравы рынков и трущоб, история заведений, трактиров, улиц и бульваров. Получили широкое признание, в том числе и в научных кругах, его книги <Трущобные люди> (1887), <Мои скитания> (1928), <Люди театра> (опубликовано 1941) и др. Гиляровский прославился в качестве бытописателя Москвы. Он собрал и сохранил для поколений любопытнейшие истории о людях Москвы, ее улицах и площадях, бульварах и парках, булочных и парикмахерских, банях и рынках, художественных и артистических кружках, великолепных особняках и грязных трущобах. Гиляровский не был бесстрастным регистратором событий и бездушным бытописателем. Он был наблюдателем в самом высоком смысле этого слова. "Не было, кажется, в окружающей жизни ни одного явления, которое не казалось бы ему заслуживающим пристального внимания. Он никогда не был сторонним наблюдателем. Он вмешивался в жизнь без оглядки. Он должен был испробовать все возможное, научиться делать все своими руками. Всю жизнь он работал (он переменил много профессий - от волжского бурлака до актера и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль", - писал о нем К.Паустовский в очерке "Дядя Гиляй. Его произведения - образец социологического видения мира, результат многочисленных социологических наблюдений и глубокого, до сих пор не потерявшего своей ценности, научного анализа.

В каком-то отношении социология обречена изучать повседневный мир с позиций обыденного сознания. Действительно, профессиональный социолог, создавая свои теории, опирается на собственный здравый смысл и пользуется языком улицы, как бы они ни очищал первое и второе, как бы он их ни тренировал или улучшал. Но, возможно, не только социолог. По мнению О.Е.Трущенко, "ученый, как и любой другой человек, живет в мире, который сам конструирует присущими ему способами категоризации и описания. Но, в отличие от <простого чело­века>, ученый должен четко сознавать, что его способ описания ничуть не лучше, чем тот, который существует в обыденномсознании, т. е. на уровне нерефлексивном"[7]. В обыденной жизни мы поступаем так же, как ученые ведут себя в науке: мы создаем собственные теории, которые объясняют окружающий мир, помогают в нем лучше ориентироваться, служат руководством к действию и даже помогают предсказывать будущие события.

Таким образом, у стихийной и профессиональной социологии много общего, как много сходства между научным и стихийным наблюдением за социальными отношениями людей.

Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий исследователем с помощью органов чувств (зрение, слух) или специальных записывающих приборов. При этом чаще всего предполагается, что исследователь не предпринимает никаких попыток воздействия на объекты наблюдения, выступая лишь в качестве бесстрастного очевидца происходящего. Так, собирая информацию о предпочтении покупателями товаров той или иной товарной группы, мы могли бы не задавать им соответствующих вопросов, а просто в течение определенного периода (скажем одного дня или одной недели) фиксировать, какие именно товары покупают приходящие в магазин люди. При этом можно не просто фиксировать номенклатуру и объем приобретаемых продуктов, но и разносить полученные в ходе наблюдения данные по различным категориям: социально-демографическим группам покупателей (половым, возрастным, профессиональным), времени дня, дням недели, местам расположения торговых точек и т.п. Статистический анализ полученных подобным образом сведений даст возможность составить определенную типологию предпочтений, товаров, торговых марок, предприятий изготовителей, а кроме того - некую сводную картину покупательского поведения, характерного для данной территориального образования. Аналогичным образом прямому наблюдению можно подвергнуть и рабочее поведение персонала торгового предприятия, включая такие его стороны как вежливость, расторопность, опрятность, готовность проконсультировать покупателей и т.п. - словом, все то, из чего составится многообразное и не всегда четко и однозначно определяемое понятие как "профессиональная компетентность", а также, в конечном счете, - "имидж торгового предприятия".

Наблюдение может осуществляться как при отсутствии заранее заданных четких гипотез, так и систематизированным образом. В первом случае мы имеем дело с простым или бесструктурным наблюдением. Его задача состоит в том, чтобы дать исходную информацию для разработки гипотез по более строгому описанию наблюдаемого объекта.

Систематизированное (или структурированное) наблюдение предполагает достаточно четкую, заранее продуманную систему регистрации наблюдаемых событий. Здесь могут использоваться, например бланки-протоколы, разлинованные по отдельным пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций или карточки наблюдения.

Итак, социологическое наблюдение как метод сбора научной информации - это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Учитывая, что социологическое исследование стремится не просто к регистрации фактов, а к выявлению мотивов поведения людей, наблюдение обычно применяется в качестве дополнительного к другим источникам информации - опросу и анализу документов. Оно позволяет дополнить сухой (хотя и вполне репрезентативный и надежный) материал более "живыми" сведениями, непосредственными впечатлениями и тем самым повысить обоснованность интерпретации полученных данных.

 

 

Врезка








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1786;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.